Культура России в XIX веке
Культура народов России первой половины XIX в
В первой половине ХІХ в. русская культура переживала колоссальный подъём, возросло её влияние на жизнь всех слоёв общества. Широкое распространение получили романтизм и реализм. Романтизм — идейно‑художественное направление в культуре, получившее распространение на рубеже XVIII–XIX вв. Для него характерен приоритет духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей и характеров, природных красот. Реализм — стиль и метод в искусстве и литературе, предполагающий, что окружающие нас предметы независимы от восприятия человека и его познавательных способностей.
В этот период всемирную славу российской науке принесли математик Н. Лобачевский, физики В. Петров, Б. Якоби, Э. Ленц, астроном В. Струве, химики Н. Зинин и А. Бутлеров, медик Н. Пирогов, историк Н. Карамзин. Весомые успехи были сделаны российскими мореплавателями. И. Крузенштерн и Ю. Лисянский осуществили первое кругосветное путешествие в истории русского мореходства (1803–1806), а Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев в ходе своего путешествия открыли в 1820 г. Антарктиду.
Расцвет классицизма в архитектуре приходится на первую половину ХІХ в. — Казанский собор в Петербурге (А. Воронихин), Михайловский дворец (К. Росси), Исаакиевский собор (О. Монферран). В стиле русского классицизма (ампира) творили А. Захаров (Адмиралтейство) и Д. Жилярди (Московский университет). В восстановлении Москвы после войны с Наполеоном ключевую роль сыграл О. Бове. С 1830‑х получает распространение русско-византийский стиль — Большой Кремлёвский дворец, храм Христа Спасителя (К. Тон).
В первые десятилетия ХІХ в. получили известность скульптуры И. Мартоса (памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве, бронзовая статуя Иоанна Крестителя в Исаакиевском соборе Петербурга, памятник Ломоносову в Холмогорах и др.).
Приход ХІХ в. в живописи ознаменовался распространением классицизма (К. Брюллов, А. Иванов) и романтизма (В. Тропинин). В бытовом жанре создавали свои картины А. Венецианов и П. Федотов.
Первая половина ХІХ в. стала золотым веком русской литературы. В это время творили такие мастера, как В. Жуковский (1783–1852), К. Рылеев (1795–1826) — романтизм, А. Пушкин (1799–1837), М. Лермонтов (1814–1841), Н. Гоголь (1809–1852), И. Тургенев (1818–1883) — реализм.
В начале ХІХ в. уже существовал ряд крупных государственных театров — Александринский (Петербург), Большой и Малый (Москва). Известными актёрами были М. Щепкин, А. Мартынов, П. Мочалов.
В музыке широкой популярностью пользовался русский романс (А. Алябьев). Огромный вклад в развитие музыкального искусства внёс композитор М. Глинка.
Развитие отечественной науки и системы образования во второй половине ХІХ — начале ХХ в
Успехи в развитии науки
Естественнонаучная революция ХІХ в. стимулировала развитие российского научного знания. 1860–1870-е гг. стали «золотым временем» химической науки. Огромных успехов достигли русские химики А. Бутлеров (классическая теория химического строения органических тел), Н. Зелинский (основы учения об органическом катализе) и Д. Менделеев, открывший в 1869 г. периодический закон химических элементов, на основе которого была создана знаменитая таблица. Помимо этого, Д. Менделеев (1834–1907) был известен как учёный-энциклопедист, сделавший существенный вклад в развитие химии, физиохимии, физики, метрологии, экономики, педагогики, воздухоплавания и приборостроения. Долгое время он являлся профессором Санкт-Петербургского университета и членом-корреспондентом Императорской Академии наук.
Этот период оказался богат на разнообразные научные изобретения — радио (А. Попов, 1895), дуговой лампы (П. Яблочков), лампы накаливания (А. Лодыгин). «Отцом русской авиации» стал Н. Жуковский, основы аэронавтики были заложены К. Циолковским, обосновавшим возможность космических полётов. Первые шаги в почвоведении сделаны В. Докучаевым. К. Тимирязев заложил основы отечественной научной школы физиологии растений.
