Россия в эпоху Александра II. Отмена крепостного права

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Реформы 1860–1870‑х гг

Причины реформ

Неудача в Крымской войне и падение международного авторитета России, растущее недовольство крестьянства и убыточность большинства помещичьих хозяйств, замедленная индустриализация страны вынудили императора Александра ІІ, взошедшего на престол в 1855 г., инициировать проведение ряда реформ:

  • аграрной (1861);
  • финансовой (1863);
  • земской (1864);
  • судебной системы (1864);
  • городской (1870);
  • военной (1874);
  • системы образования (1863).

Аграрная реформа

К середине ХІХ в. стало очевидным, что поступательное развитие России напрямую зависит от решения крестьянского вопроса. В 1850‑х гг. Россия оставалась единственной страной Европы, в которой продолжало действовать крепостное право. Представители передовых кругов общественности — М. Погодин, К. Кавелин, А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов требовали незамедлительного проведения преобразований в аграрном секторе и освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Новый император уже в начале своего правления отметил, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнёт отменяться снизу». С 1857 г. началась работа Секретного комитета, обсуждавшего возможные варианты решения крестьянского вопроса. В 1858 г. его преобразовали в Главный комитет по крестьянскому вопросу. Обсуждение проектов реформы приобрело открытый характер. В Главный комитет передавались разработанные на местах проекты освобождения крестьян, которые далее передавались им двум Редакционным комиссиям. В них происходило обсуждение и согласование проектов. Вскоре их объединили, но название не изменилось. Координировал работу комиссий Я. Ростовцев. В результате двухлетней работы в октябре 1860 г. проект реформы поступил в Главный комитет, а в начале 1861 г. был представлен на обсуждение членов Государственного совета. В процессе обсуждения в проект были внесены поправки, усложнявшие крестьянам получение хозяйственной самодостаточности. Правительство стремилось максимально привлечь помещиков к подготовке реформы. Её практическая реализация началась с издания Александром ІІ 19 февраля 1861 г. Манифеста об отмене крепостного права. В результате свобода была предоставлена 23,8 млн душ крепостных крестьян.

Крестьяне Российской империи получали личную свободу и общегражданские права — владение имуществом, заключение сделок, смена места жительства и работы, добровольное вступление в брак и др. Однако сохранялась патриархальная община, что тормозило развитие русской деревни по капиталистическому пути. Особенности проведения аграрной реформы содержались в «Положениях» о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.

Предоставляя личную свободу, ни Манифест, ни «Положения» не гарантировали наделения крестьян землёй. С целью обеспечения продолжения аграрных преобразований в России, взимания налогов с крестьян, избегания массового крестьянского недовольства, устанавливалась обоюдная обязанность помещика — предоставить земельный надел, а крестьянина — взять его, на основе «добровольных» соглашений, погасив выкупные платежи.

Размер надела зависел от плодородности почв. Для определения степени плодородности было выделено три зоны — чернозёмная, нечернозёмная и степная. Крестьяне чернозёмной зоны получали минимальные земельные наделы, нередко даже меньшие, чем до реформы. Участки, превышавшие определённую норму, назывались «отрезками» и передавались помещикам. В целом в результате реформы площадь крестьянских угодий уменьшилась на 20 %.

Предложенный государством механизм наделения землёй за выкуп оказался неприемлем для большей части русского крестьянства. Цена земли была искусственно завышена в 1,5 раза. Таким образом, получалось, что крестьяне платили не только за землю, но и за личное освобождение. С целью облегчения перехода надельной земли в крестьянскую собственность властью была разработана выкупная операция. Не имея наличных денег, крестьяне получали ссуду от государства, на 80 % покрывавшую стоимость наделов. Оставшаяся часть ложилась на плечи крестьянской общины. Погасить ссуду крестьяне были обязаны в течение 49 лет под 6 % годовых. До полного выкупа крестьяне, получив личную свободу, продолжали расплачиваться за пользование помещичьими наделами посредством отработки барщины и уплаты оброка. Эти крестьяне получили статус временнообязанных. Он был ликвидирован только в 1881 г.

Несмотря на свою половинчатость и непоследовательность сохранения общины и крупного помещичьего землепользования, на тот момент аграрная реформа 1861 г. имела прогрессивное значение, открыв путь капиталистическим отношениям в деревне и создав предпосылки для последующей экономической модернизации страны.

Влияние аграрной реформы ощущалось не только в сфере экономики. Произошли структурные изменения в обществе. Ранее бесправная часть населения получила гражданские, а частично и политические права (выборы в органы крестьянского самоуправления). Начались преобразования в местных административных аппаратах, они так же коснулись армии, налоговой системы.

Либеральные реформы 60–70‑х гг. ХІХ в

Финансовая реформа предусматривала составление государственного годового бюджета. Возросло значение контроля над финансами со стороны Государственного банка.

