Задание 24 из ЕГЭ по русскому языку: задача 146
(1)Невозможно себе представить, как, например, развивать в человеке совесть, какие действия производить для этого; но несомненно, что совесть сама развивается или, если так можно сказать, укрепляется, становится главным во внутреннем мире человека, коль скоро в классе меньше принуждения, больше творчества, лучше отношения – если всё кругом честно.
(2)Развитие совести непредставимо; но можно представить себе поле, в котором человек становится совестливым. (3)Ведь если совесть – это общая правда, с которой мы все живём, правда внутри нас, то важно, откуда и как получает эту правду ребёнок.
(4)Для пробуждения (развития? формирования? укрепления? сохранения?) совести ребёнок должен расти в максимально правдивой атмосфере. (5)Правда – кислород воспитания.
(6)Получается, что внутренняя свобода – это прежде всего свобода правды. (7)Не просто правдивость или искренность, а вот это трудно передаваемое состояние правды. (8)Свободный человек несёт правду в себе, являет её, вокруг него свет правды – поэтому-то он так выделяется среди других, а не потому, что он свободно сидит, стоит, ходит, движется. (9)Принято говорить о таких людях, что они служат правде; но они не служат, они свободны, они выражают её. (10)Свободными людьми поддерживается нравственность мира. (11)Свобода не в том, что нет запретов; свобода в правде и совести – общественной правде и личной совести.
(12)Всё это верно и понятно, если мы принимаем основной постулат: совесть – правда внутри нас. (13)В мире есть правда, эта правда во мне – моя совесть. (14)Совесть – не обыденная честность. (15)Двадцатый век знал ужасных злодеев, которые действовали строго по своим убеждениям и в этом смысле были честны; они способны были и на подвиги злодейства ради своих убеждений. (16)Они были субъективно честны, но совести не знали – отрицали высшую правду. (17)Они были бессовестны, и не случайно они называли совесть химерой и хотели освободить людей от этой химеры – совесть и фанатизм несовместимы. (18)А им нужна была фанатическая приверженность идее и идеологии. (19)Ещё в начале шестидесятых годов шёл в нашей стране журнальный спор, что выше – совесть или партийность? (20)Объявили, что партийность – выше.
(21)Но всё, что будто бы выше совести, то есть выше правды, безнравственно. (22)Всюду, где пытаются построить жизнь не по совести, а по каким-то иным основаниям, даже если их и объявляют высшими, например, вековой мечтой человечества, – там нет свободы.
(23)Казалось бы, правда и совесть ограничивают движения и поступки человека, а значит, ограничивают безграничную свободу. (24)Но тут мы подходим к таким глубоким основаниям человеческого духа, что обычные понятия становятся неприменимыми. (25)Нечто такое происходит и в математике, когда дело доходит до бесконечностей: одна бесконечность плюс ещё одна – это сколько? (26)Одна бесконечность.
(27)Так и с понятием «свобода»: свобода и правда – две бесконечности, составляющие одну. (28)Поэтому жизнь по правде, или жизнь по совести, что одно и то же, и есть единственно возможная свободная жизнь.
(29)В мире – идеальная правда, которая есть, в которую нужно верить, в которую верят все нравственные люди; эту правду мы чувствуем в себе, когда нас мучит или благодарит совесть, потому что у правды и у совести одно и то же содержание. (30)Общая, единая, единственная на всех правда и существует в мире в виде совести всех людей и каждого в отдельности, подобно тому как единый язык народа живёт – если оставить в стороне книги – в языке каждого человека, говорящего на этом языке.
(31)Совесть – способ существования правды в человеке; справедливость – способ существования её в обществе. (32)Мы чувствуем правду в себе – как совесть – и в своём окружении – как справедливость. (33)Правда есть всегда, а реальной справедливости может и не быть, мы сами утверждаем её своей жизнью. (34)И совесть есть в каждом, но не каждый живёт по совести, не каждый совестлив. (35)Вертикаль «правда – совесть» есть и без нас, а горизонталь «справедливость – совестливость» требует наших нравственных усилий, которые даются нам тем легче, чем сильнее верим мы в существование правды и совести.
(36)Тут и ответ на вопрос, как воспитать внутренне свободного человека: будем совестливы, будем поддерживать справедливость в классе и в школе – и дети наши вырастут свободными людьми.
(37)Боюсь, что другого, более простого ответа нет.
(По С. Соловейчику)
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
- Предложение 5 подтверждает суждение, высказанное в предложении 4.
- Предложение 7 поясняет содержание предложения 6.
- В предложениях 15–18 заключено повествование.
- Предложение 21 противопоставлено по содержанию предложению 20.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ
(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…
(1)Свобода — это когда у тебя есть выбор и ты сам решаешь, как быть и что предпринять. (2)Я точно знаю, что такое свобода: получилось узнать на практике.
(3)Это был май 1989 года.…
(1)Ненастной ночью, когда воет ветер и круговерть метели бушует за окном, я думаю о часовых.
(2)Мне кажется, что я сам только что вернулся оттуда — замёрзший, усталый, с обожжённы…