Задание 19 из ЕГЭ по обществознанию: задача 29

Разбор сложных заданий в тг-канале:

В прошлом различным <обществам>, начиная с рода, физическое насилие было известно как совершенно нормальное средство. В противоположность этому сегодня мы должны будем сказать: государство есть то человеческое сообщество, которое претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. Ибо для нашей эпохи характерно, что право на физическое насилие приписывается всем другим <обществам> или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей стороны допускает это насилие: единственным источником «права» на насилие считается государство.

Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. Если о каком-то вопросе говорят: это «политический» вопрос, о некотором решении: оно «политически» обусловлено, то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на указанный вопрос.

Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчинённому другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради неё самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она даёт.

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно [государство] существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой? В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнём с них). Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освящённых исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, — «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет особого личного дара (харизма) лидера, полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у такого человека: претензии на выражение воли Бога, героизма и других, харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или — в области политического — избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентация на подчинение при выполнении установленных правил — господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.

М. Вебер

Какие две черты харизматического лидера названы в тексте? Приведите примеры, поясняющие каждую из этих черт. (Сначала указывайте черту харизматического лидера, затем приводите пример, который её иллюстрирует.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Приведите три аргумента подтверждающих необходимость поддержки государством инноваций в экономике?

Юридическая ответственность — это один из видов социальной ответственности. Но, кроме юридической ответственности, в обществе действуют и иные виды социальной ответственности: мора…

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три признака правонарушения.

Массовая культура может воздействовать на общество как позитивно, так и негативно. Укажите три позитивных последствия воздействия массовой культуры, каждое из которых проиллюстриру…