Земская реформа

Создавала новую эффективную систему органов местного самоуправления (земские собрания и управы), формировавшуюся из представителей всех сословий на выборных началах и занимавшуюся решением разнообразных хозяйственных вопросов местного значения (транспорт, образование, здравоохранение, торговля). Высокий имущественный ценз при выборах в земства обеспечивал преимущество помещикам. Господствующее место в земских собраниях принадлежало дворянам. На должность председателей уездных собраний, как правило, назначали уездных предводителей дворянства, а губернские собрания возглавляли губернские предводители. Земства действовали в 34 губерниях, находившихся в европейской части России. Из-за отсутствия помещиков земское самоуправление отсутствовало в Сибири и Архангельской губернии. В Области Войска Донского, Астраханской и Оренбургской губерниях земства не создавались по другой причине — из-за существования казачьего самоуправления.

Никакими политическими полномочиями они наделены не были. Губернские земства даже не имели прав на координацию своей деятельности даже в вопросах, касавшихся борьбы с голодом, эпидемиями, падежом скота. Тем не менее, само появление сети земств стало своеобразным вызовом старой бюрократической системе управления, господствовавшей в России многие десятилетия. То, что земства были выборными и располагали относительной независимостью от иных государственных структур, сохраняло надежду на то, что они, даже с учётом всех недостатков, в своей деятельности будут руководствоваться интересами местного населения, облегчая его повседневную жизнь. К примеру, этой цели должны были служить земские школы и больницы. Вокруг земств стали со временем объединяться либерально мыслящие представители буржуазии и дворянства.

Судебная реформа привела к коренным изменениям в системе судоустройства. Среди главных новшеств — всесословность судов (хотя дела крестьян рассматривались отдельными судами), их независимость от царской администрации, несменяемость судей. Были созданы две судебные ветви — мировые суды и общие суды. Рассмотрением дел государственной важности занималась судебная палата. За Сенатом была закреплена роль высшей судебной инстанции. В случае подтвердившихся нарушений, допущенных при рассмотрении того или иного дела в судах нижних инстанций, он мог передать дело без дополнительного рассмотрения другому суду, либо возвращал в тот же, но после изменения состава судей.

Ряд важных изменений коснулся порядка судопроизводства. Для суда становились обязательными принципы гласности, открытости и устности. В судопроизводстве было выделено две стадии: стадия следствия и стадия судебного разбирательства. Следствие, как и ранее, было письменным, тогда как судебное разбирательство проводилось в устной форме. В судебном процессе устанавливалась состязательность с одновременным участием как стороны обвинения (прокурора), так и стороны защиты (адвоката). Они должны были заниматься установлением всех обстоятельств дела, производить допрос свидетелей, анализировать представленные суду вещественные доказательства. Ещё одним нововведением стало создание судебного института присяжных заседателей, которые могли решать вопрос о виновности подозреваемых лиц.

Городская реформа позволила создать в городах выборные органы местного самоуправления — думы и управы. Они занимались решением разнообразных вопросов хозяйственного характера и благоустройства городов. Высокий имущественный ценз позволял избираться в думы преимущественно представителям крупной буржуазии. Городским думам предоставлялась относительная независимость и самостоятельность в рамках работы по развитию инфраструктуры городов, но, в отличие от земств, они были менее заметны в общественном движении. Это можно объяснить отсутствием у купечества и зарождавшегося класса предпринимателей сформировавшейся политической позиции.

Военная реформа, катализатором которой стало поражение в Крымской войне, проводилась поэтапно и предусматривала целый комплекс преобразований, главными из которых были отмена рекрутских наборов, введение всеобщей воинской повинности (1874) со сроком службы — шесть лет в сухопутных войсках и семь лет на флоте. Если страна не вела войн, действительную службу проходили только 25–30 % от общего числа призывников. Многие призывники освобождались от несения службы по семейным обстоятельствам, из-за физических недостатков, по роду занятий (не призывали врачей, ветеринаров, фармацевтов, воспитателей и преподавателей); остальным полагалось тянуть жребий.

В результате мер по перевооружению и модернизации армии, с 1860-х гг. происходил массовый переход от гладкоствольного оружия к нарезному, началось внедрение более совершенных артиллерийских систем и кораблей, оснащённых паровыми двигателями. Больше внимания стали придавать профессиональной подготовке офицерских кадров: открывались юнкерские училища, военные гимназии и академии. Функции центрального органа управления войсками были возложены на Главный штаб, учреждённый в 1865 г. Своему успеху эта реформа во многом обязана тогдашнему главе военного министерства Д. Милютину.

Образовательные реформы предоставили автономию университетам (Университетский устав 1863 г.), сделали более доступным для малообеспеченных слоёв начальное образование, ускорили процесс развития женского образования. В 1864 г. был издан «Устав гимназий», разделявший их на классические и реальные. Он был дополнен «Положением о народных училищах». Эти документы способствовали переходу к всесословному образованию. Альтернативой государственным образовательным учреждениям были церковно-приходские, воскресные, частные и земские школы.

