Задание 2 из ЕГЭ по литературе: задача 106
Приехали мы в город Полоцк. На заре услыхал я в первый раз за два года, как громыхает наша артиллерия, и знаешь, браток, как сердце забилось? Холостой ещё ходил к Ирине на свиданья, и то оно так не стучало! Бои шли восточнее Полоцка уже километрах в восемнадцати. Немцы в городе злые стали, нервные, а толстяк мой всё чаще стал напиваться. Днём за городом с ним ездим, и он распоряжается, как укрепления строить, а ночью в одиночку пьёт. Опух весь, под глазами мешки повисли…
«Ну, — думаю, — ждать больше нечего, пришёл мой час! И надо не одному мне бежать, а прихватить с собой и моего толстяка, он нашим сгодится!»
Нашёл в развалинах двухкилограммовую гирьку, обмотал её обтирочным тряпьём, на случай, если придётся ударить, чтобы крови не было, кусок телефонного провода поднял на дороге, всё, что мне надо, усердно приготовил, схоронил под переднее сиденье. За два дня перед тем как распрощался с немцами, вечером еду с заправки, вижу, идёт пьяный, как грязь, немецкий унтер, за стенку руками держится. Остановил я машину, завёл его в развалины и вытряхнул из мундира, пилотку с головы снял. Всё это имущество тоже под сиденье сунул и был таков.
Утром двадцать девятого июня приказывает мой майор везти его за город, в направлении Тросницы. Там он руководил постройкой укреплений. Выехали. Майор на заднем сиденье спокойно дремлет, а у меня сердце из груди чуть не выскакивает. Ехал я быстро, но за городом сбавил газ, потом остановил машину, вылез, огляделся: далеко сзади две грузовых тянутся. Достал я гирьку, открыл дверцу пошире. Толстяк откинулся на спинку сиденья, похрапывает, будто у жены под боком. Ну, я его тюкнул гирькой в левый висок. Он и голову уронил. Для верности я его ещё раз стукнул, но убивать до смерти не захотел. Мне его живого надо было доставить, — он нашим должен был много кое-чего порассказать. Вынул я у него из кобуры «парабеллум», сунул себе в карман, монтировку вбил за спинку заднего сиденья, телефонный провод накинул на шею майору и завязал глухим узлом на монтировке. Это чтобы он не свалился на бок, не упал при быстрой езде. Скоренько напялил на себя немецкий мундир и пилотку, ну, и погнал машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идёт.
Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошёл на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулемётов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.
Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырёх местах ветровое стекло пробили, радиатор попороли пулями… Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую её, и дышать мне нечем…
(М. А. Шолохов. «Судьба человека».)
Установите соответствие между оценками личности главного героя и действующими лицами рассказа, которые их дают: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЕРОИ | ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СОКОЛОВА |
А) Мюллер Б) повествователь В) полковник | 1) «Вот что, Соколов, ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат». 2) «…этот русский человек, человек несгибаемой воли…» 3) « Какой из тебя вояка, если ты на ногах еле держишься?» 4) «Думал, что ты меня ударишь с правой, но ты, оказывается, смирный» |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Установите соответствие между типами персонажей и их определением: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТИП ПЕРСОНАЖЕЙ | ОПРЕДЕЛЕН… |
Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной. У него было ещё три…
Явление пятое
Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я…
Популярные материалы
- Задание 1. Роды и жанры литературы
- Задание 11. Интерпретация лирического произведения: сопоставление поэтических произведений
- Задание 10. Интерпретация лирического произведения: анализ идейно-тематического содержания стихотворения
- Задание 3. Анализ идейно-тематического содержания произведения (фрагмента)
- Теория к заданию 1