Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 208
(1)«Всё у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. (2)Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа… (3)Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. (4)Удержишь в руках сегодняшний день — меньше будешь зависеть от завтрашнего. (5)Нет, пока будешь откладывать, и жизнь промчится», — так писал римский философ Сенека в самом начале нашей эры. (6)В те самые, заметьте, годы, когда пределы скоростей связывали со всадником да летящей стрелой. (7)И не было на горизонте даже отдалённых признаков грядущей научно-технической революции или хотя бы информационного бума. (8)Но проблема времени, как видим, уже была.
(9)За неполные два тысячелетия, что прошли с тех пор, мы твёрдо убедились, что время — это деньги, но, в отличие от дензнаков, его нельзя дать в долг или вернуть. (10)Знаем и о его свойствах, порой весьма странных. (11)Если любой школьник вам докажет, что сорок пять минут порой тянутся целую вечность, то пожившие люди утверждают, будто не замечают, как пролетают целые годы, и объяснить это современная наука не в состоянии.
(12)Чтобы не злоупотреблять доверчивостью счастливцев, которые не знают, куда девать время, мы честно предупреждаем: следуя нашим советам, вы лишь осложните свою борьбу с избыточными часами. (13)Мелочная экономия минут — не для вас. (14)Такое крохоборство скорее к лицу вечно спешащим трудягам, мечтающим выкроить наконец часок-другой, чтобы спокойно заняться настоящим делом.
(15)Впрочем, нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше. (16)Помня это древнее выражение, мы тем не менее повторим вопрос: куда же девается наше быстротекущее время?
(17)Тот же Сенека утверждает, что бо́льшая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.
(18) Откровенным транжирам времени известный энтузиаст научной организации труда, учёный и поэт А. Гастев предлагал сделать три очевидных, но неизбежных шага к рациональному распорядку дня: режим дня — первый шаг, составление плана — второй, его выполнение — решающий.
(19)Как видим, откровений тут нет никаких.
(По Е. Жарикову, Е. Кружельницкому)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 1–4. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Текст начинается с такого приёма, как (А) _____, который позволил сразу поставить одну из вечных проблем — проблему нехватки времени. Текст предназначен, скорее всего, молодым людям, которые считают, что вся жизнь у них впереди и им торопиться некуда. В тексте сквозит явная (Б) _____ (предложения 12–14). Авторы использовали (В) _____ («научно-техническая революция», «информационный бум», «быстротекущее время», «энтузиаст»), однако в тексте есть и определённая образность, создаваемая (Г) _____ («не упускай ни часу», «удержишь день», «жизнь промчится»)».
Список терминов:
- ирония
- оксюморон
- литота
- сравнительные обороты
- книжная лексика
- парцелляция
- метафоры
- цитирование
- диалектизмы
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
(1)Заявляю: если мы сможем сделать так, чтобы каждый человек нашёл своё призвание, то многие проблемы нашего общества мы решим. (2)Мало того, именно, на мой взгляд, призвание позво…