Реформы 60–70‑х гг. ХІХ в

Способствовали формированию основ гражданского общества и правового государства в Российской империи, приведению государственного строя и административного управления в соответствие с новой социальной структурой, хотя и не затрагивали основ самодержавия.

Капиталистические отношения в промышленности

Либеральные реформы 1860–1870‑х гг. и отмена крепостного права стимулировали развитие в России капитализма. После непродолжительного спада начала 1860‑х гг., вызванного необходимостью перестройки хозяйственной системы страны, начинается период устойчивого промышленного роста.

Увеличивается количество предприятий, использовавших вольнонаёмный труд, возрастает протяжённость железных дорог, которые соединили разные хозяйственные районы и стимулировали интенсификацию торговых отношений. Центром сети железных дорог была Москва. Большое значение имело открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Нижним Новгородом (1862 г.). Благодаря этому была установлена связь центральных губерний и заграничных рынков с Нижегородской ярмаркой и портами на Волге, которая продолжала оставаться ключевой транспортной магистралью России.

Москву и южные хлебородные губернии соединила ветка, построенная в 1869 г. (Москва — Рязань — Воронеж). В связи с этим большие перспективы открывало рязанское направление, так как оно позволяло продолжить железнодорожные пути через Самару к Уралу. Таким образом, железная дорога достигла Сибири и в 1891 г. приступили к строительству Транссибирской магистрали. К 1894 г. общая протяжённость российских железных дорог составляла почти 28 тыс. вёрст.

Эти изменения способствовали накоплению капиталов и развитию капиталистических отношений в промышленности. К 80-м гг. ХІХ в. был завершён промышленный переворот, сформировались основные экономические районы (Московский, Петербургский, Уральский, Южный). В 1860-х–90-х гг. объём промышленного производства в России вырос в семь раз. Наиболее мощным считался Московский район. Он опирался на развитую сеть кустарных промышленных предприятий, расположенных в центральных губерниях (Московской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Тверской).

Москва почти сравнялась с Санкт-Петербургом по количеству населения (согласно переписи 1897 г. — 601 тыс. человек), постепенно обретая черты промышленно-капиталистического города. Источником формирования рабочего класса крупных городов преимущественно было крестьянство, приходившее на заработки.

Широко привлекались иностранные капиталовложения. Инвесторов из стран Западной Европы привлекала дешёвая рабочая сила, богатая аграрно-сырьевая база, что создавало предпосылки быстрой окупаемости производства и получения высоких прибылей. Большая часть иностранных вливаний поступала в каменноугольную, металлургическую и машиностроительную отрасли.

Весомые успехи были в текстильной промышленности, которая сохраняла роль ведущей отрасли производства. В 1861–1881 гг. в России наблюдался двукратный рост потребления хлопчатобумажных тканей на душу населения. Это объясняется вытеснением льняных тканей, изготовленных в домашних условиях.

С середины 70-х гг. ХІХ в. одним из важнейших центров горной и металлургической промышленности становится Донецкий бассейн. Быстро увеличиваются объёмы нефтедобычи в Баку, который к началу ХХ в. приобретает статус одного из центров мировой нефтяной промышленности. На территории Прибалтики и в Санкт-Петербурге открывается ряд машиностроительных предприятий.

Отечественное машиностроение пореформенного периода ещё не производило достаточно паровозов и вагонов для удовлетворения нужд стремительно разраставшейся железнодорожной сети. Подвижной состав закупали за рубежом. Но меры, предпринятые правительством в плане поддержки русского машиностроения, привели к тому, что уже с конца 1870-х гг. по железным дорогам стали ходить в основном отечественные составы.

Экономика России постепенно интегрировалась в мировое хозяйство. Это имело не только положительные, но и отрицательные последствия. Так, в 1873 г. Россия оказалась впервые затронута мировым промышленным кризисом.

Развитие промышленного капитализма в России имело ряд особенностей. Наряду с машинным сохранялось и мелкотоварное, мануфактурное производство. Наблюдались диспропорции в территориальном размещении промышленных предприятий (развитые северо-западный, центральный и южный районы и малоосвоенные Средняя Азия, Сибирь). Неравномерно были развиты и разные отрасли. Лёгкая промышленность (текстильная, пищевая) всё ещё опережала тяжёлую промышленность и машиностроение. Рост промышленного производства стимулировал процессы урбанизации.

Капиталистические отношения в сельском хозяйстве. В сельское хозяйство капиталистические отношения проникали медленнее, чем в промышленность. Сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивным путём за счёт расширения посевных площадей. Развитие села тормозило наличие крестьянских общин, помещичьей собственности на землю (77 % от общего объёма пахотных земель), что затрудняло возможность выделения сельской буржуазии, ориентированной на рыночное товарное производство и сохраняло высокий уровень напряжённости во взаимоотношениях крестьян и помещиков.

В эти годы серьёзной проблемой для русской деревни стал мощный демографический взрыв. В его основе лежало несколько причин: во-первых, земская медицина способствовала сокращению младенческой и детской смертности, во-вторых, продолжала расти рождаемость. Этот процесс имел неоднозначные последствия. Если в губерниях Нечерноземья, где крестьяне часто уходили за дополнительным заработком в города, увеличение количества рабочих рук облегчало жизнь, то в Черноземной полосе ситуация только ухудшилась. Из-за отсутствия крупных городов и промышленных предприятий идти на заработки крестьянам было некуда. Переселению в Сибирь мешали власти, обеспокоенные тем, что у помещиков не будет достаточного количества рабочих рук. В результате, за 1861–1891 гг. в европейской части России средняя величина наделов сократилась в два раза, а в губерниях Черноземья даже больше. Это приводило к повсеместному обезземеливанию крестьян.

Из положительных черт следует отметить заметное увеличение товарности сельского хозяйства, формирование региональной специализации (товарный хлеб выращивали в Черноземье и Новороссии, мясомолочную продукцию производили в северных и северо-восточных губерниях, Центральный район специализировался на картофеле, льне и др. технических культурах). Экспорт зерна из России к 1881 г. превысил 200 млн пудов, что в три раза превышало показатели 1861 г. Не в последнюю очередь это стало возможным благодаря динамичному расширению железнодорожной сети, позволявшей наладить вывоз хлеба к портам. Россия закрепила за собой статус лидера мирового экспорта зерновых.

Среди помещичьих хозяйств преобладали отработочные, капиталистические и смешанные. В отработочных хозяйствах крестьяне обрабатывали земли помещиков собственным инвентарём, что было обусловлено их малоземельем. Отработочная система отличалась низкой продуктивностью и была распространена в Центрально-чернозёмном районе и на Поволжье. Суть капиталистической системы состояла в вольном найме крестьян, которые обрабатывали земли помещиков их инвентарём. Такой подход благоприятствовал скорейшему внедрению технических новшеств и повышал товарность подобных хозяйств. Они преобладали на Правобережной Украине, Западной Белоруссии, Прибалтике.

К концу ХІХ в. завершилось складывание всероссийского сельскохозяйственного рынка. Южные области Украины, чернозёмные районы центра страны и Поволжья поставляли на рынок зерновые культуры, северо-западные губернии развивали молочное скотоводство, а юго-восточные — мясное.

Консерваторы и либералы

Непоследовательность и незавершённость либеральных реформ 60–70‑х гг. ХІХ в., сохранение абсолютизма и сословного деления общества, нерешённость крестьянского вопроса дали импульс новым дискуссиям о будущем России, которые вели представители консервативного и либерального направлений в общественной мысли страны.

В лагере консерваторов преобладали представители дворянства, мещанства, купечества, а также значительная часть крестьян, привыкших к патриархальному укладу своей жизни. Основой их консервативной идеологии оставалась теория «официальной народности» с её верой в незыблемость самодержавия, православия и народности. Главным для них было сохранение общественного спокойствия, порядка, традиционности. Внешнеполитическая доктрина строилась на идеологии панславизма, отводившей России роль объединительного центра всех славянских народов. Консерваторы выступали с резким осуждением теории и практики нигилизма, так как ставила под сомнение традиционные моральные принципы.

Возможность ограниченных реформ рассматривалась только при условии возвращения некоторых сословно-феодальных элементов, исчезнувших в результате реформ Александра ІІ. Свои идеи они распространяли посредством чиновничье-бюрократического аппарата, церкви, подконтрольных печатных изданий («Московские ведомости»), где, в доступной для широкого круга читателей форме, излагалась доктрина консерваторов, что помогало в нужном им русле формировать общественное мнение. К идеологам консерватизма принадлежали П. Шувалов, возглавлявший ІІІ отделение, К. Победоносцев, М. Катков, Д. Толстой и др.

Приверженцы либерализма чаще всего принадлежали к обуржуазившимся помещикам, буржуазии, представителям интеллигенции. Они выступали за поступательный, эволюционный путь развития страны путём проведения реформ «сверху», не исключая возможности сотрудничества с царской властью. Либералы отстаивали идею о единстве развития России и государств Западной Европы. Будущее государственного строя в России они видели в конституционной монархии — политическом режиме, при котором на власть монарха наложены ограничения (как правило — наличием Земского собора), не дающие ему права располагать всей полнотой государственной власти.

Либералы выступали за созыв общероссийского выборного органа, расширение прав земских органов самоуправления, создание более благоприятных условий для развития капитализма, сохранение института частной собственности, облегчение участи крестьянства. Осуществление этих преобразований, по мнению либералов, должно было стать основой построения в России гражданского, правового общества. Либеральное крыло общественной мысли было представлено Д. Шаховским, К. Кавелиным, Б. Чичериным, Ф. Родичевым. Свои идеи они пропагандировали через земства, научные общества, отдельные периодические издания («Вестник Европы», «Русская мысль»).

Течение либералов оставалось аморфным. Их оппозиция правительству не имела устойчивых организационных форм. Политическая инертность буржуазии предопределила дворянский характер отечественного либерализма, его близость к позициям консерваторов. С последними их объединял страх перед народным «бунтом» и действиями радикалов.

Радикальные идейные течения в общественной мысли

Наряду с консервативным и либеральным течениями в общественном движении России были представлены и сторонники более радикальных общественных преобразований в интересах «низов» общества. Радикалы не исключали насильственных действий, направленных на коренное преобразование существовавших в России порядков. Не имея широкой социальной базы, движение радикалов объединяло представителей различных социальных групп (разночинцы). Организации радикалов имели нелегальный, законспирированный характер. Многие представители этого направления общественной мысли, спасаясь от репрессий, покидали Россию и разворачивали свою деятельность за рубежом. Благодаря этому происходило установление и развитие контактов между русским и западноевропейским революционным движением.

Большинство историков предлагают следующую периодизацию радикального движения: 1860-е гг. — формирование идеологии революционно-демократического толка и появление первых тайных кружков разночинцев; 1870-е гг. — распространение взглядов революционных народников, функционирование их организаций; 80-90-е гг. ХІХ в. — на смену революционному народничеству приходит либеральное, начинает распространяться марксизм, идеи которого легли в основу программ первых организаций социал-демократов.

В среде радикалов можно выделить представителей нескольких идейных течений. А. Герцен и Н. Чернышевский продолжали выступать за переустройство общества на основах «общинного социализма», критикуя аграрную реформу 1861 г. Свои идеи они пропагандировали на страницах журналов «Колокол» и «Современник», а их последователи объединились в рядах первой тайной революционной организации «Земля и воля» (1861–1864). Её отделения возникли во многих городах империи — Москве, Петербурге, Харькове, Твери и др. В качестве программного документа землевольцы рассматривали статью Н. Огарёва «Что нужно народу?», опубликованную на страницах «Колокола» в 1861 г. В ней звучал призыв к народу отказаться от стихийного бунта, а всем революционным силам предлагалось объединить свои усилия. После поражения польского восстания 1863 г. и усиления репрессий царизма организация прекратила своё существование, но многие её участники влились в возникшее в конце 1860‑х гг. народническое движение.

В 1869 г. учителем С. Нечаевым и журналистом П. Ткачёвым в Петербурге была создана подпольная организация, настраивавшая студенчество на подготовку к восстанию и борьбу против царского правительства. Организация вскоре была разгромлена. С. Нечаев бежал за границу. Вернувшись спустя несколько месяцев, он создаёт новую организацию — «Народная расправа», на этот раз в Москве. С. Нечаева отличал крайний политический авантюризм, от своих последователей он требовал безоговорочного подчинения. Известен факт убийства одного из членов «Народной расправы», ослушавшегося своего лидера. После ликвидации организации полицией, С. Нечаев пытался скрыться в Швейцарии, но власти этой страны выдали его как уголовного преступника. Для царского правительства судебный процесс над С. Нечаевым стал прекрасной возможностью дискредитировать всё революционное движение.

Народниками считала себя часть русской интеллигенции, которая остро переживала отсутствие своей связи с простым народом и рассчитывала сблизиться с ним путём просветительской деятельности и пропаганды прогрессивных идей общественного переустройства. Конечной их целью была подготовка крестьянской революции. В народническом движении выделяют революционное и либеральное направления. Революционные народники также не были однородны и подразделялись:

  • на анархистов (М. Бакунин) — стихийный бунт «низов» и установление народного самоуправления. Интеллигенция должна поднять народные массы. Государство — это инструмент эксплуатации, ему на смену предлагалось создать федерацию самоуправляемых свободных общин;
  • пропагандистов (П. Лавров) — так как народ всё ещё не готов в полном объёме принять революционные идеи, приоритет отдавался разъяснительной, культурно-просветительской работе в массах, которую будет проводить интеллигенция, с целью их подготовки к революции — «хождение в народ», имевшее место в 1874 году. При этом народникам пришлось столкнуться с иллюзорной верой в «доброго царя» и собственническими инстинктами крестьян. Многих агитаторов крестьяне сами выдавали полиции;
  • заговорщиков (П. Ткачёв) — государственный переворот, осуществлённый небольшой группой профессиональных революционеров с последующим привлечением в органы власти народных представителей.

После провала «хождения в народ» наиболее влиятельной тайной организацией народников была восстановленная «Земля и воля» (1876). Её члены были сторонниками ликвидации самодержавия, безвозмездной передачи земли в руки крестьян, перехода к «мирскому самоуправлению» в городах и деревнях. Землевольцы возобновили практику «хождения в народ», занимались агитацией в среде пролетариата. Один из лидеров организации Г. Плеханов стал организатором первой в России политической демонстрации, произошедшей в 1876 г. в Санкт-Петербурге на площади перед Казанским собором. Демонстрация была разогнана полицией, а некоторые её участники получили ранения. Последовали аресты. Суд не был гуманен к манифестантам, приговаривая их к каторжным работам или ссылке. Г. Плеханову удалось избежать ареста.

