Задание 20 из ЕГЭ по обществознанию: задача 6

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Переход от охоты и собирательства к производству продовольствия являет собой пример так так называемого автокаталитического процесса – процесса, катализирующего самого себя в цикле положительной обратной связи и разгоняющегося все быстрее, стоит ему только однажды стартовать. Постепенное увеличение плотности населения заставляло людей искать более результативные способы добычи продовольствия, поощряя тех, кто неосознанно делал шаги в сторону производительных методов. После того как люди стали производить пищу и перешли к оседлому образу жизни, они получили возможность сократить интервал между рождениями детей у женщин и начать производить на свет все больше людей, которые в свой черед требовали еще больше пищи. Именно в этой обоюдной зависимости между производством продовольствия и плотностью популяции нужно искать объяснение парадоксального эффекта: земледелие, увеличивая количество съедобных калорий на единицу площади, обеспечивало сытость людей хуже, чем предшествовавшие ему охота и собирательство.

Высокая плотность аграрных общин позволяла им вытеснять или уничтожать общины охотников-собирателей благодаря элементарному численному превосходству, не говоря о других преимуществах, связанных с их образом жизни (включая технологическое развитие, болезнетворные микробы и наличие профессиональных воинов). В областях, заселенных изначально только охотниками-собирателями, те, кто освоил сельское хозяйство, постепенно численно обгоняли тех, кто этого не сделал. В результате в большинстве регионов земного шара, пригодных для сельского хозяйства, охотников-собирателей ждали только две участи: либо их вытесняли соседствующие производители продовольствия, либо они оставляли себе единственный шанс выжить, самостоятельно переходя к производству продовольствия. Там, где они уже были достаточно многочисленны или где география замедляла расселение аграрных племен, местные охотники-собиратели имели время освоить земледелие еще в доисторические времена и таким образом войти в историю в статусе земледельцев.

Немногие народы охотников-собирателей, дожившие до XX века, избежали полного вытеснения производителями продовольствия лишь потому, что обитали в неблагоприятных для земледелия областях – главным образом в пустынях и некоторых арктических районах. Но даже им в ближайшем будущем не суждено уцелеть: они либо рассеются, привлеченные прелестями цивилизации, либо перейдут к оседлости под давлением чиновников и миссионеров, либо падут жертвой занесенных инфекций.

(Джаред Даймонд)

Используя знания в области обществознания, объясните, как экологическая проблема взаимосвязана с тремя другими глобальными проблемами современности. Для каждой проблемы приведите аргумент, демонстрирующий эту связь. Каждый аргумент должен быть представлен в виде развёрнутого предложения.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого. Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нём останутся складки, и, если вы сожмёте…

«Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реаль…

Есть мнение, что интенсивный рост является «основой роста благосостояния общества». Приведите три аргумента, подтверждающих эту мысль.

Предложите любые три меры ослабления напряжённости в межпоколенных отношениях.

Онлайн-школа «Турбо»

  • Прямая связь с преподавателем
  • Письменные дз с проверкой
  • Интересные онлайн-занятия
  • Душевное комьюнити
Получить бесплатно

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ. Абсолютно бесплатно!

Хочу!