Задание 4 из ЕГЭ по литературе: задача 79
«…Надоела ты нам, службица, надоскучила», — улыбаясь, мысленно повторил Григорий и тотчас заснул. И как только заснул — увидел сон, снившийся ему и прежде: по бурому полю, по высокой стерне идут цепи красноармейцев. Насколько видит глаз — протянулась передняя цепь. За ней ещё шесть или семь цепей. В гнетущей тишине приближаются наступающие. Растут, увеличиваются чёрные фигурки, и вот уже видно, как спотыкающимся быстрым шагом идут, идут, подходят на выстрел, бегут с винтовками наперевес люди в ушастых шапках, с безмолвно развёрстыми ртами. Григорий лежит в неглубоком окопчике, судорожно двигает затвором винтовки, часто стреляет; под выстрелами его, запрокидываясь, падают красноармейцы; вгоняет новую обойму и, на секунду глянув по сторонам, — видит: из соседних окопов вскакивают казаки. Они поворачиваются и бегут: лица их перекошены страхом. Григорий слышит страшное иение своего сердца, кричит: «Стреляйте! Сволочи! Куда?! Стой, не бегай!..» Он кричит изо всей силы, но голос его поразительно слаб, еле слышен. Ужас охватывает его! Он тоже вскакивает, уже стоя стреляет последний раз в немолодого смуглого красноармейца, молча бегущего прямо на него, и видит, что промахнулся. У красноармейца возбуждённо-серьёзное бесстрашное лицо. Он бежит легко, почти не касаясь ногами земли, брови его сдвинуты, шапка на затылке, полы шинели подоткнуты. Какой-то миг Григорий рассматривает подбегающего врага, видит его блестящие глаза и бледные щёки, поросшие молодой курчавой бородкой, видит короткие широкие голенища сапог, чёрный глазок чуть опущенного винтовочного дула и над ним колеблющееся в такт бега острие тёмного штыка. Непостижимый страх охватывает Григория. Он дёргает затвор винтовки, но затвор не поддаётся: его заело. Григорий в отчаянии бьёт затвором о колено — никакого результата! А красноармеец уже в пяти шагах. Григорий поворачивается и бежит. Впереди него всё бурое голое поле пестрит бегущими казаками. Григорий слышит позади тяжкое дыхание преследующего, слышит звучный топот его ног, но убыстрять бег не может. Требуется страшное усилие, чтобы заставить безвольно подгибающиеся ноги бежать быстрее. Наконец он достигает какого-то полуразрушенного мрачного кладбища, прыгает через поваленную изгородь, бежит между осевшими могилками, покосившимися крестами и часовенками. Ещё одно усилие, и он спасётся. Но тут топот позади нарастает, звучнеет. Горячее дыхание преследователя опаляет шею Григория, и в тот же миг он чувствует, как его хватают за хлястик шинели и за полу. Глухой крик исторгает Григорий и просыпается. Он лежит на спине. Ноги его, сжатые тесными сапогами, затекли, на лбу холодный пот, всё тело болит, словно от побоев. «Фу-ты, чёрт!» — говорит он сипло, с удовольствием вслушиваясь в собственный голос и ещё не веря, что всё только что испытанное им — сон. Затем поворачивается на бок, с головой укутывается шинелью, мысленно говорит: «Надо было подпустить его, отвести удар, сшибить прикладом, а потом уж убегать…» Минуту он размышляет о приснившемся вторично сне, испытывая радостное волнение оттого, что всё это — только скверный сон и в действительности пока ничто ему не угрожает. «Диковинно, почему во сне это в десять раз страшнее, чем наяву? Сроду в жизни не испытывал такого страха, сколько ни приходилось бывать в переплётах!» — думает он, засыпая и с наслаждением вытягивая затёкшие ноги.
(М. А. Шолохов, «Тихий Дон»)
Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
4.1 Как представленный в этом фрагменте сон помогает понять душевное состояние героя?
4.2 Какие символы присутствуют в изображении сна главного героя??
Объект авторского права ООО «Легион»
Бесплатный интенсив по литературе
🔥 Изучишь одни из самых популярных произведений на экзамене
🔥 Научишься писать сочинения в формате ЕГЭ
🔥 Поймёшь, как анализировать произведения с точки зрения ЕГЭ
🔥 Учёба на Турбо: познакомишься с преподавателями и личным кабинетом
Что тебя ждет?
- 8 вебинаров (1 веб в неделю по 1 часу)
- Тестовые Д/З после каждого занятия
- Конспекты и скрипты к урокам
- Доступ к личному кабинету
- Возможность отрабатывать задания ЕГЭ в любое время
- Чат с единомышленниками
- Поддержка препа 24/7
Вместе с этой задачей также решают:
Дополнительное задание
Давай сформулируем намерение. Представь себя через год. Где ты находишься? Кто тебя окружает? Чем ты занимаешься? Поразмышляй над тем, какое будущее тебя ждё…
Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы вел…
Г‑жа Простакова. Во‑первых, прошу милости всех садиться. Все садятся, кроме Митрофана и Еремеевны. Вот в чём дело, батюшка. За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умол…
Популярные материалы
- Задание 1. Роды и жанры литературы
- Задание 2. Анализ средств художественной характеристики персонажей
- Задание 10. Интерпретация лирического произведения: анализ идейно-тематического содержания стихотворения
- Задание 3. Анализ идейно-тематического содержания произведения (фрагмента)
- Теория к заданию 1