В 1878 г. в ходе покушения, осуществлённого В. Засулич, был ранен градоначальник Санкт-Петербурга Ф. Трепов. В ходе судебного разбирательства, она была оправдана судом присяжных и градоначальнику пришлось покинуть свой пост. Это происшествие в среде землевольцев стало катализатором дискуссий о характере дальнейшей борьбы.

Из-за разногласий по поводу методов деятельности в 1879 г. организация раскололась на «Чёрный передел», члены которого отдавали предпочтение агитации (Г. Плеханов, П. Аксельрод, В. Засулич) и террористическую «Народную волю» (А. Желябов, С. Перовская, Н. Морозов, В. Фигнер). Народовольцы разочаровались в революционном потенциале крестьянства и рассчитывали на политический переворот, который приведёт к свержению самодержавия, ликвидации частной собственности и наделению крестьян землёй. Народовольцами в 1881 г. было осуществлено успешное покушение на Александра ІІ, после чего власти фактически разгромили это движение, репрессировав его наиболее активных участников.

#  1855–1868 гг. — издание А. И. Герценом альманаха «Полярная звезда»
 1856 г. — начало создания собрания картин П. М. Третьякова
 1857–1867 гг. — издание А. И. Герценом газеты «Колокол»
 1860–1885 гг. — присоединение Средней Азии к России
 1861 г., 19 февраля — Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Аграрная реформа
 1861–1864 гг. — деятельность тайной революционной организации народников «Земля и воля»
 1863–1864 гг. — восстание в Польше
 1863 г. — принятие нового Университетского устава. Реформа высшей школы
 1862–1874 гг. — военные реформы Д. А. Милютина
 1862 г. — открытие первой женской гимназии
 1863 г. — «бунт четырнадцати» выпускников Академии художеств
 1864 г. — Земская реформа
 1864 г. — Судебная реформа
 1864 г. — начало школьной реформы
 1865 г. — принятие «Временных правил о печати»
 1867 г. — продажа Аляски
 1870 г. — нота министра иностранных дел А. М. Горчакова с отказом выполнять условия Парижского договора
 1870 г. — реформа городского самоуправления
 1870–1923 гг. — деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок» («передвижники»)
 1871 г. — Лондонская конференция
 1873 г. — «Союз трёх императоров» — России, Германии и Австро- Венгрии
 1874 г. — принятие Устава о воинской повинности
 1874 г., 1876 г. — массовые «хождения в народ» народников
 1874–1879 гг. — деятельность народнической организации «Земля и воля»
 1875–1876 гг. — деятельность «Южно-российского союза рабочих»
 1876 г. — первая политическая демонстрация у Казанского собора в Петербурге
 1877–1878 гг. — Русско-турецкая война. Освобождение Болгарии
 1878 г. — Сан-Стефанский договор
 1878 г. — Берлинский конгресс
 1878 г. — открытие в Петербурге высших (Бестужевских) женских курсов
 1878–1881 гг. — деятельность «Северного союза русских рабочих»
 1879 г. — Воронежский съезд «Земли и воли». Раскол на «Чёрный передел» и «Народную волю»
 1879–1882 гг. — создание Тройственного союза
 1881 г., 1 марта — убийство Александра II народовольцем Гриневицким
 1855–1881 гг. — Александр II Николаевич
Временнообязанные крестьяне — крестьяне, не перешедшие на выкуп после отмены крепостного права (1861 г.) и продолжавшие нести повинности перед помещиком за пользование его землей. 28 декабря 1881 г. был издан закон об обязательном выкупе наделов временнообязанными крестьянами до 1 января 1883 г.
Выкупные платежи — по условиям отмены крепостного права в 1861 г. крестьяне получали от государства выкупную ссуду, выплачиваемую единовременно помещику, которую они должны были погасить в течение 49 лет по 6% ежегодно. Размеры ссуды составляли 75–80% капитализированного оброка. Под давлением событий революции 1905–1907 гг. правительством было принято решение о прекращении взимания выкупных платежей с 1 января 1907 г.
Земская управа — исполнительный орган уездного и губернского земских собраний в России в 1864–1917 гг., ведавший делами земства. Земская управа избиралась на 3 года. Деятельность Земской управы контролировалась губернатором и министром внутренних дел, которые утверждали соответственно председателя уездной и губернской Земской управы.
Земское собрание — уездный и губернский представительный орган земских учреждений в России в 1864–1917 гг. Земские собрания проводили выборы земских управ, осуществляли контроль за их работой, утверждали земский бюджет. Очередные Земские собрания созывались один раз в год.
Модернизация — обновление, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. В социологии — взаимообусловленные общественные процессы и изменения во всех социальных институтах, сопровождающие процесс индустриализации. В исторической науке — процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Отработки — работа крестьян со своим инвентарём и скотом в помещичьих хозяйствах за взятую в аренду землю, денежные и продовольственные ссуды. Отработочная система получила распространение после отмены крепостного права.
