Задание 20 из ЕГЭ по обществознанию: задача 25
Социальное самочувствие людей во многом зависит от качественных характеристик повседневной жизни, определяющих атмосферу доброжелательности или агрессии, комфорта или напряжения, соучастия или отчуждённости. Одна из таких характеристик — взаимное уважение. Уважение — это «почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств». Другое значение предполагает ценность и достоинство человека вообще: не только как носителя каких-то особых заслуг и достижений, а как личности и равноправного члена общества. В повседневной жизни современного общества уважение предполагает отношение к другим людям, о достоинствах которых нам ничего не известно, минимум как к равным себе. Неуважение, напротив, исходит из того, что другой заведомо «ниже», поэтому можно ставить собственные интересы выше его интересов.
Сегодня всё чаще говорят о дефиците взаимного уважения, который сопровождает повседневную жизнь россиян, делая её не только дискомфортной, но даже рискованной. В Интернете вызвал волну откликов материал польского журналиста, живущего в Москве, в котором он выражает удивление и возмущение взаимным неуважением россиян — обыкновением толкаться, останавливаться в узких проходах, бросать машину в неположенных местах и т. п. Он отмечает, что в других странах подобное поведение осуждается, а в России — стало обыденностью.
Проявления повседневного неуважения друг к другу многочисленны и разнообразны — от выброшенного в подъезде мусора, припаркованного на трамвайных путях автомобиля, торговли просроченными продуктами до фальсификации результатов выборов и беззастенчивого распространения ложной информации. Все эти действия исходят из явного или скрытого убеждения, что с интересами, чувствами, мнениями и даже безопасностью других людей можно не считаться.
Наличие уважаемых людей в обществе свидетельствует о его здоровье: значит, здесь есть консенсус относительно наиболее ценных и значимых достоинств и деяний, а также их носителей. Напротив, отсутствие или малочисленность уважаемых всеми людей, большой разброс мнений о том, кого можно и должно уважать, говорят о состоянии беззакония.
Среди россиян растёт уважение к тем качествам личности, которые обеспечивают успех, карьерный рост и высокий материальный достаток, но эти сдвиги затрагивают главным образом наиболее «модернизированные» группы населения, тех, кто молод, и тех, кто уже добился успеха. В целом же сохраняется приверженность россиян к традиционным основаниям для уважения — порядочности, жизни «по совести» и т. д.
Причины дефицита уважения, неспособность уважать людей как равных себе следует искать в социокультурных трансформациях последних десятилетий и в характере СМИ. По мнению россиян, хотя проявления дефицита взаимного уважения в повседневной жизни весьма разнообразны, его главная причина одна — «отсутствие общих ценностей», «единой перспективы», которая бы объединяла людей. В качестве другой причины называют сформировавшийся в крупных городах «культ престижа» и превосходства над «неудачниками», к которым причисляются все окружающие.
Ещё одна причина дефицита взаимного уважения кроется в СМИ, которым свойственна постоянная явная и скрытая критика. СМИ часто выбирают тон высокомерного поучения, формируют представление о том, что всё, что было достигнуто в прошлом, ошибочно, ценности были ложными, а люди не обладали достаточным мужеством и достоинством для того, чтобы иначе построить свою жизнь. Так формируется впечатление, что нам не за что уважать ни себя, ни других, ни старшее поколение, ни политиков, ни деятелей культуры. При этом критика, как правило, не предполагает глубокого осмысления прошлого и настоящего и не несёт конструктивного начала, обусловленного любовью и уважением к своей Родине, желанием реально изменить что-либо к лучшему.
Другая проблема российских СМИ — обилие информации о проявлениях девиации в повседневной жизни, формирующей крайне негативный образ человека. На основе этой информации складывается представление о царящей повсеместно агрессии, безответственности, корысти, злобе, об опасности и дискомфорте повседневной жизни. Вместе с тем проявлениям альтруизма, порядочности, самоотверженности, которые, как мы видели, столь высоко уважаются россиянами, уделяется недостаточно внимания.
Всё это и обусловливает возникновение описанного парадокса, когда наличие консенсуса по поводу достойных уважения качеств личности не приводит к укреплению взаимного уважения в повседневных взаимодействиях.
(По материалам Интернета)
Автор пишет, что в целом сохраняется приверженность россиян традиционным основаниям для уважения — порядочности, жизни «по совести». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любых три нравственных качества.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Приведите три аргумента, подтверждающих важность сохранения независимости между государством и политическими партиями в условиях демократии для развития политической системы общес…
«Наиболее распространенный образ революции… имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной степени к революционном…