Русское царство в XVII век. Политика первых Романовых
Первые Романовы
В начале своего правления малолетний Михаил Фёдорович Романов (годы царствования 1613–1645) опирался на Боярскую думу и Земские соборы, которые заседали практически непрерывно. Этим он поддерживал атмосферу всеобщего согласия и единения вокруг царского престола.
Завершение военных конфликтов, в которых Россия погрязла в период Смуты, позволило перейти к полноценному восстановлению государства. Существенную поддержку всем начинаниям царя оказывала церковь во главе с митрополитом Филаретом (отцом Михаила Фёдоровича), который до своей смерти в 1633 г. фактически наравне с сыном управлял страной.
К середине XVII в. удалось преодолеть хозяйственную разруху в стране. Этому способствовала разумная экономическая политика власти. Была проведена военная (возрождение стрелецкого войска) и судебная реформы, расширялись международные связи как со странами Востока (Турция, Персия), так и с государствами Западной Европы (Англия, Франция). В 1632–1634 гг. была предпринята неудачная попытка возвращения Смоленска, но, хотя Смоленские и Черниговские земли всё же остались за Польшей, её король Владислав признал легитимность царствования Михаила Фёдоровича и отказался от претензий на русский престол.
Политику Михаила Фёдоровича, направленную на укрепление и развитие Российского государства, продолжил его сын — Алексей Михайлович (1645–1676). Новый царь реже созывал Земские соборы, концентрируя в своих руках основные рычаги управления государством. Была модернизирована система приказов (появление Приказа тайных дел) и Боярская дума (делилась на Ближнюю думу и Расправную палату). Реформы коснулись системы местного управления, разрушая местничество.
В результате кодификации законов было принято Соборное уложение 1649 г. — свод законов Московского государства из 25 глав, регулирующих различные области жизни, памятник русского права XVII в. Оно рассматривало власть царя как Богом данную. В нём осуждалась и жестоко каралась какая-либо критика в адрес церкви. В то же время отмечалось ограничение церковного землевладения, что свидетельствовало о подчинении церкви государству.
Во внешней политике Алексей Михайлович пристально отслеживал ход украино-польской войны, которую в 1648 г. начал гетман Б. Хмельницкий и добился перехода в 1654 г. под протекторат Русского царства части украинских земель (Переяславская рада – собрание украинских казацких старшин, на котором было принято решение о признании верховенства московского царя над Украиной, закреплённое присягой на верность ему), тем самым ограничив польские притязания. Форма протектората предполагала разновидность межгосударственных отношений, когда одна страна признаёт над собой верховенство другой, прежде всего в сфере международных отношений, но сохраняет внутреннюю автономию и собственных правителей. Так, Россия признавала выборность казацкого гетмана, автономию судов и других органов казацкой власти, признавала сословные права украинского дворянства. Гетманщина (тогдашнее название Украины) сохраняла право и на дипломатические отношения с другими странами, за исключением Речи Посполитой и Османской империи. Благодаря вступлению в войну с Польшей Алексею Михайловичу удалось вернуть земли Смоленщины и Черниговщины.
Также царь воевал с Турцией, Крымским ханством, со Швецией (1656–1658), но решить проблему выхода к Балтийскому морю не смог, продолжалось освоение Сибири.
Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур
К середине XVII в. было преодолено большинство негативных последствий Смуты. За счёт дальнейшего освоения земель Сибири, Приуралья, Дикого поля значительно расширились границы государства, а население достигло 10,5 млн. Экономическое положение Русского государства стабилизировалось. Царская власть, заинтересованная в оживлении торговли, предоставила ряд привилегий купечеству, в частности, льготное налогообложение. Это способствовало тому, что дворянство, боярство, монастыри всё активнее стали участвовать в торговых отношениях, тем самым стимулируя создание общего рынка.
Среди новых явлений в экономике следует отметить перерастание ремесла в рыночно ориентированное мелкотоварное производство. Развивалось горное дело. Центрами металлургии стали Тульско-Серпуховско-Московский и Устюжно-Железнопольский районы. Деревянные изделия производились в Москве, Твери, Калуге. Ювелирным производством славились Великий Устюг, Тихвин, Нижний Новгород, Москва, добыча соли велась в Прикамье и на соляных озёрах Прикаспия.
Специализация отдельных районов способствовала формированию общероссийского рынка, функционировавшего в рамках единой экономической системы. Проводились ярмарки. Крупнейшими считались Макарьевская (Нижний Новгород), Свенская (Брянск), Ирбитская (Сибирь), Архангельская. Во внешней торговле важными центрами были Архангельск, через который проводились торговые операции с Западной и Северной Европой, и Астрахань, ставшая торговыми воротами на Восток.
