Задание 20 из ЕГЭ по обществознанию: задача 43
Активная гражданская позиция — осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Компонентами активной гражданской позиции являются социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества. Гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.
Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами. Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и граж данских ценностей, осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.
Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодёжи в современном обществе, можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д. И. Фельдштейн. Первый этап — осознание своего «Я». Второй этап становления качеств личности — готовность к выбору. Третий этап — готовность к проявлению «Я». Четвёртый этап — использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашёл отражение в социальных проектах, разработка и реализация которых стали очень популярными и актуальными в современном образовательном пространстве России. Таким образом, активная гражданская позиция — это приобретённое качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретённым качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность. Включение молодёжи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу её социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.
Основные изменения в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью. В процессе специально организованной деятельности молодёжь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется собственное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познаёт, видит и делает. В этом процессе молодёжь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем. Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.
(Л. Кириллова)
Автор убеждён в том, что «основные изменения в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью». Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли автора и назовите три условия, при которых данный вид деятельности будет способствовать формированию активной гражданской позиции молодого человека.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Приведите три аргумента, подтверждающих важность сохранения независимости между государством и политическими партиями в условиях демократии для развития политической системы общес…
«Существуют два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность подразумевает…