Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 226

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 4 мин. 8 сек.

(1)Сейчас наступило время, которое можно назвать словами «после бурь». (2)Политических бурь, нравственных ураганов, идейных штормов выпало на нашу долю немало. (3)Никто не сможет сказать, что всё улеглось и наступил период штиля и покоя. (4)Неизвестно, что нас ждёт завтра. (5)Но стало понятно главное: мы должны сделать всё возможное, чтобы этих бурь и штормов, боёв и смертей больше не было. (6)Чтобы не свистели пули ни в городе, ни в деревне, не били гранатомёты, не ползали по улицам танки, не разрушались дома и не вскипала ярость благородная и тем более — неблагородная.

(7)Нас много лет воспитывали в ожидании войны. (8)Даже в 70-е и 80-е годы копили танки и ядерные бомбы. (9)Теперь стало ясно, что агрессор и агрессия — внутри нас, в наших душах.

(10)И если попытаться сформулировать в одной фразе, каким же должно быть воспитание после бурь, какие уроки нужно извлечь из грозных событий последнего времени, то можно сказать: воспитание после бурь должно быть таким, чтобы злобные бури гнева не проносились больше над многострадальной нашей страной.

(11)Все знают, что семья — ячейка общества. (12)Гораздо реже говорят о том, что такая же важная ячейка гражданского общества — школьный класс. (13)В семье рождается человек, в классе — гражданин. (14)В каждом школьном классе сталкиваются все противоречия, какие только раздирают общество. (15)В классе есть богатые и бедные, принимаемые и непринятые, отличники и двоечники, верующие и неверующие, правые и левые, умные и глупые, развитые и неразвитые, трудолюбивые и ленивые, русские и нерусские.

(16)Родители наших учеников придерживаются самых разных взглядов. (17)Одни — коммунисты, другие — демократы, третьи — патриоты, ненавидящие и коммунистов, и демократов. (18)Это не разнообразие. (19)Это противоположности, таящие в себе взрывную силу, которая может быть страшней атомной энергии. (20)Это реальность, которую надо принять.

(21)В короткое время плюрализм стал реальностью, и обнаружилось, что множественность взглядов таит в себе огромную опасность, ведёт к междоусобицам и в конечном счёте — к гражданской войне.

(22)Что же — назад к единомыслию? (23)Конечно, нет.

(24)Мы должны учить детей жить среди этих противоречий.

(25)Понятна ли разница? (26)Не приводить всех детей к единственно правильному мировоззрению, какое бы оно ни было, не устранять противоречия, не делать всех левыми или правыми, а учить детей, что каждый человек имеет право думать то, что он думает, быть таким, какой он есть,— всё-таки мир должен побеждать в школьном классе, в обществе, в государстве.

(27)Часто говорят о воспитании для свободы и ради свободы. (28)Это хорошая цель, но есть цель не менее важная и высокая: воспитание для мира между людьми. (29)Не только между народами, но и между людьми.

(30)Воспитание после бурь — это воспитание для мирной жизни среди всех противоречий. (31)До тех пор, пока не берут в руки оружие, пока не призывают к оружию, пока кулаки не сжимаются от ярости, до этой границы каждый имеет право думать то, что он думает, и должен быть выслушан. (32)Дети, как и все люди, кричат оттого, что их не слышат или не понимают.

(33)Нет сейчас более грозной опасности, чем опасность нетерпимости, оголтелости, отстаивания каких-то идей до конца.

(34)Нечем заменить коммунистическую идею? (35)Попробуйте принять идею мира и примирения между несогласными людьми. (36)Это благородная идея, хотя её и нелегко воплотить, как и все благородные идеи.

(37)И особенно трудно воплотить идею мира в школьном классе, потому что дети только вступают в социальную жизнь. (38)И хотя они с детсадовского возраста учатся не только ссориться, но и мириться, всё же противоречия между ними бывают порой так сильны, что школьный класс, кажется, вот-вот взорвётся от накала детских страстей.

(39)Мы с детства внушаем детям воинственное воззрение на мир. (40)И даже Катерина не просто страдает от любви, а гибелью своей выражает протест. (41)Это не значит, что надо пересматривать историю или тем более переписывать её, но об одних и тех же фактах можно рассказывать по-разному, с разными целями.

(42)Пусть нашей первой и главной целью будет умиротворение, а не ожесточение детских душ.

(По С. Соловейчику)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста выше. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру

«Нет сейчас, пожалуй, в мире более актуальной проблемы, чем та, которую поднял в своём тексте наш известнейший педагог-новатор С. Соловейчик. Он обращается к родителям и учителям, призывая их прививать детям идеи мира и толерантности, а не внушать им воинственное воззрение на мир. Единственно правильного мировоззрения не существует, потому что мы разные и окружены противоречиями. Вот почему в основе текста автора лежит (А) _______ (особенно она выражена в предложениях 14–19). Яркой чертой текста являются также и (Б) ________ («ярость вскипала» в предложении 6, «злобные бури гнева» в предложении 10, «класс взорвётся от накала страстей» в предложении 38). Интересен синтаксис текста, который отличается (В) _______ (предложения 5–6) и (Г) _________ (в предложении 26)».

Список терминов:

  1. инверсия
  2. антитеза
  3. оксюморон
  4. парцелляция
  5. обособленные члены предложения
  6. вопросительные предложения
  7. метафоры
  8. синтаксический параллелизм
  9. градация

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин)
Б) …

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Унылая пора! очей очарованье!
Б) И мглой волнистою покрыты небес…

(1)В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. (2)Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. (3)На срезе пня мягкою шапкою лежал линя…