Несмотря на то, что сельское хозяйство оставалось ведущей отраслью экономики, развитие товарного производства привело к появлению первых мануфактур — предприятий с применением ручного труда наёмных рабочих, построенных на принципе разделения труда. В XVII веке в России уже действовало около 30 мануфактур. Первые из них были образованы ещё в конце предыдущего столетия — Монетный двор, Пушкарский двор. В течение XVII в. встали в строй металлургические заводы на Урале и под Тулой, кожевенные мануфактуры действовали в Казани и Ярославле, текстильный (Хамовный) двор существовал в Москве. Первой частной мануфактурой стал Ницинский завод по плавке меди, построенный на Урале в 1631 г. На мануфактурах трудились приписные крестьяне. Те мануфактуры, которые пользовались поддержкой государства, назывались «посессионными».
Для стимулирования экономики при царе Алексее Михайловиче широко использовался протекционизм — политика, поощряющая развитие национального производства и предусматривающая защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции путём введения импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. К примеру, в 1667 г. был издан новый Торговый устав, повышавший пошлины на товары иностранного производства. В 50‑х гг. XVII в. осуществлена денежная реформа.
Изменения в экономическом укладе страны привели к падению былой мощи боярства, которое по своему социальному статусу сближалось с дворянством, ставшим после Смуты главной опорой царской власти. Низший слой служилых людей составляли служилые люди по набору: казённые мастера, ямщики, пушкари, стрельцы и др.
Среди городского населения привилегированное положение занимали купцы, контролировавшие торговлю. Большую часть городских жителей, объединённых в тягловую общину, называли посадскими людьми. Ремесленниками создавались слободы и сотни по их профессиональным занятиям. Особое положение в социальной структуре общества продолжало занимать духовенство. Самой массовой группой населения оставалось крестьянство.
Юридическое оформление крепостного права. Продолжалась политика закрепощения крестьян. С 1581 г. существовали «заповедные лета», когда переход крестьян был запрещён и в Юрьев день. В это же время начинают составляться писцовые книги, появление которых упростило контроль феодалов над крестьянами. С конца XVI в. широкое распространение получили указы об «урочных летах», определявшие сроки сыска и возвращения беглых крепостных крестьян (от 5 до 15 лет).
С 1597 г., даже после выплаты всех долгов, лишили права на освобождение кабальных холопов, которые пожизненно закреплялись за своими кредиторами. Что касается добровольных холопов, то достаточно было полугода их работы на хозяина, чтобы они перешли в категорию полных холопов. Как вольные, так и кабальные холопы могли рассчитывать на свободу только после смерти своего феодала.
Уложением 1607 г., принятым при Василии Шуйском, сыск беглых крестьян устанавливался сроком в 15 лет. Этот документ также предусматривал серьёзные штрафы для тех, кто перепрятывал беглецов. В течение первой половины XVII в. ещё неоднократно издавались указы, предусматривавшие разные сроки розыска беглых крестьян (в 1619, 1637, 1642 гг.).
Окончательным актом процесса прикрепления крестьян к земле стало Соборное уложение 1649 г., отменившее «урочные лета», запретившее переходы крестьян от одного владельца к другому и установившее бессрочность сыска. Черносошным и дворцовым крестьянам также запрещалось покидать свои общины. Именно Соборное уложение 1649 г. юридически оформило крепостное право. Это привело к заметному обострению социальных отношений в Российском государстве.
Во второй половине XVII в. существовало две категории крестьян — крепостные и черносошные. Крепостные крестьяне вели свои хозяйства на вотчинных, поместных и церковных землях, за что отбывали целый ряд феодальных повинностей в пользу землевладельцев. Черносошные крестьяне принадлежали к разряду «тяглых людей». Они платили налоги и подати в казну государства. Контроль над этой категорией осуществлялся органами государственной власти. Количество черносошных крестьян постоянно уменьшалось, тогда как к концу XVII в. значительно возросло дворянское землевладение, проникшее в Поволжье и многие районы Дикого поля.
Промежуточное положение между двумя этими категориями занимали дворцовые крестьяне, которые обслуживали хозяйственные потребности царского двора.
Церковный раскол
Реформы патриарха Никона
В середине 1650‑х гг., по инициативе патриарха Никона, в Русской церкви был осуществлён комплекс богослужебно-канонических мер, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве обрядовой традиции и превращение русской церкви в центр мирового православия. Их суть состояла в устранении расхождений с греческими обрядами и возвращении церкви к греческим канонам, а также повышении порядков и нравственных устоев духовенства.
Основные реформы патриарха Никона (1653–1656):
- исправление богослужебных книг по греческим образцам;
- изменение обрядности Русской православной церкви;
- введение троеперстия при крестном знамении.
Сторонники реформ патриарха именовались «никонианами».
Раскол церкви. Неприятие реформ рядом высокопоставленных духовных и светских лиц, основанное на мнении о «превосходстве» русского благочестия над греческим, вместе с резкостью самих реформаторов, привело Русскую церковь к расколу. В результате возникло множество разнообразных течений старообрядцев в официальной традиции, именуемых «раскольниками», духовным лидером которых стал протопоп Аввакум (1620–1682) — противник церковной реформы, духовный писатель. Автор 43 сочинений, в том числе знаменитого «Жития». Он стоял у истоков новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Долгое время провёл в ссылке, после чего был сожжён.