Математики П. Чебышёв, А. Ляпунов, С. Ковалевская сделали ряд открытий в области теорий чисел и вероятностей. Толчком к развитию электронной техники стали результаты исследований А. Столетова. П. Лебедеву удалось опытным путём подтвердить электромагнитную природу света. Выдающийся вклад в отечественную науку принадлежит учёному-энциклопедисту В. Вернадскому. Его исследования касались таких сфер, как геохимия, биохимия, радиология, экология.
В области медицинских наук всемирную известность приобрели имена основателя русской физиологической школы И. Сеченова (рефлексы головного мозга), И. Павлова (условные рефлексы), И. Мечникова (теория иммунитета). И. Павлов и И. Мечников стали лауреатами Нобелевской премии.
Географическая и этнографическая науки развивались усилиями учёных П. Семёнова-Тян-Шанского, Н. Миклухо-Маклая, Н. Пржевальского, внёсших огромный вклад в изучение территорий и народов Средней Азии и Океании. Океанограф С. Макаров дважды совершил кругосветное плавание, собрав подробное описание Чёрного, Северного и Мраморного морей. В начале ХХ в. были сделаны первые шаги в изучении Арктики. В этом направлении отправлялись экспедиции А. Колчака и Г. Седова.
В гуманитарной сфере осуществляли свои исследования выдающиеся историки С. Соловьёв («История России с древнейших времён») и В. Ключевский («Курс русской истории»). Предложенные в их трудах концепции русской истории строились с учётом многочисленных особенностей русского народа и государства, вызванных как природными, так и этническими факторами.
В. Далем был подготовлен «Толковый словарь живого великорусского языка» — один из крупнейших словарей русского языка. Состоит из 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц и других видов народного фольклора, приведённых для толкования смысла тех или иных слов. Словарь содержит множество этнографических сведений о народном быте ХІХ в. В 1890–1907 гг. происходило издание многотомного «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона, часть статей которого и на сегодняшний день не утратила своей актуальности.
Значительный вклад в развитие философской мысли в России внесли Н. Бердяев, В. Соловьёв, С. Булгаков, Е. Трубецкой, П. Флоренский. В их мировоззрение были глубоко интегрированы идеалы русского православия. С материалистической точки зрения на окружающий мир смотрели первые отечественные философы-марксисты Г. Плеханов, В. Ленин (Ульянов).
Система образования
Хотя в России всё ещё не была законодательно оформлена обязательность образования, позитивные тенденции в образовательной сфере имели место. Быстрыми темпами развивалось начальное образование, чему способствовало открытие трёхлетних земских школ. Также действовали церковно-приходские школы. В качестве дисциплин в них были представлены письмо, чтение, арифметика и Закон Божий.
Взрослое население могло посещать воскресные школы, а с конца ХІХ в. — рабочие курсы. Обучение на них позволяло получить основы грамотности и начальные знания профессионально-технического характера. Усилиями земств организовывались народные дома, которые предоставляли возможность всем желающим читать книги и периодические издания. Эти дома также становились местами проведения публичных лекций, театральных постановок, концертов. К началу ХХ века значительно вырос средний уровень образованности в стране, составив около 30 % от всего населения империи.
Система среднего образования была представлена классическими гимназиями (мужскими и женскими) и реальными училищами. В гимназиях больше внимания уделяли изучению гуманитарных и естественных наук, языковой подготовке, тогда как в реальных училищах акцент делался на технических дисциплинах. Количество такого рода учебных заведений неуклонно возрастало, однако из-за существовавшего в те годы законодательства (циркуляр о «кухаркиных детях»), к концу ХІХ в. среднее образование имело не более 4 % населения. Это тормозило демократизацию образовательной сферы, было попыткой сохранить её замкнутый, сословный характер.
Высшее образование можно было получить в классических университетах и специальных учебных заведениях (Горный и Лесной институты, Сельскохозяйственная академия, технологические, политехнические институты и др.). Университеты по-прежнему оставались недоступны для женщин, которым была предложена альтернатива в виде Высших женских или Бестужевских курсов, действовавших в Санкт-Петербурге с 1869 г. Впоследствии подобные курсы появились и в ряде других крупных городов страны. Ещё одним видом образовательных учреждений были вечерние народные университеты, чьи двери были открыты для всех желающих. Перед Первой мировой войной в России действовало 120 вузов, в которых обучалось 130 тыс. студентов.