Отрезки — земли, отрезанные в России помещиками у крестьян в ходе отмены крепостного права. Уменьшение крестьянских наделов производилось в случае, если надел превышал высшую норму или у помещика оставалось меньше трети (в степной полосе — половины) удобных земель имения.
Отходничество — временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности. В конце XVIII — первой половине XIX в. распространено среди помещичьих оброчных крестьян. Усилилось после крестьянской реформы 1861 г.
Уставная грамота — документ, фиксировавший отношение помещика с временнообязанными крестьянами в России после отмены крепостного права 19 февраля 1861 г. Устанавливала размер пореформенного надела и повинностей, фиксировала сведения о разверстании угодий, перенесении усадеб и т. п.
Хождение в народ — массовое движение демократической молодёжи в деревню в России 1870-х гг. Впервые лозунг «В народ!» выдвинул А. И. Герцен в связи со студенческими волнениями 1861 г. Ведущую роль в идейной подготовке движения сыграли «Исторические письма» П. Л. Лаврова (1870), призывавшие интеллигенцию к «уплате долга народу». Начавшееся весной 1874 г. массовое «хождение в народ» представляло собой стихийное явление, не имевшее единого плана, программы, организации. Среди участников — сторонники различных течений народничества. Закончилось неудачей: большинство пропагандистов были арестованы.
Чересполосица — чередование участков помещичьих и крестьянских земель, появившееся в ходе отмены крепостного права. Чересполосица вынуждала крестьян арендовать дополнительные участки земли у помещика, чтобы попасть на свой надел.
Валуев Пётр Александрович (1814–1890) — русский государственный деятель. Начал службу в 1832 г. Участвовал в работе комиссии М. М. Сперанского по кодификации российского законодательства. В период подготовки отмены крепостного права стоял на правых позициях. В 1861–1868 гг. министр внутренних дел. В июле 1863 г. издал циркуляр («Валуевский циркуляр»), которым ограничивалось издание книг на украинском языке. Под руководством Валуева разработаны и проведены земская (1864) и цензурная (1865) реформы. После их проведения сам Валуев начал борьбу как с земством, отстаивая прерогативы администрации, так и с печатью. В 1870 г. выступил инициатором введения всесословной воинской повинности. В 1872–1879 гг. — министр государственных имуществ. Руководил работой Комиссии («валуевской») по исследованию сельского хозяйства, не имевшей практических результатов. В 1879–1881 гг. председатель Комитета министров.
Горчаков Александр Михайлович (1798–1883) — князь, русский дипломат. Воспитывался в Царскосельском лицее вместе с А. С. Пушкиным. На дипломатической службе с 1817 г. С 1856 г. — министр иностранных дел. Стремился снять ограничения, наложенные на Россию Парижским договором 1856 г. После разгрома Пруссией Франции Горчаков в 1870 г. объявил об отказе России признавать статью Парижского договора, запрещавшую ей иметь на Чёрном море военный флот и укреплённые базы. Действия МИДа обеспечили нейтралитет европейских держав в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Неудачный для России исход Берлинского конгресса подорвал престиж Горчакова в правящих кругах России и ослабил его влияние на внешнюю политику. С 1879 г. по состоянию здоровья Горчаков фактически отошёл от управления министерством, в 1882 г. получил формальную отставку.
Гурко (Ромейко-Гурко) Иосиф Владимирович (1828–1901) — русский военный деятель, генерал-фельдмаршал (1894). Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. отличился при взятии Плевны. Выдвинул план немедленного наступления на Балканы. В декабре 1877 г., командуя 70-тысячным отрядом, совершил труднейший переход через Балканы, считавшиеся зимой недоступными, занял Софию и разбил турецкие войска под Филиппополем, затем взял Адрианополь. За переход через Балканы произведён в генералы от кавалерии (1878). С 1886 г. член Государственного совета. В 1894 г. уволен по болезни в отставку.
Катков Михаил Никифорович (1818–1887) — русский журналист и публицист. Окончил Московский университет. В 1830-е гг. примыкал к кружку Н. В. Станкевича, был близок с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, М. А. Бакуниным. Сотрудничал в «Московском наблюдателе» и «Отечественных записках». В начале 1840-х гг. увлекался английским политическим устройством, выступая с позиций умеренного либерализма. В 1850–1855 и 1863–1887 гг. редактировал газету «Московские ведомости», в 1856–1887 гг. издавал журнал «Русский вестник». В 1863 г. во время восстания в Польше Катков заявил, что держать Польшу «вооружённой рукой» — историческая необходимость. Для сохранения единства империи Катков считал допустимыми любые средства. После убийства Александра II Катков стал сторонником жёсткого курса Александра III, сблизившись с К. П. Победоносцевым.
