Задание 26 из ЕГЭ по русскому языку: задача 10

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 2 мин. 47 сек.

ВАЖНОЕ ПИСЬМО

(1)Бабушка передо мной в очереди на почте отправляла письма.

(2)Настоящие, в конвертах. (3)Много, штук шесть или семь. (4)Мне стало интересно, кому эти письма.

— (5)В наш век любое сообщение на другой конец света идёт секунду. (6)А вы пишете письма… (7)Почему?

— (8)Да… (9)Сейчас всё так быстро, мне уже не угнаться за вами. (10)Я живу в своей скорости. (11)Мир обгоняет меня. (12)Но это ничего, я не тороплюсь.

— (13)Я к тому, что, если в этих письмах что-то важное, может, скорость звука будет очень кстати.

— (14)Важное… (15)Ну как важное… (16)В принципе там написаны какие-то мои новости стариковские… (17)Но главная новость — я ещё жива.

— (18)Тогда понятно. (19)Это чудесная новость, и не важно, когда она доставлена, — соглашаюсь я. — (20)Она всегда кстати. (21)Простите моё любопытство, а кому эти письма?

(22)Бабушка смотрит на меня, будто оценивает, можно ли доверить мне тайну. (23)И вдруг начинает плакать. (24)Прямо на почте. (25)Я растерялась. (26)Опешила. (27)Я не хотела её обидеть…

— (28)Слёзы без разрешения текут, — говорит бабушка. — (29)Воспоминания эти… (30)Видите ли, я перед Девятым мая всегда пишу письма. (31)У моей бабушки было четырнадцать детей. (32)Четырнадцать! (33)Представляете? (34)Двенадцать богатырей и две дочки. (35)Одна из этих дочек — мама моя. (36)Богатырями сыновей дедушка мой называл. (37)Так вот все двенадцать ушли на войну. (38)А вернулся только один.

(39)Бабушка закрывает лицо натруженными руками, пытается унять слёзы. (40)Я тоже плачу. (41)Прижимаю к себе сына. (42)Я даже представить не могу.

— (43)Дедушка тоже не вернулся. (44)Он был лётчик-испытатель. (45)Это был вечный бой за души. (46)Когда стоит выбор, я или Родина, выбора нет. (47)Для них не было, понимаете?

(48)Мы все, посетители на почте, молчим. (49)Притихли. (50)Слушаем. (51)Понимаем ли? (52)Нет, не понимаем. (53)Просто верим.

— (54)Могилу своего отца я нашла спустя семьдесят лет. (55)Воинский мемориал в Калужской области. (56)Искали всем миром. (57)Столько людей помогали… (58)И могилы всех моих, кто… (59)Я должна сказать им спасибо. (60)И вот, говорю. — (61)Она кивает на почтовый ящик.

(62)Я поняла. (63)Она пишет письма-благодарности всем, кто помогал искать могилы её родных людей, погибших на войне, всем, для кого память — не просто слово. (64)Я переполнена эмоциями. (65)Мне хочется обнять бабушку, но мне неловко.

— (66)Как вас зовут?

— (67)Таина.

— (68)Какое нежное и необычное имя…

— (69)Да. (70)Тайна, покрытая мраком. — (71)Бабушка наконец улыбается.

(72)Мы вместе выходим. (73)Я совсем забыла, зачем приходила.

(74)Мы с Таиной почти дерёмся, когда я кладу ей пирожные, купленные детям.

— (75)Ну что вы, ну зачем? — сердится Таина.

(76)Ну вот как объяснить ей, что «спасибо» недостаточно, что хочется хоть чем-то отблагодарить её за эти эмоции, за безжалостную правду, за память, за слёзы, за письма, за всё.

(77)Я настойчиво предлагаю довезти её до дома, но Таина отказывается.

— (78)Такая погода хорошая, — говорит она. — (79)Сколько у меня ещё будет таких погод…

(80)Я понимаю, о чём она. (81)Возможно, когда-нибудь Таина обманет адресата. (82)Письмо придёт и скажет: «Я ещё жива». (83)А это будет неправдой. (84)Письма очень долго идут…

— (85)Оля, а хотите, я вам напишу письмо? — вдруг спрашивает Таина.

— (86)Очень хочу. (87)Очень. — (88)Мои глаза снова наполняются слезами.

— (89)Дайте адрес…

(90)Я записываю свой домашний адрес на клочке бумаги, отдаю Таине. (91)Она бережно убирает его в блокнот. (92)Она обязательно напишет мне письмо. (93)А я буду очень ждать её письма. (94)Письма, в котором будет написано много разных стариковских новостей. (95)Но я прочту в нём между строк самую главную новость: я ещё жива. (96)И буду очень верить, что письмо меня не обмануло…

(О. А. Савельеваp)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Чтобы затронуть душу человека, необязательно сочинять длинные и многословные произведения, иногда достаточно коротенькой зарисовки из жизни. С подобной историей нас знакомит рассказ Ольги Савельевой «Важное письмо». Сюжет, эмоциональный настрой, а также стилистика произведения способствуют рождению в душах читателей целой палитры разнообразных чувств. Выразительны (А)______ («натруженными руками» в предложении 39, «нежное и необычное имя» в предложении 68, «безжалостную правду» в предложении 76) и (Б)______ («вечный бой» в предложении 45, «всем миром» в предложении 56, «тайна, покрытая мраком» в предложении 70). Эмоции обеих героинь рассказа передаются также и при помощи средств синтаксической выразительности — (В)______ (предложения 8, 14, 29, 58) и (Г)______ (предложения 1–2, 22–24, 48– 50)».

Список терминов:

  1. разговорная лексика
  2. умолчание
  3. ряды однородных членов предложения
  4. вопросительные предложения
  5. парцелляция
  6. эпитеты
  7. синтаксический параллелизм
  8. фразеологизмы
  9. восклицательные предложения

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…

(1)Салют, уже? (2)Глушат двойные рамы, городской шум, голоса в комнате… (3)Прозевали? (4)Нет, что же это… (5)Глухие, длинные звуки, «непохожие» (оттого и прослушали начало) — как б…

(1)Малодушие — это когда человек теряет себя в угоду другим. (2)Это зависимость от других, уступка им вопреки своей внутренней правде, против совести.

(3)Малодушный слаб душой. (4)…

ЛЕГЕНДА О МУЗЫКАНТАХ

(1)Они жили здесь, в нашем городе, в старинном многоэтажном доме. (2)Я не стану называть улицу, где стоял дом, потому что, когда я рассказываю эту легенду ста…