Старообрядчество — совокупность религиозных течений в рамках Русской православной церкви, не принявших церковные реформы патриарха Никона, поддержанные царём Алексеем Михайловичем, целью которых была унификация обрядовости Русской и греческой (Константинопольской) церквей. Старообрядцы стремились к возврату дореформенных порядков. Раскольники инициировали несколько крупных народных восстаний, среди которых стоит выделить Соловецкое восстание 1668–1676 гг. Соловецкий монастырь долгое время оставался главным символом старообрядчества на Руси.
Социальные движения XVII в
Народные бунты
XVII в. оказался насыщенным различными народными выступлениями — «бунташный век». Постоянные войны, внутренние неурядицы, церковный раскол, установление крепостнических порядков — всё это ухудшило положение народных масс. Волна восстаний прошла по многим крупным городам страны: Псков, Владимир, Новгород, Курск, Воронеж. Наиболее крупные волнения пришлись на Соляной и Медный бунты в Москве.
Соляной бунт (1648) — одно из крупнейших восстаний городского населения середины XVII в. Повышение налогов на соль привело к погромам горожанами купеческих и боярских домов. Наиболее активное участие принимали низшие и средние слои посадского населения, ремесленники, стрельцы и дворовые люди. Царю пришлось выслать из Москвы главу своего правительства — боярина Б. Морозова. Только с помощью подкупа стрельцов бунт удалось подавить.
Медный бунт (1662) — восстание городских низов, ставшее реакцией на повышение налогов в годы Русско-польской войны 1654–1667 гг., и чеканка с 1654 г. медных монет, обесценивавшихся по сравнению с серебряными. При этом правительство продолжало собирать основные налоги в серебряной монете. Восставшие двинулись на резиденцию царя в Коломенском, требуя от него выдать наиболее одиозных бояр, которых они считали повинными в своём бедственном положении. Во время переговоров подошли отряды стрельцов, верные царю, и разогнали бунтовщиков. Во время подавления Медного бунта было убито до 7 тыс. москвичей. Тем не менее властям пришлось пойти на некоторые уступки и вновь вернуться к чеканке серебряной монеты.
Восстание Степана Разина
Апофеозом народных волнений XVII в. стало казацко-крестьянское восстание под предводительством донского казака Степана Разина (1630–1671) в 1667–1671 гг. Центром восставших был Яицкий городок (Уральск). В 1668–1669 гг. казаки С. Разина осуществили набег на побережье Каспийского моря, попутно разбив флот персидского шаха. На обратном пути бунтовщики, выступавшие против крепостнических порядков, овладели рядом крупных городов (Царицын, Астрахань). Это уже стало серьёзным вызовом центральной власти.
Поход 1670 г. на Волгу имел неприкрытую антиправительственную направленность. С. Разину удалось объединить казаков, крепостных крестьян, бурлаков, посадских людей. Его войско имело интернациональный характер и, кроме русских, включало украинцев, чувашей, татар, мордвинов и др. Выступая против крепостничества, многие восставшие всё ещё верили в «доброго и справедливого» царя, направляя свою ярость на представителей боярского и дворянского сословий. После захвата Саратова и Самары восстание распространилось на огромные территории: от низовьев Волги до Слобожанщины.
Апогеем восстания стала осада Симбирска. Лишь с помощью 30-тысячного войска Алексею Михайловичу удалось снять осаду и разгромить основные силы восставших. Самого Степана Разина после предательства зажиточных казаков вывезли в Москву, где летом 1671 г. он был казнён на Красной площади.