Хотя уровень грамотности в Российской империи оставался достаточно низким, объёмы печатной продукции постоянно росли. Перед Первой мировой войной в стране насчитывалось около 3 тыс. наименований журналов и газет, а по количеству изданных книг Россия вышла на третье место в мире, уступая лишь Германии и Японии. По всей стране постоянно пополнялся библиотечный фонд.
Русская культура во второй половине ХІХ — начале ХХ в
Общие тенденции в развитии культуры
Русская культура успешно развивалась. Характерным явлением для неё было сочетание классицизма, традиций и идеалов «золотого века» с авангардистскими тенденциями, что особенно ярко проявилось в первое десятилетие ХХ в., когда изменения, происходившие в обществе, потребовали от деятелей культуры по-новому взглянуть на многие социальные и нравственные проблемы. Это приводило к поиску новых художественных методов и средств, следствием чего стало формирование русского авангарда — одного из направлений модернизма в России начала ХХ в. Термин применялся в отношении художественных деятелей, порвавших с классической преемственностью в искусстве и литературе и стремившихся к утверждению новаторских, нетрадиционных начал в искусстве, постоянному обновлению художественных форм, а также отличавшихся условностью стиля.
Литература
В литературе второй половины ХІХ в. доминировал критический реализм, в основу которого были положены идеи гуманизма, народности и гражданственности. В творчестве реалистов прослеживалось стремление к максимально широкому отражению действительности, вскрытию и обличению общественной лжи. Их произведения способствовали утверждению положительных общественных идеалов. Близость к народу, любовь к Родине, отстаивание прав и интересов обычного человека, борьба против социальной несправедливости — все эти черты были присущи русскому реализму.
Это направление было представлено произведениями И. Гончарова, И. Бунина, А. Куприна, А. Чехова, Н. Некрасова, И. Тургенева, В. Короленко и др. В центре их творчества — судьба простого человека. Своих вершин реалистическая проза достигла в творчестве Ф. Достоевского, гений которого проявлялся в уникальной способности раскрывать перед читателем скрытые, иногда пугающие, глубины человеческой природы, показывая разрушительные для личности последствия душевной катастрофы в обстановке повседневности («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Униженные и оскорблённые», «Идиот») и Л. Толстого («Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресение», «Хаджи-Мурат»). Личность Л. Толстого стала во многом знаковой для русской культуры. Его творчество тесно переплеталось с общественной деятельностью, а исповедуемые в нём идеи часто пропагандировались личным примером. Острую социальную направленность имели произведения молодого писателя М. Горького («Фома Гордеев», «На дне», «Мать»).
В начале ХХ в. заметным явлением в русской литературе стали поэты Серебряного века: А. Блок, А. Ахматова, С. Есенин, А. Белый, В. Брюсов, О. Мандельштам, В. Маяковский. Они пытались глубже проникнуть во внутренний мир человека. В связи с этим их творчество было пропитано идеями модернизма и авангарда (символизм, акмеизм, футуризм). Новые направления в поэзии отличал не только внутренний протест и неготовность к восприятию окружающей действительности, но и поиск новых путей самовыражения. К символистам относились В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. Наиболее значимыми поэтами-акмеистами были Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам. Новаторскими даже для этой среды идеями отличались поэты-футуристы В. Хлебников, Саша Чёрный, В. Маяковский.
Театр, кинематограф и музыка
Во 2-й пол. XIX в. русская театральная культура находилась под влиянием идей народности и гуманизма. Её характерными чертами было эмоциональное богатство, тонкая передача человеческих характеров и соблюдение исторической правды. Для развития театрального искусства огромное значение имело открытие Московского художественного театра (1898). У его истоков стояли выдающиеся режиссёры С. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Реалистические традиции в театральном искусстве продолжили и в Петербургском драматическом театре, открытом в 1904 г. благодаря усилиям В. Комиссаржевской.
Среди актёрского состава ведущие роли принадлежали В. Качалову, И. Москвину, О. Книппер-Чеховой. Создание целого ряда ярких женских образов стало возможным благодаря таланту выдающейся актрисы М. Ермоловой. Одна из её лучших ролей — Екатерина из пьесы А. Островского «Гроза». Помимо остросоциальных пьес А. Островского («Гроза», «Лес», «Бесприданница»), у зрителей популярностью пользовались постановки по произведениям Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького. Большой ажиотаж вызывало проведение русских театральных балетных сезонов в Париже (с 1907). Авангардистское направление было представлено творчеством В. Мейерхольда — родоначальника метафорического театра.