Константин Николаевич Романов (1827–1892) — великий князь, второй сын императора Николая Павловича. В 1850 г. возглавил Комитет для пересмотра и дополнения Общего свода Морских Уставов и стал членом Государственного Совета и Совета военно-учебных заведений. С 1855 г. управлял флотом и морским ведомством на правах министра. Первый период его управления ознаменовался рядом важных реформ: прежний парусный флот заменён паровым, сокращён наличный состав береговых команд, упрощено делопроизводство, заведены эмеритальные кассы; раньше всех других ведомств во флоте был положен конец господству телесных наказаний. Орган министерства «Морской Сборник», избавленный от цензуры, сделался выразителем новых тенденций, помещая статьи по вопросам, далеко выходивших за пределы специальных флотских интересов. Придерживался либеральных ценностей, в 1857 г. был избран председателем комитета по освобождению крестьян. Большую роль сыграл также в других крупных реформах Александра II — судебной реформе и уничтожении телесных наказаний в армии. Наместник Польши с июня 1862 г. по октябрь 1863 г. Его наместничество пришлось на период польского восстания. Пытался вести примирительную политику, провести либеральные реформы. По различным причинам политика его не имела успеха, и в октябре 1863 г. он был уволен с должности наместника. В 1865–1881 гг. Председатель Государственного совета. Оказывал покровительство Русскому географическому обществу. С 1852 г. председатель Русского археологического общества, с 1873 г. президент Русского музыкального общества. После смерти Александра II император Александр III отстранил Константина Николаевича от большинства постов.
Ланской Сергей Степанович (1787–1862) — русский государственный деятель. В молодости — видный масон, участник декабристского «Союза благоденствия», из которого вышел задолго до восстания. Впоследствии придерживался последовательно консервативных взглядов. В 1855–1861 гг. — министр внутренних дел. Сторонник и участник подготовки и проведения крестьянской реформы. После отмены крепостного права вынужден был уйти в отставку.
Лорис-Меликов Михаил Тариэлович (1825–1888) — выдающийся российский военачальник и государственный деятель, граф, генерал от кавалерии, министр внутренних дел. Участник Кавказской, Крымской и Русско-турецкой (1877–1878 гг.) войн. В 1863–1875 гг. начальник Терской области. В 1879 г. назначен временным астраханским, саратовским и самарским генерал-губернатором, затем — временным харьковским генерал-губернатором. Ведя решительную борьбу с революционным движением, пытался привлечь на свою сторону оппозиционную часть общества. В августе 1880 г. назначен министром внутренних дел и шефом жандармов. Представил Александру II доклад, в котором ставил вопрос о проведении ряда экономических реформ (введение обязательного выкупа, понижение выкупных платежей, отмена подушной подати и т. д.) и выступал за создание выборного государственного органа (так называемая конституция Лорис-Меликова). Доклад был одобрен Александром II. После убийства Александра II и издания Александром III манифеста об укреплении самодержавия вышел в отставку. Последние годы жизни жил преимущественно за границей.
Милютин Дмитрий Алексеевич (1816–1912) — государственный и военный деятель, граф (1878), генерал-фельдмаршал (1898), почётный член Петербургской академии наук (1866). Брат Н. А. Милютина. В 1861–1881 гг. военный министр, провёл военные реформы 1860–1870-х гг.
Милютин Николай Алексеевич (1818–1872) — государственный деятель. Брат Д. А. Милютина. Принадлежал к группе «либеральных бюрократов». Во второй половине 1850-х гг. входит в кружок Великой княгини Елены Павловны, сближается с Вел. кн. Константином Николаевичем и министром внутренних дел С. С. Ланским. В 1859–1861 гг. товарищ (заместитель) министра внутренних дел, руководитель работ по подготовке крестьянской реформы 1861 г. Занимая либеральные и славянофильские позиции, выступал против позиции большей части губернских комитетов по крестьянскому делу. После обнародования Манифеста об отмене крепостного права вместе с графом С. С. Ланским подал в отставку. Провёл крестьянскую реформу 1864 г. в Царстве Польском. Член Государственного Совета с 1865 г.
Победоносцев Константин Петрович (1827–1907) — русский государственный деятель, юрист. Преподавал законоведение великим князьям, в том числе наследникам престола будущим императорам Александру III и Николаю II. С 1868 г. — сенатор, с 1872 г. — член Государственного совета, в 1880–1905 гг. — обер-прокурор Синода. В 1880-х гг. оказывал исключительное влияние на Александра III и проводившийся им правительственный курс. Автор манифеста 29 апреля 1881 г. об укреплении самодержавия.
Половцов Александр Александрович (1832–1909) — государственный деятель. С 1851 г. — чиновник Сената, с 1873 г. — сенатор, в 1883–1892 г. — государственный секретарь, с 1892 — член Государственного совета. Организатор, а с 1879 г. председатель Русского исторического общества. Почётный член Петербургской АН (1884). Автор «Дневника», который вёлся с конца 1850-х гг. Опубликован дневник за 1883–1892 гг.

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!