1613 г. — избрание Земским собором на царство Михаила Романова1631–1632 гг. — военная реформа: создание регулярных полков из даточных и охочих людей и полков иноземного строя
1617 г., 27 февраля — Столбовский «вечный мир» со Швецией
1618 г., 1 дек. — Деулинское перемирие с Речью Посполитой
1619 г. — издание грамматики Мелетия Смотрицкого
1620-е гг. — строительство церкви Покрова в Медведкове
1630 г. — создание «Нового летописца»
1631–1634 гг. — строительство церкви Троицы в Никитниках (Москва)
1632–1634 гг. — Смоленская война с Речью Посполитой
1634 г. — издание букваря В. Бурцева
1635–1636 гг. — строительство Теремного дворца Московского кремля
1636 г. — начало строительства белгородской засечной черты
1643–1646 гг. — экспедиция Василия Пояркова на Амур
1643 г. — строительство Троицкого собора в Муроме
1647–1650 гг. — строительство церкви Ильи Пророка в Ярославле
1648 г. — Соляной бунт в Москве
1648 г. — поход С. Дежнёва. Открытие пролива между Азией и Америкой
1649 г. — принятие Соборного Уложения
1652–1658 гг. — патриаршество Никона
1653–1654 гг. — начало церковной реформы патриарха Никона. Раскол Русской Православной Церкви на староверов (старообрядцев) и никонианцев
1653 г. — последний Земский Собор
1654 г. — Переяславская Рада, вхождение Левобережной Украины и Киева в состав России
1654–1667 гг. — Русско-польская война
1656 г. — начало столкновений между царём и патриархом Никоном
1656–1658 гг. — Русско-шведская война
1658 г. — учреждение Приказа тайных дел (Тайного приказа)
1662 г. – Медный бунт в Москве
1667 г. — введение Новоторгового устава
1668–1676 гг. — Соловецкое восстание монахов против церковной реформы Никона
1670–1671 гг. — Крестьянская война под предводительством С. Т. Разина
1661 г. — Кардисский мир со Швецией
1667 г. — Андрусовское перемирие с Речью Посполитой
1667–1667 гг. — царский дворец в Коломенском
1672 г. — создание театра при дворе Алексея Михайловича
1679 г. — букварь Симеона Полоцкого
1682 г. — отмена местничества
1689 г. — заключение Нерчинского договора с Китаем
1613–1645 гг. — Михаил Фёдорович Романов
1645–1676 гг. — Алексей Михайлович Тишайший
1676–1682 гг. — Фёдор Алексеевич
Азовское сидение — оборона Азова донскими казаками в 1637–1642 гг. Летом 1637 г. казаки, воспользовавшись внутренней борьбой в Крыму, захватили Азов. Казаки удерживали Азов пять лет, успешно отражая все штурмы крымских татар. Турция, занятая войной с Персией, только в мае 1641 г. двинула к Азову войско во главе с пашой Гусейном-дели. Силы турок были огромны — по разным данным, от 100 до 200 тыс. человек с сотней осадных орудий. Казаков осталось в городе около 7 тыс. Осада Азова продолжалась с июня до конца сентября 1641 г., но крымско-турецкой армии не удалось его взять. Казаки неоднократно обращались за помощью к царю Михаилу Фёдоровичу. Весной 1642 г., вопреки решению специально созванного Земского собора, Михаил Фёдорович, не желавший войны с Турцией, приказывает казакам оставить Азов.
Андрусовское перемирие — заключено с Речью Посполитой 30 января 1667 г. на 13 с половиной лет. Россия возвратила Смоленские и Черниговские земли. Речь Посполитая признала права России на Левобережную Украину.
Бахчисарайский договор — договор о перемирии между Российским государством, Турцией и Крымским ханством, завершивший Русско-турецкую войну 1676–1681 гг. Договор заключён в Бахчисарае 13 января 1681 г. сроком на 20 лет. Его условия: граница между Россией и Турцией проходит по Днепру; города Киев, Васильков, Триполье, местечки Дедовщина и Радомышль остаются за Россией. Турция признаёт воссоединение Левобережной Украины и Киева с Россией, а запорожских казаков — её подданными. Между Бугом и Днепром создавалась нейтральная зона.
Белоцерковский мир — договор Б. Хмельницкого с Речью Посполитой. Заключён 17 сентября 1651 г. после Берестечского поражения украинских казаков. Так как условия договора ставили казаков почти в то же положение, в каком они находились до 1648 г., и в то же время они одинаково нарушались той и другой стороной, то уже в конце следующего года между казаками и поляками разгорелась ещё более ожесточённая война.
Валиесарское перемирие — заключено со Швецией 20 декабря 1658 г. на 3 года по итогам войны 1658–1658 гг. России отошли Кокенгаузен, Дерпт (Юрьев), Мариенбург, Сыренск.
Всероссийский рынок — экономическое объединение регионов страны с XVII в., вызванное их специализацией и обменом между собой. Способствовал росту товарно-денежных отношений, сокращению натурального хозяйства, мелкотоварного производства. Политическое объединение закрепилось экономическим, что привело в XVII в. к укреплению централизации России.
Деулинское перемирие с Речью Посполитой — 1 декабря 1618 г., заключено по итогам польской интервенции в годы Смуты на 14 лет. Россия потеряла Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли (всего 29 городов, в том числе Смоленск).
Зборовский договор — договор гетмана Хмельницкого с польским королём Яном-Казимиром о признании автономии Правобережной Украины в составе Речи Посполитой. Заключён 8 августа 1649 г.
Ирбитская ярмарка — находилась в городе Ирбит на Урале. Открыта в 1643 г. На ярмарке продавались европейские, азиатские и сибирские товары: ткани, пушнина, кожи и др. Проводилась ежегодно до 1930 г. Ирбитская ярмарка была центром русской торговли в Сибири. В XIX в. это была вторая ярмарка по товарообороту в Российской империи после Нижегородской.
Кардисский мир — заключён со Швецией 1 июля 1661 г. Россия отказалась от территориальных приобретений по валиесарскому перемирию 1658 г., восстановлены границы по Столбовскому договору 1617 г.
