Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 158
(1)Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. (2)Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. (3)Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. (4)А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. (5)Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. (6)И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. (7)Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью.
(8)Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. (9)Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. (10)Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. (11)И доктор Янсен не избежал этого. (12)Человек, при жизни возведённый в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. (13)Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обречённым на особую, мученическую смерть. (14)Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его.
(15)Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.
(16)В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. (17)Над колодцами устанавливался ворот с бадьёй, которой откачивали просочившиеся сточные воды. (18)Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, всё замирало до утра, и тогда бадьёй и воротом завладевали мы. (19)Нет, не в одном катании — стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъёме из тьмы — таилась притягательная сила этого развлечения.
(20)Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. (21)Наши отцы прошли не только Гражданскую, но и Первую мировую, «германскую» войну, где применялись реальные отравляющие вещества.
(22)И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.
(23)Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. (24)Но однажды решили прокатиться вдвоём, и верёвка оборвалась. (25)Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. (26)Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. (27)Спустился, понял, что ещё раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку верёвки и потерял сознание. (28)Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.
(29)Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. (30)Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.
(По Б. Васильеву)
*Бори́с Льво́вич Васи́льев — русский советский писатель и сценарист, лауреат Государственной премии СССР и Премии Президента Российской Федерации.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Фрагмент из повести Б. Васильева «Летят мои кони...» посвящён описанию жизненного подвига «последнего святого города Смоленска» — доктора Янсена. Не случайно писатель использует (А) _____ («неоплатный долг» в предложении 5, «героическая гибель» в предложении 14), подчёркивающие особое отношение смолян к своему великому земляку. Выразительность текста усиливают лексические средства, такие как (Б) ____ («с замирающим сердцем» в предложении 22, «от мала до велика» в предложении 30) и (В) _____ «зимой — летом», «днём — ночью» в предложении 7. Своеобразие авторскому стилю придаёт такой синтаксический приём, как (Г) ____ (предложения 4–5, 6–7)».
Список терминов:
- фразеологизмы
- антонимы
- сравнение
- эпитеты
- парцелляция
- риторическое обращение
- риторический вопрос
- восклицательные предложения
- градация
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |
ПЕРЕВАЛ
(1)Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадёжно, но покорно идёт за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звяка…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |