Задание 2 из ЕГЭ по русскому языку: задача 9

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 2 мин. 7 сек.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ХОРОШЕЙ РЕЧИ

Как это ни парадоксально, дать определение хорошей речи не так просто. С одной стороны, представление о том, что такое хорошая речь, исторически изменчиво. Каждому ясно, что в XX веке не может быть признана хорошей та речь, которая была образцовой для XIX века. Речь первой половины XX века иногда тоже воспринимается как не совсем современная. Значит, можно сделать вывод, не требующий специальных научных разысканий о том, что как хорошая не может восприниматься речь несовременная.
С другой стороны, представление о хорошей речи, её эталоне обусловлено социально, а иногда и территориально. <...>, во время одной из диалектологических экспедиций деревенские жители сообщили нам, что спрашивать «Куда идёшь?» некультурно, нехорошо, а надо говорить «Далеко ль пошла?» Различны представления о хорошей речи у разных поколений (отношение к жаргону, «ты-общению», именованию людей без отчества и т. д.). Нельзя подходить, очевидно, к оценке речи с одними и теми же критериями без учёта возраста и социальной (хотя бы профессиональной) принадлежности говорящего (всем известны примеры особых ударений в речи моряков (компАс, рапОрт) и в речи медиков (упорное Алкоголь, наркоманИя)).
Е. Н. Ширяев дал очень ёмкое определение культуры речи: «Культура речи — это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». Кажется только, что для определения культуры речи больше подходит слово «выбор», а не «набор». Определение же словом «набор», скорее, характеризует не культуру речи как понятие более абстрагированное от конкретных речевых актов и произведений, а результат культуры речи, её производное в виде конкретного речевого акта или речевого произведения, т. е. хорошую речь.
Итак, хорошая это речь или плохая, нельзя решать вне учёта её ситуации, поставленных говорящим (пишущим) коммуникативных задач, но это обязательно такая речь, в которой соблюдаются современные языковые нормы и этика общения и которая может способствовать достижению наибольшего эффекта.
(По О. Б. Сиротининой)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ХОРОШИЙ. Вполне достойный, приличный. Хорошее общество.
2) РЕЧЬ. Разговор, беседа. Умные речи приятно и слушать.
3) КУЛЬТУРА. Совокупность произведений, общественных и духовных достижений людей. История культуры.
4) ОБЕСПЕЧИТЬ. Сделать вполне возможным, выполнимым. Обеспечить успех.
5) ЗАДАЧА. То, что требует исполнения, цель. Поставить задачу.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или опред…

Красота и величие народа. Я на седьмом небе был от счастья, когда, поселившись двадцати одного года от роду в глубинке Архангельской области, бывал в крестьянских избах. В неистово…

Сели обедать.
В комнату влетел третьеклассник-гимназист и громко закричал:
— Скажите: отчего гимн-азия, а не гимн-африка?
— Господи, помилуй! С ума сошёл! Где тебя носит! Чего к об…

Миграция сельского населения. В современных условиях возросла роль демографических процессов в обеспечении национальной и региональной безопасности. В России негативной тенденцией …