Кружок ревнителей благочестия — кружок духовных и светских лиц, образовавшийся в конце 1640-х — начале 1650-х гг. вокруг духовника царя Алексея Михайловича Стефана Вонифатьева. В него входили: Ф. М. Ртищев, новоспасский архимандрит Никон (позднее — патриарх), настоятель Казанского собора Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил. Их объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить её влияние на народные массы. «Кружок ревнителей благочестия» ставил своей целью борьбу с недостатками и пороками среди духовенства, возрождение церковных проповедей. Выступал за исправление богослужебных книг по древним русским книгам и приведение богослужения к единым образцам, ориентированным на древнерусскую практику. Со вступлением Никона на патриарший престол (1652 г.) кружок распался.
Макарьевская ярмарка — одна из крупнейших ярмарок в России. Учреждена в середине XVI в. у Макарьева монастыря на Волге. Выгодное положение на волжском торговом пути привлекало сюда ежегодно в июле большое число русских купцов из центральных районов, Поволжья, Сибири и Поморья, а также купцов из Закавказья, Средней Азии, Ирана и Индии. С 20-х гг. XVII в. Макарьевская ярмарка была, наряду с Москвой, в центре формирования всероссийского рынка. Основными товарами, сбывавшимися здесь, были пушнина, ткани, рыба, металлы и изделия из них, зерно, крупы. В 1816 г. пожар истребил гостиный двор и другие ярмарочные строения. С 1817 г. торг перенесён под Нижний Новгород, где была учреждена Нижегородская ярмарка, которая действовала с 1817 по 1917 г.
Мануфактура — стадия развития капиталистической промышленности; предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике производства. Первые мануфактуры появились в России в XVII веке.
Нарышкинское, или московское барокко — условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII в., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, прозападноориентированному боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. Например, церквь Покрова в Филях.
Никонианцы — сторонники церковной реформы патриарха Никона.
Новоторговый устав — закон 1667 г. о внутренней и внешней торговле России. Составлен в Посольском приказе при участии А. Л. Ордина-Нащокина. Во введении провозглашались забота о пополнении государственной казны, поддержка отечественного купечества, высказывалась мысль об организации кредита. В Новоторговом уставе были детализированы правила внутренней торговли, сформулированные в торговом уставе 1653 г. Торговля иностранцев ограничивалась местом (пограничными городами), временем (сроком ярмарок), перечнем товаров. Им запрещалась розничная торговля и торг между собой, детально регламентировался учёт их товаров. Большинству иностранных купцов было запрещено торговать во внутренних городах России. Новоторговый устав действовал до 1755 г., когда был заменён Таможенным уставом.
Парсуна (искажение слова «персона» — личность, лицо) — произведение русской портретной живописи XVII в. Первые парсуны ни техникой исполнения, ни образным строем фактически не отличаются от произведений иконописи (парсуна царя Фёдора Ивановича). Во второй половине XVII в. развитие парсуны идёт по двум направлениям. Первому присуще ещё большее усиление иконного начала, черты реального персонажа как бы накладываются на идеальную схему лика его святого патрона (парсуна царя Фёдора Алексеевича). Второе направление, не без влияния работавших в России иностранцев, постепенно усваивает приёмы западноевропейской живописи, стремится к передаче индивидуальных особенностей персонажа, объёмности форм, вместе с тем сохраняя традиционную застылость в трактовке одежд (парсуна Г. П. Годунова). Как правило, парсуны создавались живописцами Оружейной палаты: С. Ф. Ушаковым, И. Максимовым, И. А. Безминым, В. Познанским, Г. Одольским, М. И. Чоглоковым и др.
Переяславская Рада — собрание представителей украинского народа 8–9 января 1654 г., принявшее решение о воссоединении Украины с Россией. Переяславская рада была созвана гетманом Б. Хмельницким в г. Переяславле. Накануне собрания Б. Хмельницкий встретился с главой царского посольства боярином В. В. Бутурлиным, который был отправлен в Переяславль после решения Земского собора в Москве, в октябре 1653 года о принятии Украины в состав России. Утром 8 (18) января Хмельницкий созвал Старшинскую раду, единогласно высказавшуюся за воссоединение Украины с Россией. В середине дня была созвана Открытая рада. Старшина, казаки и мещане, участвовавшие в Раде, принесли присягу на верность московскому царю. Русское правительство признало выборность гетмана Украины, но его кандидатура подлежала утверждению царём. Гетман сохранял право дипломатических сношений со всеми государствами, кроме Речи Посполитой и Турции. Сохранялся весь военно-административный аппарат, сложившийся в ходе антипольской войны, и его выборность. Суд действовал на основе местных традиций и обычаев. Но российское правительство установило контроль за сбором налогов, которые поступали в царскую казну и из которых часть средств шла на нужды Украины. Были утверждены сословные права и привилегии украинских землевладельцев, казацких старшин и крупных городов Украины. Принятие Украины в состав России привело к Русско-польской войне 1654–1667 гг.
