Задание 1 из ЕГЭ по литературе: задача 87

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Турбин выскочил из вертящейся суеты и, больше ни на что не обращая внимания, побежал назад к оперному театру. Сухой порыв ветра пробежал по асфальтовой дорожке, окаймляющей театр, и пошевелил край полуоборванной афиши на стене театра, у чернооконного бокового подъезда. Кармен. Кармен.

И вот Анжу. В окнах нет пушек, в окнах нет золотых погон. В окнах дрожит и переливается огненный, зыбкий отсвет. Пожар? Дверь под руками Турбина звякнула, но не поддалась. Турбин постучал тревожно. Ещё раз постучал. Серая фигура, мелькнув за стеклом двери, открыла её, и Турбин попал в магазин. Турбин, оторопев, всмотрелся в неизвестную фигуру. На ней была студенческая чёрная шинель, а на голове штатская, молью траченная, шапка с ушами, притянутыми на темя. Лицо странно знакомое, но как будто чем-то обезображенное и искажённое. Печь яростно гудела, пожирая какие-то листки бумаги. Бумагой был усеян весь пол. Фигура, впустив Турбина, ничего не объясняя, тотчас же метнулась от него к печке и села на корточки, причём багровые отблески заиграли на её лице. «Малышев? Да, полковник Малышев», — узнал Турбин.

Усов на полковнике не было. Гладкое синевыбритое место было вместо них.

Малышев, широко отмахнув руку, сгрёб с полу листы бумаги и сунул их в печку.

«Ага… а».

— Что это? кончено? — глухо спросил Турбин.

— Кончено, — лаконически ответил полковник, вскочил, рванулся к столу, внимательно обшарил его глазами, несколько раз хлопнул ящиками, выдвигая и задвигая их, быстро согнулся, подобрал последнюю пачку листков на полу и их засунул в печку. Лишь после этого он повернулся к Турбину и прибавил иронически спокойно: — Повоевали — и будет! — Он полез за пазуху, вытащил торопливо бумажник, проверил в нём документы, два каких-то листка надорвал крест-накрест и бросил в печь. Турбин в это время всматривался в него. Ни на какого полковника Малышев больше не походил. Перед Турбиным стоял довольно плотный студент, актёр-любитель с припухшими малиновыми губами.

— Доктор? Что же вы? — Малышев беспокойно указал на плечи Турбина. — Снимите скорей. Что вы делаете? Откуда вы? Не знаете, что ли, ничего?

— Я опоздал, полковник, — начал Турбин.

Малышев весело улыбнулся. Потом вдруг улыбка слетела с лица, он виновато и тревожно качнул головой и молвил:

— Ах, ты, боже мой, ведь это я вас подвёл! Назначил вам этот час… Вы, очевидно, днём не выходили из дому? Ну, ладно. Об этом нечего сейчас говорить. Одним словом: снимайте скорее погоны и бегите, прячьтесь.

— В чём дело? В чём дело, скажите, ради бога?..

— Дело? — иронически-весело переспросил Малышев, — дело в том, что Петлюра в городе. На Печерске, если не на Крещатике уже.

Город взят. — Малышев вдруг оскалил зубы, скосил глаза и заговорил опять неожиданно, не как актёр-любитель, а как прежний Малышев: — Штабы предали нас. Ещё утром надо было разбегаться. Но я, по счастью, благодаря хорошим людям, узнал всё ещё ночью, и дивизион успел разогнать. Доктор, некогда думать, снимайте погоны!

— …а там, в музее, в музее…

Малышев потемнел.

— Не касается, — злобно ответил он, — не касается! Теперь меня ничего больше не касается. Я только что был там, кричал, предупреждал, просил разбежаться. Больше сделать ничего не могу-с. Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал! — Малышев вдруг начал выкрикивать истерически, очевидно, что-то нагорело в нём и лопнуло, и больше себя он сдерживать не мог. — Ну, генералы! — он сжал кулаки и стал грозить кому-то. Лицо его побагровело.

В это время с улицы откуда-то в высоте взвыл пулемёт, и показалось, что он трясёт большой соседний дом.

Малышев встрепенулся, сразу стих.

— Ну-с, доктор, ходу! Прощайте. Бегите! Только не на улицу, а вот отсюда, через чёрный ход, а там дворами. Там ещё открыто. Скорей. Малышев пожал руку ошеломлённому Турбину, круто повернулся и убежал в тёмное ущелье за перегородкой. И сразу стихло в магазине. А на улице стих пулемёт. <…>

Мысли в голове у Турбина сбились в бесформенную кучу, и некоторое время он совершенно бессмысленно смотрел туда, где исчез побритый полковник. Потом, в тишине, ком постепенно размотался. Вылез самый главный и яркий лоскут — Петлюра тут. «Пэтурра, Пэтурра», — слабенько повторил Турбин и усмехнулся, сам не зная чему. Он подошёл к зеркалу в простенке, затянутому слоем пыли, как тафтой.

Бумага догорела и последний красный язычок, подразнив немного, угас на полу. Стало сумеречно.

— Петлюра, это так дико… В сущности, совершенно пропащая страна, — пробормотал Турбин в сумерках магазина, но потом опомнился: — Что же я мечтаю? Ведь, чего доброго, сюда нагрянут? Тут он заметался, как и Малышев перед уходом, и стал срывать погоны.

(М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)

Назовите стилистическую фигуру, композиционный приём, положенный в основу построения романа.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Старуха помолчала и посмотрела в степь, где всё густела тьма. Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг…

Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной. У него было ещё три…

Первый зачёт по общим темам лирики!

Выучи ОДНО БОЛЬШОЕ/СРЕДНЕЕ или ДВА МАЛЕНЬКИХ стихотворений . Совет: лучше всего до конца апреля выучить стихотворения, где есть темы детства,…

Второй зачёт по пейзажной лирике!

Выучи ТРИ стихотворения! . По объёму стихотворения могут быть любыми, но помни: к тому моменту, как мы приступим к гражданской лирике, у тебя …