Задание 19 из ЕГЭ по обществознанию: задача 89
«Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного общества, в совокупности составляют политическую этику. Политическая этика — это нормативная основа политической деятельности, затрагивающая такие основополагающие проблемы, как справедливое социальное устройство общества и государства, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости. Отсюда возникает не праздный вопрос: можно ли вообще говорить о политической этике как таковой, правомерно ли применение к сфере политики категорий этики и морально-этических ценностей?
Следует отметить, что в истории политической мысли на эти вопросы давались весьма неоднозначные ответы. Впервые в четко сформулированной и резко очерченной форме проблему соотношения этики и политики поставил Н. Макиавелли. Он разработал особое политическое искусство создания твердой государственной власти любыми средствами, не считаясь с какими бы то ни было моральными принципами. Основная норма макиавеллизма — «цель оправдывает средства». Для пользы и в интересах государства правитель должен органически сочетать в себе хитрость и силу, то есть быть одновременно лисой и львом. Он может не хранить верность своему слову, прибегать к лукавству и вероломству и т. д., одним словом, использовать все средства, которые способны укрепить государство.
В политике, где центральное место занимает человек, нельзя игнорировать то, что можно обозначить понятием «человеческое измерение». Там, где речь идет о понимании и толковании человека, человеческих целей, непременно присутствует ценностное начало. Уже по самому своему определению политика и изучающая её политология пронизаны морально-этическим началом, и политика не может не иметь морального измерения. Доводы относительно того, что политика должна основываться исключительно на прагматизме, что «чистые руки», то есть мораль, несовместимы с политикой, не во всем сообразуются с сущностью политики как результата деятельности человека, как морально-этического по своей природе существа. В этом контексте неправомерна сама постановка вопроса в форме «или этика, или политика».
(К. С. Гаджиев)
Какой позиции придерживается автор при ответе на вопрос: «Правомерно ли применение к сфере политики категорий этики и морально-этических ценностей»? Используя содержание текста, исторические и обществоведческие знания, личный социальный опыт, приведите три обоснования точки зрения автора.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Частями (элементами) правовой системы являются: объективное (позитивное) право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах по…