Полки «иноземного строя» (полки «нового строя») — воинские части, сформированные в ХVII в. в России по образцу западно-европейских армий. Существовали полки солдатские, драгунские и рейтарские (наёмные конные) полки. В 1631 г. в Москве было сформировано два солдатских полка, во время Смоленской (Русско-польской) войны 1632–1634 гг. ещё 6 солдатских, 1 рейтарский и 1 драгунский. Комплектовались из беспоместных детей боярских, стрелецких детей, «охочих вольных людей». Старший командный состав состоял в значительной мере из иностранцев. После войны полки были распущены. При царе Алексее Михайловиче во время Русско-польской войны 1654–1667 гг. полки «иноземного строя» были сформированы вновь. Солдатские и драгунские полки комплектовались из даточных людей — лиц из тяглового населения, отдававшихся на пожизненную военную службу. Рейтары комплектовались из мелкопоместных и беспоместных дворян и за свою службу получали денежное жалование, а некоторые и поместья. В мирное время часть полков распускалась. В 80-х гг. из-за недостатка финансовых средств их количество было резко сокращено. Оставшиеся полки явились ядром для формирования регулярной армии.
Приказ тайных дел (Тайный приказ) — один из приказов в Московском государстве; учреждён около 1658 г. Алексеем Михайловичем и был, с одной стороны, личной канцелярией царя, с другой — учреждением, в которое передавались дела из прочих приказов по указу Царя. Ему был подчинён Дворцовый приказ. В Приказе тайных дел производились следствия по важнейшим государственным делам, например, по выпуску фальшивой монеты, делу патриарха Никона и т. п., ведались гранатного дела мастера, гранатное дело и заводы. Бояре и думные люди не входили в состав приказа, так как он был учреждён главным образом для наблюдения за их деятельностью. Подьячие приказа тайных дел должны были следить за действиями послов и воевод и обо всём доносить государю. Некоторыми исследователями Приказ тайных дел рассматривается как первая специальная служба в России. Приказ был уничтожен в самом начале царствования Фёдора Алексеевича.
Семлёво 1634 г. — заключение мирного договора с Речью Посполитой в д. Семлёво на р.Поляновке по итогам войны 1632–1634 гг. Подтверждены границы по Деулинскому перемирию, Владислав IV отказывается от московского престола.
Соборное уложение (Уложение царя Алексея Михайловича) — кодекс законов Русского государства, принятый Земским собором 1648–1649 гг. после восстаний в Москве и других городах России. Над составлением Соборного уложения работала специальная комиссия во главе с боярином кн. Н. И. Одоевским. Всего содержит 25 глав, 967 статей. В нём разработаны вопросы государственного, гражданского, административного и уголовного права и порядка судопроизводства. Ряд глав посвящён защите царя, церкви и дворян. В Уложении впервые законодательно закреплён статус московского царя как самодержавного наследного монарха. Соборное уложение окончательно оформило крепостное право в России, сделав сыск беглых крепостных и холопов вечным. Соборное уложение 1649 г. стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чём обычно специально указывалось в самих документах. Оставалось основным законом России до начала ХIХ века.
Соляной бунт — восстание в Москве в 1648 г. Причина — увеличение правительством Алексея Михайловича косвенных налогов: цена на соль, производство и продажа которой были государственной монополией, выросла в 1646 г. в 4 раза. Но вместо пополнения казны происходит сокращение доходов, так как население оказалось не в состоянии покупать соль по новой цене. В 1647 г. правительство налог отменяет, но принимает решение взыскать недоимки за три года любыми способами. Восстание в Москве началось 1 июня 1648 г. с попытки подать царю челобитную на злоупотребления и насилие ряда ведущих деятелей правительства. После неудачной попытки переговоров с царём многотысячная толпа повстанцев ворвалась вслед за царским поездом (царь возвращался с богомолья) в Московский кремль. Стрельцы отказались подчиняться правительству и примкнули к восстанию. Под давлением повстанцев правительство было вынуждено выдать главу Земского приказа Л. С. Плещеева, главу Пушкарского приказа П. Т. Траханиотова и дьяка Н. Чистого, которые были казнены восставшими. Возглавлявший правительство Б. И. Морозов был отстранён от дел и выслан из Москвы. Стрельцам срочно выдали задержанное жалованье и обещали повысить его. Восстание во многом способствовало созыву в 1649 г. Земского собора и принятию нового кодекса законов Соборного уложения.
Старообрядцы (староверы) — общее название последователей различных религиозных групп и церквей в России, не принявших церковную реформу, проведённую патриархом Никоном в середине ХVII века. Идейным лидером старообрядчества в XVII в. был протопоп Аввакум Петров, проповедовавший ненасильственные формы сопротивления — уход в труднодоступные районы, гари (самосожжения) и запощевания (голодная смерть). Старообрядцы находились в оппозиции к официальной Русской Православной Церкви. Преследовались царским правительством до 1905 г.
