Задание 3 из ЕГЭ по русскому языку: задача 25

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 3 мин. 1 сек.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ХОРОШЕЙ РЕЧИ

Как это ни парадоксально, дать определение хорошей речи не так просто. С одной стороны, представление о том, что такое хорошая речь, исторически изменчиво. Каждому ясно, что в XX веке не может быть признана хорошей та речь, которая была образцовой для XIX века. Речь первой половины XX века иногда тоже воспринимается как не совсем современная. Значит, можно сделать вывод, не требующий специальных научных разысканий о том, что как хорошая не может восприниматься речь несовременная.
С другой стороны, представление о хорошей речи, её эталоне обусловлено социально, а иногда и территориально. <...>, во время одной из диалектологических экспедиций деревенские жители сообщили нам, что спрашивать «Куда идёшь?» некультурно, нехорошо, а надо говорить «Далеко ль пошла?» Различны представления о хорошей речи у разных поколений (отношение к жаргону, «ты-общению», именованию людей без отчества и т. д.). Нельзя подходить, очевидно, к оценке речи с одними и теми же критериями без учёта возраста и социальной (хотя бы профессиональной) принадлежности говорящего (всем известны примеры особых ударений в речи моряков (компАс, рапОрт) и в речи медиков (упорное Алкоголь, наркоманИя)).
Е. Н. Ширяев дал очень ёмкое определение культуры речи: «Культура речи — это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». Кажется только, что для определения культуры речи больше подходит слово «выбор», а не «набор». Определение же словом «набор», скорее, характеризует не культуру речи как понятие более абстрагированное от конкретных речевых актов и произведений, а результат культуры речи, её производное в виде конкретного речевого акта или речевого произведения, т. е. хорошую речь.
Итак, хорошая это речь или плохая, нельзя решать вне учёта её ситуации, поставленных говорящим (пишущим) коммуникативных задач, но это обязательно такая речь, в которой соблюдаются современные языковые нормы и этика общения и которая может способствовать достижению наибольшего эффекта.
(По О. Б. Сиротининой)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст относится к научному стилю, поскольку цель автора — дать определение научному понятию.
2) В тексте употребляется большое количество узкоспециальных терминов и терминологических сочетаний (жаргон, «ты-общение», языковая норма, коммуникативная задача, речевой акт, диалектологическая экспедиция).
3) Все предложения в тексте содержат простые глагольные сказуемые.
4) Связующую функцию между отдельными предложениями выполняют в основном вводные конструкции (с одной стороны, с другой стороны, значит, очевидно, итак).
5) Последнее предложение текста является выводом рассуждений автора о сущности понятия «хорошая речь».

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Какому стилю речи свойственны точность, неэмоциональность, сжатость, информативность, стандартная форма, шаблонность, клише? Укажите номер верного ответа.

  1. разговорный
  2. научный
  3. офи…

Какому стилю речи свойственны неофициальность, спонтанность, эмоциональность, устная форма, экспрессивно-оценочная лексика? Укажите номер верного ответа.

  1. разговорный
  2. научный
  3. офиц…

Ещё так свежи в памяти времена, когда, для того чтобы писатель поближе познакомился с жизнью страны и народа, устраивались так называемые «творческие командировки».
Но как эти вре…

Читатель. На каких авторах вы росли как писатель?
Ник Перумов.Проще, наверное, сказать, на каких авторах я не рос как писатель. Читал я практически всё, что попадало под руку, чит…