Задание 5 из ЕГЭ по литературе: задача 48
Ва с и л и с а (ближе наклоняясь к нему). Вася! давай поможем друг другу…
П е п е л. Как это?
В а с и л и с а (тихо, сильно). Сестра… тебе нравится, я знаю…
П е п е л. За то ты и бьёшь её зверски! Смотри, Васка! Её — не тронь…
В а с и л и с а. Погоди! Не горячись! Можно всё сделать тихо, по-хорошему… Хочешь — женись на ней? И я тебе ещё денег дам… целковых… триста! Больше соберу — больше дам…
П е п ел (отодвигаясь). Постой… как это? За что?
В а с и л и с а. Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…
П е п ел (тихо свистит). Вон что-о! Ого-го! Это — ты ловко придумала… мужа, значит, в гроб, любовника — на каторгу, а сама…
В а с и л и с а. Вася! Зачем — каторга? Ты — не сам… через товарищей! Да если и сам, кто узнает? Наталья — подумай! Деньги будут… уедешь куда-нибудь… меня навек освободишь… и что сестры около меня не будет — это хорошо для неё. Видеть мне её — трудно… злоблюсь я на неё за тебя… и сдержаться не могу… мучаю девку, бью её… так — бью… что сама плачу от жалости к ней… А — бью. И — буду бить!
П е п е л. Зверь! Хвастаешься зверством своим?
В а с и л и с а. Не хвастаюсь — правду говорю. Подумай, Вася… Ты два раза из-за мужа моего в тюрьме сидел… из-за его жадности… Он в меня, как клоп, впился… четыре года сосёт! А какой он мне муж? Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит! И для всех он — яд…
П е п е л. Хитро ты плетёшь…
В а с и л и с а. В речах моих — всё ясно… Только глупый не поймёт, чего я хочу…
Костылёв осторожно входит и крадётся вперёд.
П е п ел (Василисе). Ну… иди!
В а с и л и с а. Подумай! (Видит мужа.) Ты — что? За мной?
Пепел вскакивает и дико смотрит на Костылёва.
К о с т ы л ё в. Это я… я! А вы тут… одни? А‑а… Вы — разговаривали? (Вдруг топает ногами и громко визжит.) Васка… поганая! Нищая… шкура! (Пугается своего крика, встреченного молчанием и неподвижностью.) Прости, господи… опять ты меня, Василиса, во грех ввела… Я тебя ищу везде… (Взвизгивая.) Спать пора! Масла в лампады забыла налить… у, ты! Нищая… свинья… (Дрожащими руками машет на неё.)
Василиса медленно идёт к двери в сени, оглядываясь на Пепла.
П е п ел (Костылёву). Ты! Уйди… пошёл!..
Ко с т ы л ё в (кричит). Я — хозяин! Сам пошёл, да! Вор…
П е п ел (глухо). Уйди, Мишка…
К о с т ы л ё в. Не смей! Я тут… я тебя…
Пепел хватает его за шиворот и встряхивает. На печи раздаётся громкая возня и воющее позёвыванье. Пепел выпускает Костылёва, старик с криком бежит в сени.
(М. Горький, «На дне»)
Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.
В каком произведении русской классики показан герой, который находится перед нравственным выбором, и в чём это произведение можно сопоставить с драмой М. Горького «На дне»?
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
С полверсты он прошёл полем. Кладбище обозначалось вдали тёмной полосой, как лес или большой сад. Показалась ограда из белого камня, ворота… При лунном свете на воротах можно было …
Приговор
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб…
— А что, ваше превосходительство, — сказал он радостно, — если бы нам найти мужика? — То есть как же... мужика? — Ну, да, простого мужика... какие обыкновенно бывают мужики! Он бы …
Популярные материалы
- Задание 11. Интерпретация лирического произведения: сопоставление поэтических произведений
- Задание 10. Интерпретация лирического произведения: анализ идейно-тематического содержания стихотворения
- Задание 3. Анализ идейно-тематического содержания произведения (фрагмента)
- Задание 6. Интерпретация эпического, лироэпического или драматического произведения (фрагмента): сопоставление произведений