Столбовский «вечный мир» со Швецией — заключён 27 февраля 1617 г. после шведской интервенции в годы Смуты. Россия вернула Новгород, Старую Руссу, Порхов, Ладогу, Гдов. К Швеции отошли Ижорская земля с Ивангородом, Копорьем, Ямом, Орешком и город Корела с уездом. Россия потеряла выход к Балтике.
Церковный раскол — отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653–1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. Нововведения патриарха Никона были закреплены Собором русского духовенства в 1654 г., и в 1655 г. одобрены константинопольским патриархом от имени всех восточных православных церквей. Реформа, проводимая поспешно и насильственно, без подготовки к ней русского общества вызвала сильное противоборство в среде русского духовенства и верующих, расколовшихся на старообрядцев и никонианцев. В 1656 г. защитники старых обрядов, лидером которых стал протопоп Аввакум, были отлучены от церкви.
Ярмарки — регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно организуемый в определённом месте. Наиболее древняя из ярмарок — Арская (ок. Казани), известна с середины XIII в. Василий III запретил поездки на Арскую ярмарку и основал в Васильсурске в 1524 г. новую. Позднее она была переведена к Желтоводскому (Макарьевскому) монастырю. Ярмарки были центрами складывания всероссийского рынка. Продолжительность ярмарок была различна (от 1 дня до нескольких месяцев). Ярмарки в период их действия становились не только торговыми, но и своеобразными культурно-просветительскими и общественными центрами того или иного города или села. На территории ярмарок проводились народные гуляния. Ярмарки сыграли крупную роль в развитии средневековой торговли, а также денежного обращения, денежного рынка и кредита.
Аввакум (Аввакум Петров) (1620 или 1621–1682) — протопоп, один из основателей русского старообрядчества, писатель. Сын сельского священника. В 1646–1647 гг., находясь в Москве, был связан с Кружком ревнителей благочестия и стал известен царю Алексею Михайловичу. Аввакум резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 г. сослан в Тобольск, а затем — в Даурию. В 1663 г. возвращён в Москву. Но Аввакум не отказался от своих взглядов. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. В 1664 г. сослан в Мезень. В 1666 г. его вызвали в Москву. На церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 г. сослали в Пустозёрский острог. Здесь он написал свои главные литературные произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками сожжён в срубе.
Бутурлин Василий Васильевич (?–1656) — окольничий (с 1650 г.), ближний боярин и дворецкий (с 1652 г.) царя Алексея Михайловича. В 1651 г. был судьёй Разбойного приказа. В 1653 г. возглавил русское посольство на Украину и на Переяславской раде 8 января 1654 г. принял присягу от украинского народа на верность московскому царю. В 1655 г. — командующий русской армией, посланной на помощь Богдану Хмельницкому в борьбе с польским войском.
Котошихин Григорий Карпович (ок. 1630–1667) — подьячий Посольского приказа, писатель. Весной 1664 г. послан в войска Я. К. Черкасского для ведения канцелярских дел, но в августе бежал за границу, объясняя это нежеланием писать по принуждению кн. Ю. А. Долгорукова, сменившего Черкасского, донос на его предшественника. В марте 1666 г. принят на шведскую службу. За убийство хозяина дома, в котором он жил, в ноябре 1667 г. казнён. Котошихин — автор сочинения «О России в царствование царя Алексея Михайловича», которое является ценнейшим источником по истории России XVII в.
Крижанич Юрий (ок. 1618–1683) — представитель научной и общественно-политической мысли XVII в., писатель; по национальности хорват. Получил богословское образование в Загребе, Болонье, Риме. Был священником-миссионером. Крижанич пропагандировал идею славянского единства. Был сторонником унии православной и католической церкви. Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое посетил впервые в 1647 г. Прибыв в Москву в 1661 г., по неизвестной причине был сослан в Тобольск. В 1676 г. получил разрешение выехать из России. Крижанич — автор трактатов по философии, политэкономии, историографии, музыке. Один из первых подверг критике летописные легенды о призвании варягов на Русь, дарах Мономаха. Крижанич — автор политических сочинений, в т. ч. «Политика» (1663–1666), «О боженном проведении» (1666–1667), «Толкование исторических пророчеств» (1674). В них выдвинута программа преобразований в Московском царстве.
Матвеев Артамон Сергеевич (1625–1682) — государственный деятель и дипломат. В 1654 г. входил в состав русской делегации на Переяславской раде, в 1656–1657 гг. — посольства в Польшу. Во главе стрелецкого приказа (полка) участвовал в подавлении Медного бунта 1662 г. С 1669 г. возглавил Малороссийский приказ, с 1671 г. руководил одновременно Посольским приказом и рядом других приказов. Матвеев считал основной задачей русской внешней политики присоединение к России всей Украины и для её решения полагал возможным временно отказаться от борьбы со Швецией за Балтийское побережье. В 1672 г. во время переговоров с Польшей добился закрепления за Россией Киева. Матвеев состоял в родстве и был близок с царём Алексеем Михайловичем. После его смерти оказался в опале и был сослан. Вернулся в Москву в мае 1682 г., но через несколько дней был убит восставшими стрельцами. Матвеев был образованным для своего времени человеком, явился инициатором составления «Титулярника» — справочника по дипломатической переписке. Руководил составлением «Истории русских государей, славных в ратных подвигах, в лицах» и «Истории избрания и венчания на царство Михаила Федоровича», которые до нас не дошли.