Помимо классического театра, с конца ХІХ в. в России начинает стремительно развиваться кинематограф. Дебютные кинопоказы состоялись в 1896 г., с 1903 г. начали открываться стационарные кинотеатры, к началу Первой мировой войны их было уже свыше 3 тыс. Среди первых отечественных кинолент — «Стенька Разин и княжна» (1908), «Оборона Севастополя» (1911). Приобрели известность имена режиссера Я. Протазанова и актрисы Веры Холодной.
В этот период музыкальная жизнь России выходит из стен салонов, предназначенных для избранной публики. В 1859 г. в Санкт-Петербурге происходит открытие Русского музыкального общества. В начале 1860-х гг. М. Балакирев основывает в столице бесплатную музыкальную школу. Заметным событием в русской музыкальной культуре стало открытие Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваторий.
Определяющее значение для развития русской музыки имело творчество содружества композиторов, известного как «Могучая кучка» (Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, А. Бородин, М. Балакирев, Ц. Кюи). Их творчество впитало традиции русского песенного фольклора. Мировой классикой признаны произведения П. Чайковского («Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»). Всемирную славу имели оперные певцы Ф. Шаляпин и Л. Собинов, А. Нежданова, музыкант С. Рахманинов. Во второй половине ХІХ в. в Москве и Санкт-Петербурге были открыты консерватории. В начале ХХ в. всё больше поклонников приобретает творчество композитора-модерниста А. Скрябина, которому удалось гармонично соединить в своих произведениях камерность и симфоничность.
Живопись и архитектура
С середины ХІХ в. господствующим стилем в изобразительном искусстве был реализм, выражавший принципы демократической и гражданственной эстетики. В живописи 1870–1880‑х гг. главную роль играли художники-передвижники, входившие в созданное в 1870 г. «Товарищество передвижных художественных выставок» (И. Крамской, Г. Мясоедов, А. Саврасов, Н. Ге, В. Васнецов, В. Суриков, И. Шишкин, И. Репин и др.). Работая в стиле реализма, они пытались донести своё творчество до широких народных масс, устраивая передвижные выставки. Основная тематика работ передвижников: жизнь простого народа, красота родной природы, исторические сюжеты.
Позже на смену передвижникам пришло новое объединение художников-символистов, группировавшихся вокруг журнала «Мир искусства» (М. Врубель и др.). Они отрицали прикладную функцию искусства, считая, что оно должно полностью подчиняться творческому замыслу художника. Портретная живопись В. Серова и пейзажи И. Левитана имели много общего с работами французских импрессионистов. Традиции импрессионисткой живописи получили дальнейшее развитие в творчестве таких художников начала ХХ в., как К. Коровин, В. Борисов-Мусатов.
В 1900‑х гг. всё больше сторонников приобретают такие авангардистские направления в живописи, как кубизм (Р. Фальк), экспрессионизм (М. Шагал, П. Филонов), абстракционизм (В. Кандинский, К. Малевич). Многие шедевры отечественной живописи находились в экспозиции и запасниках Третьяковской галереи (Москва), открытой для посетителей в 1856 г. и очень скоро составившей конкуренцию Эрмитажу и другим крупнейшим художественным собраниям Европы.
В архитектуре 60–80‑х гг. ХІХ в. преобладали русско-византийский (П. Тон) — Музей изобразительных искусств, храм Христа Спасителя и неорусский стили (А. Щусев, В. Шервуд, А. Померанцев) — здание Казанского вокзала. В начале ХХ в. набирают популярность сооружения в стиле модерн (Ф. Шехтель). В этом стиле были построены Ярославский вокзал и гостиница «Метрополь» в Москве.
Известными скульпторами были А. Опекушин (памятник А. Пушкину в Москве) и М. Микешин (скульптурная композиция «Тысячелетие России» в Новгороде, памятник Богдану Хмельницкому в Киеве), М. Антокольский, известный серией скульптурных портретов известных личностей русской истории (Иван Грозный, Ермак, Пётр Великий).