Задание 19 из ЕГЭ по обществознанию: задача 97

Разбор сложных заданий в тг-канале:

«Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально «движение вперед»). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Прогресс в одной из областей общественной жизни не обязательно дополняется прогрессом в других областях. То, что считается прогрессивным сегодня, завтра может обернуться катастрофой — в этом его противоречие. Прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогресс в других странах и регионах. Прогрессивное для одного человека может не быть прогрессивным для другого.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727–1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743–1794) так представлял критерии общественного прогресса: история, писал он, представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума, путь социального прогресса.

Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию о прогрессе и регрессе в жизни общества.

Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775–1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Прогресса науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

Теории цикличности имели также определенное положительное значение. Они позволили упорядочить хронологию (списки 30 династий Древнего, Среднего и Нового царств в Египте), выявить отдельные тенденции в смене политических форм правления (изучение Аристотелем истории 158 греческих полисов), провести параллели между историей разных народов и эпох и т. д. Тем самым теории цикличности способствовали становлению сравнительно-исторического метода в обществоведении.

Историческая обречённость или, как пишут исследователи, «закат Европы» воспринимается как гибель «христианской цивилизации Запада» со всеми её культурными и технологическими достижениями».

(Л. Н. Боголюбов)

Какие три позитивных результата имело возникновение теории циклического круговорота? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите аргумент, подтверждающий, что теория циклического круговорота подразумевает конечность существования любой цивилизации.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Проиллюстрируй тремя примерами особенности партнерской семьи. (сначала назовите особенности, потом напишите пример)

«Залог успешности человека в современном мире — получение современного образования, овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями, навыками, приемами деятельности.…

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три признака правонарушения.

Для того чтобы демократия оказалась жизнеспособной политической моделью, требуется определённый уровень политической компетентности граждан. Данные, которыми мы располагаем, указыв…