Морозов Борис Иванович (1590–1661) — государственный деятель, руководитель русского правительства в середине XVII в., боярин. Был воспитателем («дядькой») Алексея Михайловича. С 1645 г. фактически возглавлял московскую администрацию. Руководил приказами Большой казны, Стрелецким, Аптекарским, Новой Четью. Морозов был одним из первых поклонников Запада и иноземных обычаев, покровителем киевских учёных, что вызывало неудовольствие многих. Стремясь увеличить доходы казны, Морозов сократил жалование служилым людям и ввёл высокий косвенный налог на соль, что привело к Соляному бунту в июне 1648 г. Восставшие требовали выдачи Морозова, но царь укрыл его в своём дворце, затем отправил в Кирилло-Белозерский монастырь, но через 4 месяца вернул в Москву. Морозов принимал участие в подготовке Уложения 1649 г. и до конца 1650-х гг. продолжал негласно руководить правительством.
Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605–1680) — государственный и военный деятель, дипломат. С 1658 г. — думный дворянин, с 1665 — окольничий, с 1667 — боярин. Родился в семье псковского дворянина, получил хорошее образование (изучал иностранные языки, математику, риторику). С 40-х гг. XVII в. привлечён к дипломатической службе. Ордин-Нащокин был сторонником прогрессивных преобразований в военной и экономической области, поддерживал развитие торговли и промышленности. В 50-х гг. он предложил реформировать армию путём введения рекрутских наборов, увеличения стрелецкого войска и сокращения менее боеспособной дворянской конницы. Участвовал в Русско-польской 1654–1667 гг. и Русско-шведской 1656–1658 гг. войнах. В 1656 г. подписал договор о дружбе и союзе с Курляндией, завязал отношения с Бранденбургом. В 1658 г. вёл переговоры со шведами, завершившиеся подписанием перемирия (Валиесарский договор). В 1662–1666 гг. участвовал в переговорах с Польшей и подписал Андрусовское перемирие 1667 г. Руководил составлением Новоторгового устава 1667 г. В 1667 г. назначен главой Посольского приказа. Значительно активизировал внешнюю политику России. Являлся сторонником союза с Польшей для борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю и отражения турецкой агрессии. В 1671 г. был отставлен от службы, а в 1672 г. постригся (под именем Антония) в Крыпецком монастыре в Пскове. В 1679 г. принимал участие в переговорах с поляками.
Ртищев Федор Михайлович (1626–1673) — государственный деятель. Родился в семье дворян Лихвинского уезда. В 1645 г. начал службу при дворце стряпчим. Руководил государевой Мастерской палатой, Приказом Большого дворца, позднее Приказом тайных дел. В 1654–1655 гг. участвовал в походах царя против Польши, в 1656 г. — против Швеции. Принимал активное участие в подготовке и осуществлении денежной реформы 50-х гг. В 1664–1670 гг. — «дядька» (воспитатель) царевича Алексея Алексеевича. После его смерти удалился от дел. Ртищев входил в состав Кружка ревнителей благочестия. Сыграл заметную роль в истории русского просвещения, создал школу при Андреевском монастыре (т. н. Ртищевское братство), пригласив преподавателями украинских учёных. Создал первую больницу в Москве. Для ознакомления москвичей с полифонической музыкой выписал хор из Киева. Вёл обширную переписку с деятелями украинской культуры.
Симеон Полоцкий (1629–1680) — общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Автор богословского трактата «Жезл правления» (1667 г.), направленного против патриарха Никона и лидеров раскола. Наставник царских детей (царевны Софьи и царевича Фёдора). В 1678 г. организовал в Кремле типографию. Один из зачинателей русской силлабической поэзии («Вертоград многоцветный» 1678 г.; «Рифмологион» 1678–80 гг.) и драматургии.
Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов) (ок. 1554–1633) — церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи; третий Патриарх Московский и всея России (1619–1633). Двоюродный брат Царя Феодора Иоанновича. Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, в 1600 г. был сослан и пострижен в монахи под именем Филарет. Возвращённый из ссылки Лжедмитрием I в 1605 г. и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому. С 1608 г. был «наречённым патриархом» в Тушинском лагере Лжедмитрия II, при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане. В 1610 г. был отбит («отполонён») у тушинцев. Вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником Семибоярщины. Не возражал против избрания царём Владислава, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в 1611 г. в переговорах с польским королём Сигизмундом III под Смоленском, отказался подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, в связи с чем был арестован поляками. 1 июня 1619 г. был освобождён в соответствии с условиями Деулинского перемирия и вернулся в Москву. 24 июня 1619 г. стал московским патриархом. Будучи отцом царя, фактически руководил московской политикой.