Задание 19 из ЕГЭ по обществознанию: задача 25
Любое государство не может не испытывать потребность в системе легитимации, сущность которой состоит в обосновании и оправдании права властвования существующей в данной стране формы правления. Эта проблема теснейшим образом связана с вопросом об источниках и пределах власти. Устойчивость и жизнеспособность любой социально-политической системы, или формы правления, зависят от готовности её субъектов, или составляющих, жить в соответствии с определёнными законами и правовыми нормами, господствующими в данном государстве.
А это в свою очередь зависит в большей степени от уважения к власти и закону со стороны большинства граждан, признания ими законности, или легитимности, этой системы, нежели от страха применения к ним тех или иных санкций.
Как показывает исторический опыт, легитимность невозможно обеспечить одними только насильственными средствами. Ещё Конфуций говорил: «без доверия [народа] государство не сможет устоять». Многие могущественные мировые державы, которые казались вечными и незыблемыми, распадались и становились достоянием истории именно вследствие потери большинством граждан веры в его способность обеспечить их безопасность, благополучие и справедливость. Такая вера особенно необходима для молодых, слабых, неустоявшихся государств. Таким образом, законная власть это та, которую большая часть народа признаёт властью.
Система легитимации власти прошла длительный и сложный путь формирования и эволюции. В течение всей истории человечества вплоть до нового времени определяющую роль в этом отношении играли мифология и религия. Их роль и функции состояли в обосновании идеи божественного происхождения власти вообще и власти того или иного князя, царя, императора, династии в частности. Считалось очевидным фактом, что цари, фараоны, императоры, короли Древнего мира и Средневековья получали власть как бы прямо из рук богов или же сами объявляли себя верховными божествами.
Легитимность государственной власти нередко обеспечивалась путём её персонификации. Здесь личность носителя власти в глазах подданных становится воплощением власти и даже самой властью, человек отождествляется с властью, он сам по себе как бы приобретает атрибуты власти. Речь идёт о так называемом харизматическом лидере, облечённом властью или домогающемся её. Он обосновывает свои притязания на государственную власть собственными достоинствами, такими как мужество, храбрость, героизм в бою, решительность в действиях, мудрость и знания при принятии тех или иных решений, какие-либо физические или духовные качества и т. д. Нередко именно личные качества давали возможность их носителям вознестись к вершинам власти. Это первые племенные вожди, воины, «основатели» наций, городов-государств, империй, религий, «спасители отечества» и др. Это личности, подобные Цезарю, Петру I, Наполеону и др.
Чтобы доказать законность своей власти или подчинить людей своей воле, государи во все времена использовали самые ухищрённые средства. Среди них центральное место занимало то, что мы сейчас назвали бы запретом на информацию, которая каким-то образом способна подорвать господствующую форму правления. Именно этой цели с самого начала служила цензура, призванная скрыть от широкой общественности неугодные правящему режиму сведения, закрыть для неё доступ к так называемым подрывным идеям и концепциям.
Государство, как и любой другой общественный институт, считается легитимным, если оно служит благу всей совокупности его граждан. Главное требование, предъявляемое к властителям, — это гарантия справедливости правления. Принцип справедливости служит оправданию власти независимо от того, как трактуется само это понятие. Здесь как нельзя лучше подходит максима: «Благо народа — высший закон».
В современном мире мы имеем сложную систему легитимации. В политической демократии она включает такие атрибуты, принципы и установки, как суверенитет, конституционализм, парламентаризм, подчинение власти праву, разделение властей, выборность, плюрализм и т. д.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром». Как этот принцип использовался и используется в наши дни в целях обеспечения легитимности власти? Приведите пример.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Учёные-культурологи едины в своей оценке, обозначая «массовую культуру» как суррогат — предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой натурального, это явление лишь внешне…
Назови три вида социальных конфликтов, выделяемых по содержанию проблемы, и проиллюстрируйте их конкретными примерами. (Про поножовщину не писать)