Задание 17 из ЕГЭ по обществознанию: задача 17
Лоббизм сопровождает человеческие общества не одну тысячу лет. При этом он всегда отличался стабильным функциональным наполнением. Термин «лобби» пришёл в английский язык из средневековой латыни и первоначально обозначал крытую площадку для прогулок, коридор. Лобби, лоббизм, лоббирование (от англ. lobby — букв.: кулуары) — действия государственных органов, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер регионов, предприятий, социальных групп, продиктованные не объективной необходимостью, а заинтересованностью.
Лоббисты в лице представителей власти способствуют своим подопечным в получении выгодных государственных заказов, кредитов, помощи, льгот, лицензий, благоприятных условий экономической, коммерческой деятельности, в создании и регистрации новых организаций, в подавлении конкурентов.
В XX–XXI вв. лоббизм приобрёл статус легальных действий, регулируемых законодательством. В западной литературе чаще всего употребляются два определения лоббизма. Первое: лоббизм — это реализация права каждого гражданина обращаться с ходатайством к своему правительству. Второе: лоббизм — это профессиональная деятельность либо сотрудников, либо специальных консультантов, нанятых компаниями, деловыми и профессиональными ассоциациями, профсоюзами и прочими группами для представления интересов этих организаций в процессе формирования государственной политики. Именно интерес выступает в качестве такого «свойства» указанных групп, которое объединяет данную группу в нечто единое и в то же время отделяет её от других общностей c иными характеристиками социального положения и иными интересами. Само представительство интересов возможно только при главенстве плюрализма.
Лоббизм можно разделить на несколько категорий: социальный, этнический, экономический, политический, экологический. Социальный лоббизм можно характеризовать как инициирование или подготовку решений в законодательной области представителями групп интересов в сферах здравоохранения и социального обеспечения. К этническому лоббизму можно отнести оказание поддержки представителями определённого этноса своим соплеменникам, их организациям, национальному бизнесу. Этнический лоббизм — один из наиболее эффективных инструментов претворения экономических, политических и культурных интересов народов.
Экономический лоббизм в большинстве случаев сосуществует с политическим лоббизмом. Нередко в СМИ приходится наблюдать, что во время подписания каких-либо соглашений главами государств около них находится целый «десант» предпринимателей, консультантов и чиновников. В основном представители бизнеса приезжают с конкретными предложениями, а чиновники занимаются юридическим сопровождением интересов частного бизнеса. Основная их миссия заключается в том, что они могут придать практически любой сделке статус легальной; запросить любую информацию у государственных органов; инициировать обсуждение той или иной проблемы на законодательном уровне или, наоборот, блокировать ту или иную инициативу; ходатайствовать в инстанции на международном уровне и др. Одним словом, экономический лоббизм — это продвижение корпоративных интересов в сфере экономики с выгодой для корпораций. При этом экономические лоббисты не забывают и себя.
Экологический лоббизм поддерживают крупные трансконтинентальные компании, что особенно актуально в период проведения акций, предшествующим торговым войнам. Торговые войны — распространённое экономическое явление в эпоху глобализации; их основная задача — стремление к монопольному доминированию на рынках сбыта. Тематика экологии вписывается в контекст корпоративной культуры с акцентом на уникальные технологии сохранения экологии. Экологический лоббизм в ТЭК способствует росту цен. Например, разработка новой модификации марки бензина или дизеля идёт в ногу с развитием отрасли двигателестроения. Это касается практически всех отраслей от мотоспорта до авиастроения.
На определённых уровнях постулаты экологического лоббизма используют страны в качестве налоговых стимулов либо санкций. Экологический лоббизм является важной составляющей маркетинговых компаний крупнейших мировых концернов. Тема экологии достаточно часто звучит в посланиях различных политических партий. Нередко их политические акции затрагивают актуальные и злободневные социальные проблемы. Экологический лоббизм является одним их наиболее перспективных видов лоббизма. Экологическая тема актуальна из-за резкого спада качества жизни в крупных городах.
Лоббистские группы используют самые разнообразные методы воздействия для реализации своих целей: подготовку и возбуждение судебных исков, организацию утечки информации, прямое давление при помощи компроматов и угроз; скрытое давление в форме личных контактов, доверительных отношений; воздействие на общественное мнение; различные формы гражданского протеста и неповиновения.
Часто встречающейся классификацией является деление лоббизма на прямой, когда проводится целенаправленная работа непосредственно с субъектом принятия решения, и косвенный, когда организуются специальные кампании с целью формирования определённого мнения у субъекта принятия решений по нужному вопросу.
Арутюнян А. С.
Как в тексте раскрыта сущность лоббизма? Какие определения лоббизма приняты в западной литературе? (Назовите два определения.) Что, по мнению автора, выступает главным свойством, объединяющим группы давления?
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Привет) Это твоя первая письменная 😍В этой домашке 5 заданий из второй части экзамена, прям как в ЕГЭ, их можно спокойно сделать за минут 45, а то и быстрее. В целом, в них нет н…
Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого. Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нём останутся складки, и, если вы сожмёте…
Традиционным называют в первую очередь общество древнее и средневековое, хотя многие его черты сохраняются и в более поздние времена. К примеру, страны Востока, Азии, Африки сохран…