Культура России в XVII – XVIII веках
Усиление светских элементов в русской культуре XVII в
В ХVII в. усиливаются светские элементы в русской культуре, хотя этому и противилась Церковь, видя в обмирщении культуры влияние Запада. Увеличивается количество образованных людей. Возникают первые регулярные школы. Выдающимся педагогом был монах-просветитель Симеон Полоцкий.
В Москве начинает свою работу Славяно-греко-латинская академия (1687). Её возглавили братья Софроний и Иоанникий Лихуды. Академия преимущественно готовила священников и государственных служащих. Среди её выпускников был и М. Ломоносов.
Среди печатной продукции растёт количество книг гражданского содержания: «Грамматика» М. Смотрицкого (1648), «Букварь» Кариона Истомина (1651), таблица умножения (1682) и др. Расширяется круг знаний по математике, медицине. Открываются первые аптеки.
Развитию географического знания способствовали экспедиции русских первопроходцев С. Дежнёва, открывшие пролив между Азией и Северной Америкой (1648); Е. Хабарова, подробно изучившие земли вдоль р. Амур и основавшие там ряд русских поселений; В. Атласова, исследовавшие Камчатку и Курилы.
Литература отражала события Смутного времени, часто в обличительно-сатирическом тоне. В произведениях появляются вымышленные персонажи, что свидетельствовало о проникновении в литературу светских начал. «Житие Протопопа Аввакума» стало первым произведением автобиографического характера, написанным разговорным языком. Продолжают пользоваться популярностью исторические повести. Первым печатным историческим произведением стал «Синопсис», авторство которого приписывают киевскому монаху И. Гизелю.
При дворе царя Алексея Михайловича был создан первый русский театр. У его истоков стоял А. Матвеев. Во многих городах и сёлах популярностью пользовался бродячий театр — театр скоморохов. Главным героем большинства сценок, разыгрываемых скоморохами, был Петрушка.
В живописи, помимо иконописи (С. Ушаков — автор знаменитой иконы «Спас Нерукотворный», созданной при заметном влиянии реализма), начинают развиваться и светские жанры, например портрет. В то время портреты назывались парсунами и изображали на них, как правило, реальных исторических персонажей.
В архитектуре наблюдается сочетание церковных и светских элементов. Для большинства зданий характерна многоцветность и декоративность. Этого удавалось достичь благодаря использованию многоцветных «солнечных плиток» — изразцов и украшений из резного камня и кирпича. Примером таких сооружений являются московские церкви Николы в Хамовниках и Рождества Богородицы в Путинках. Присутствие декоративных элементов прослеживалось при строительстве либо перестройке фортификационных сооружений.
В конце ХVII в. появляется новый архитектурный стиль — нарышкинское (московское) барокко (церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы Сергиева Посада, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря и др.). Образец башенного строительства — Сухарева башня в Москве. Уникальным памятником деревянной архитектуры стал царский дворец Алексея Михайловича в Коломенском под Москвой.
Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой XVIIІ — первой половины XIX в
Русская культура XVIII в
XVIII столетие стало временем подъёма русской культуры. Всё большее значение приобретает светское начало в культуре, ощущается проникновение европейского влияния. Имело место постоянное вмешательство власти в духовно-культурную сферу. Культурные новшества затрагивали, прежде всего, дворянство, отрывая его от традиционной народной культуры.
XVIII в. прошёл под знаком барокко и классицизма. Барокко — художественный стиль, характеризующийся стремлением к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Классицизм — художественный стиль, в основе которого лежали идеи рационализма. В классицизме художественное произведение создаётся по строгим канонам. Для классицизма имеют значение только существенные, типологические черты. Он игнорирует случайные индивидуальные признаки. Истоки этого стиля следует искать в античном искусстве.
В развитии российской науки ключевую роль сыграли М. Ломоносов, В. Татищев, который стал автором первого обобщающего труда по истории России — «История Российская с самых древнейших времён».
Ярким примером развития архитектуры в первой половине XVIII в. стала застройка новой столицы — Петербурга (Петропавловский собор, Летний дворец Петра). Преобладающими стилями являлись барокко и классицизм. Представителем барокко был Б. Растрелли, спроектировавший ряд впечатляющих дворцовых ансамблей (Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе и др.). В стиле классицизма выполняли свои постройки В. Баженов, М. Казаков, И. Старов. В Москве была построена Меншикова башня (архитектор И. Зарудный), по своей высоте превзошедшая колокольню Ивана Великого. Наивысшим достижением деревянного зодчества стало возведение архитектурного ансамбля в Кижах на одном из островов Онежского озера.
Во второй половине XVIII в. традиционная русская иконопись уже не была доминирующим направлением в изобразительном искусстве. Ощущается возрастающее влияние зарубежной масляной живописи, прошедшей на тот момент впечатляющий путь развития от эпохи Ренессанса до барокко. Ряд живописцев (Шлютера, Каравака) приглашали из-за рубежа, нанимая их в качестве придворных художников. Им принадлежит существенный вклад в становлении отечественной школы живописи (И. Вишняков, А. Антропов, А. Бельский).
В отечественном изобразительном искусстве преобладает портретная живопись, появляется гравюра (А. Ростовцев, братья Зубовы). Первопроходцами портрета были И. Никитин, А. Матвеев, получившие художественное образование заграницей. Во второй половине XVIII в. выдающимися представителями портретного жанра стали Д. Левицкий, В. Боровиковский, которые стремились в своих работах как можно полнее раскрыть внутренний мир человека. В конце XVIII в. на основе ряда частных коллекций был основан крупнейший художественный музей России — Эрмитаж.
Появляются предпосылки для образования русского национального языка. Литературный язык сближается с разговорным, что способствовало складыванию русского общенародного разговорного языка. За основу был взят московский диалект.
В литературе начала XVIII в. набирают популярность такие жанры, как история, повесть. Ведущим публицистом того времени был священник Феофан Прокопович («История императора Петра Великого», «Слово о власти и чести царской»). Со второй половины столетия ведущими направлениями становятся классицизм (А. Сумароков), реализм (Д. Фонвизин «Недоросль») и сентиментализм (Н. Карамзин «Бедная Лиза»). Сентиментализм — литературное направление, произведения которого ориентированы на восприятие текстов читателем, иными словами, на чувственность, возникающую в процессе чтения.
Н. Карамзин в 1790‑х реформировал литературный язык, что способствовало расширению круга читателей. Большое влияние как на литературу, так и на общественную мысль в целом оказало произведение А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), изобличавшего пороки власти и ущербность крепостничества.
Театральное искусство первой половины XVIII в. имело преимущественно аматорский характер, театры оставались развлечением дворянской верхушки. Актёрами в них были крепостные. В 1750 г. в Ярославле открыт первый профессиональный театр. У его истоков стоял Ф. Волков.
Развитию скульптуры способствовало творчество Э. Фальконе («Медный всадник» в Санкт-Петербурге), Ф. Шубина, создавшего целую галерею скульптурных портретов выдающихся деятелей (Екатерины ІІ, Павла І и др.).