Задание 27 из ЕГЭ по русскому языку: задача 2

Разбор сложных заданий в тг-канале:

СЛОН ГОЛУБОГЛАЗЫЙ

(1)И как только я ни называл её про себя! (2)Топало, бегемот, медведица…

(3)Помню, я даже растерялся, когда впервые увидел её, — такая вдруг стопудовая туша выперла из-за угла, да ещё в этом своём мужикоподобном, длиннющем пиджаке из какого-то дешёвого темно-синего сукна…

(4)Я немного успокоился, когда на ум пришла вот эта самая кличка — слон голубоглазый. (5)Тут уж было кое-что ухвачено и от её характера, от её доброты. (6)Ибо всякий раз, встречаясь со мною, она улыбалась мне своими голубыми, прямо-таки ангельскими глазами и с какой-то обезоруживающей простотой, чуть-чуть шепелявым голосом спрашивала:

— Как вы поживаете? (7)Как ваше здоровье?

(8)Я, конечно, говорил какие-то банальности, пустяки. (9)Не принимать же всерьёз все эти расхожие, изо дня в день повторяющиеся благоглупости?

(10)И вдруг однажды приходит из университета жена (она читала курс русской литературы на заочном отделении, где работала Мария Тихоновна) и говорит:

— Марию Тихоновну видела.

— (11)Ну и что?

— (12)Приглашала на юбилей.

— (13)Ну знаешь… (14)Только мне теперь по юбилеям и ходить…

— (15)Ничего. (16)Надо же уважить человека.

(17)Я пришёл в ярость. (18)Конец учебного года — да разве ей объяснять, что за жизнь в это время у преподавателя университета? (19)Да тут не то что по юбилеям ходить — дыхнуть некогда.

(20)Жена дала мне выкричаться, а вечером снова завела разговор про юбилей: Мария Тихоновна старый, одинокий человек, у Марии Тихоновны никого нет: ни детей, ни мужа…

(21)Жена не унималась:

— Всех-то ты жалеешь. (22)Только и делаешь, что говоришь да пишешь о любви к людям. (23)А вот на деле любовь к человеку проявить — к живому, к конкретному…

(24)И в конце концов я махнул рукой: быть по-твоему! (25)Пойдём на юбилей.

(26)Вечер был — чудо. (27)Золотой закат во всё ленинградское небо, пушкинская Нева с каменными сфинксами.

(28)И мы шли с женой по этому сказочному городу, наслаждались всей окружающей красотой, и я был счастлив. (29)Счастлив от своего великодушия, от своего благородства, оттого, что я не зачерствел, как другие, душой, откликнулся на простой человеческий зов. (30)И я представлял себе, как обрадуется сейчас старуха, увидев меня в дверях, какой переполох вызовет моё явление у её невзрачных подруг — всех этих секретарш, делопроизводителей, лаборанток…

(31)Так мы дошли до Дома учёных на Дворцовой набережной, и тут я посмотрел на жену: не ошиблась ли она? (32)Действительно ли в этом роскошном дворце назначен ужин? (33)Ведь сюда даже известные учёные далеко не всегда могут пробиться.

(34)Ерунда какая-то, — оробело твердил я про себя и, уж не помню как, открыл какую-то дверь. (35)Открыл и буквально замер: такое праздничное многолюдье увидел в зале.

(36)Много, много было гостей! (37)Профессора, доценты, аспиранты.

(38)Тут было немало и таких, кого я видел впервые, кто жил и работал на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, на Кольском полуострове.

— (39)И что же, они специально приехали на этот вечер?

— (40)Ну а как же! (41)Да на юбилей Марии Тихоновны люди с того света приехали бы, а уж с этого-то что.

(42)К нашему приходу главные речи были уже произнесены, и теперь в права вступали чувства, которые, как шампанское, выплёскивались через край.

— (43)Мария Тихоновна, вы были для меня как родная мать! (44)Честное слово!

— (45)А я Марии Тихоновне обязан жизнью…

— (46)А я на всю жизнь запомнила слова, которыми меня Мария Тихоновна вытащила из беды: «Смотри не на тех, кому лучше, смотри на тех, кому хуже…»

(47)Затем известный учёный-географ Василий Павлович, как бы подводя итоги, сказал:

— Наши дела, дела людей науки, измеряются статьями, книгами, открытиями, а чем, какой мерой измерить дела души, дела сердца?

(48)Я посмотрел на жену, — в глазах у неё стояли слёзы, да у меня и самого горло перехватывало, и вдруг я понял, что значила Мария Тихоновна в жизни этих людей.

(49)Дети железного века, века, когда исчезли, позабылись такие слова, как сострадание, милосердие, жалость. (50)Но она-то, Мария Тихоновна, знала, ведала силу этих слов. (51)И сколько человеческих сердец отогрелось, оттаяло возле неё! (52)Сколько отчаявшихся воспрянуло духом!

(53)Марии Тихоновны давно уже нет в живых, и я даже не знаю, где покоится её прах. (54)Но в те дни, когда мне бывает особенно тягостно и безысходно, я вспоминаю её юбилей.

(По Ф. А. Абрамову*)
* Фёдор Александрович Абрамов (1920 –1983) — русский советский писатель, литературовед, критик и публицист. Один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», значительного направления советской литературы 1960–1980-х годов.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение присылай в формате "Текст"

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…

В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ

(1)Люди всегда благодарны тем, кто нашёл в себе мужество и силы совершить великое. (2)Человеческая память хранит имена героев и их свершения.

(3)Н…

БОЖЬЯ ТВАРЬ

(1)Не знал, что столько даёт, столько открывает человеку собака. (2)А это даже и не собака, а собачонка, помесь дворняжки с терьером – метис. (3)Невзрачное существо, …

(1)Учась на четвёртом курсе, они начали встречаться.
— (2)Вчера только сделала маникюр и вот ноготь за кульманом сломала, — плаксиво жаловалась Марина и протягивала карандаш моему…