Задание 5 из ОГЭ по русскому языку: задача 174
ЗИМОРОДОК
(1)Новый мост взлетел на воздух, рухнули в реку тяжёлые, почерневшие от огня фермы. (2)Остановилось движение к фронту. (3)Снаряды на время стали безвредными, а бензин бесполезным, как вода. (4)Сколько солдатских жизней спас Новый мост, задержавший смерть! (5)Многие и теперь живы… (6)Но ведь мост не сам взлетел в небо. (7)Был человек, назвавшийся Зимородком. (8)И было у него имя. (9)Мама называла его тем именем, ребята в школе. (10)И на фронт он уходил с тем именем, а не с птичьим.
(11)Зимородок. (12)Бесстрашная птица с прямым острым клю- вом. (13)Он ныряет на большую глубину и возвращается с победой. (14)И если он улетает накануне жестокой зимы, то с первыми тёплыми днями возвращается к своему гнездовью.
(15)… Марат шагал по шпалам. (16)Он спешил, потому что ему не терпелось отвоевать у забвения ещё частичку жизни Зимородка.
(17)В комнате отделения милиции за столом сидел пожилой грузный человек в белой рубахе.
(18)– Здравствуйте. (19)Мне нужен товарищ Павлов.
(20)– Я Павлов.
(21)На голове у Павлова не было ни единого волоска. (22)Он был лыс, как глобус. (23)Загорелый, обветренный глобус.
(24)– Я по поводу Нового моста. (25)Его взорвал…
(26)– Следопыт? — прервал мальчика Павлов.
(27)– Ищу человека… (28)Хочу знать о нём правду… (29)Вы знали Зимородка?
(30)– Какого Зимородка?
(31)– Который взорвал мост.
(32)Следователь ответил не сразу.
(33)– Когда я был мальчишкой, — начал свой рассказ следователь, — из-за этого моста чуть на тот свет не попал…
(34)После внезапного взрыва Нового моста фашисты согнали всё население станции Река на вокзальную площадь.
(35)Был жаркий июльский день. (36)Люди стояли в этой бесконечной шеренге. (37)Дети плакали, а женщины лихорадочно смотрели по сторонам, словно ждали откуда-то помощи.
(38)– Если вы не скажете, кто взорвал мост, мы расстреляем каждого второго, — сказал немецкий офицер. (39)– Мне не нужны ваши слёзы. (40)Мне нужен человек, который взорвал мост… (41)Последняя минута на размышления.
(42)Все сжались, втянули головы в плечи. (43)Стиснули руки в кулаки. (44)И на площади установилась напряжённая, глухая тишина. (45)Казалось, люди затаили дыхание, чтобы ничем не потревожить эту тишину, которой суждено было оборваться вместе с их жизнью. (46)Но страшную тишину разорвал не выстрел, а голос.
(47)Такой негромкий, глуховатый голос:
(48)– Я взорвал мост!
(49)Люди вздрогнули и испуганно обернулись на голос, как в темноте оборачиваются на внезапно вспыхнувший свет. (50)Они увидели невысокого щуплого парня в помятом пиджаке. (51)Он шёл по площади, опираясь на палку. (52)Левая нога его как бы проваливалась в землю, но правая, здоровая, ступала твёрдо.
(53)К офицеру, удивлённому не меньше остальных таким поворотом событий, между шеренгами шёл парень, и десятки глаз — усталых, заплаканных, печальных, тёмных, непонимающих, прищуренных, широко открытых — провожали его, дарили ему благодарность и прощальный привет.
(54)– Как тебя зовут? — спросил кто-то из стоящих в шеренге.
(55)Парень на мгновение задержал шаг и тихо сказал:
(56)– Зимородок.
(57)И его имя — непонятное, птичье имя — пролетело от одного к другому по шеренге, становясь таким же дорогим, как слово «жизнь».
(58)– Всем по домам! — приказал офицер. (59)– Его допросить и расстрелять! (60)Быстро! (61)Быстро!
(62)…Поезд тихо постукивал на стыках. (63)Марат стоял у окна и смотрел на рельсы. (64)Когда же стемнело, у стрелок зажглись низкие фонари, похожие на маленькие сухопутные маячки.
(65)Как выбрать себе нужный маячок, который откроет широкий простор, а не заведёт в тупик?
(66)Когда поезд с глухим медленным гулом начал втягиваться в фермы Нового моста, за плечами Марата встал Зимородок. (67)Усталый, с бессонными глазами, смотрящими как бы из глубины.
(68)«Человек очень живучее существо, — сказал Зимородок.
(69)– В него стреляют — он поднимается снова, а если не может подняться сам, то вместо него встают такие же, как он, только помоложе и посильнее».
(70)«Как это помоложе и посильнее?» — спросил Марат.
(71)«А очень просто: я упаду, ты встанешь на моё место.
(72)И опять живёт человек, работает, борется. (73)Важно, чтобы ты был похож на меня. (74)Ты вообще-то веришь в чудеса?»
(75)«Не знаю».
(76)«Я в чудеса не верю. (77)Я верю в надежду. (78)Надежда — большая сила. (79)Ты думаешь, человек идёт когда-нибудь на (…) смерть? (80)Нет! (81)Даже герой. (82)Человек идёт в бой с надеждой, что пуля пролетит мимо. (83)Даже когда стреляют в упор, человек надеется. (84)И чем больше у человека надежды, тем больше бесстрашия. (85)Мне всегда помогала надежда. (86)Мне с ней легко жилось и воевалось. (87)Понял?»
(88) «Понял», — прошептал Марат.
(89)Он так и не повернул головы и неотрывно смотрел за маячками, которые всплывали из темноты и исчезали за спиной. (90)И звёзды в небе тоже казались маячками — негаснущими маячками надежды.
(По Ю. Яковлеву)
(Задание для дополнительной отработки темы, задание ОГЭ прошлых лет) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Дети плакали,(1) а женщины лихорадочно смотрели по сторонам,(2) словно ждали откуда-то помощи.
Но страшную тишину разорвал не выстрел,(3) а голос.
Левая нога его как бы проваливалась в землю,(4) но правая,(5) здоровая,(6) ступала твёрдо.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово с непроверяемой безударной гласной в корне. Найдите это слово. Запишите номер ответа.
1) убеждать в обратном
2) тяжёлая боле…
В каком ряду в обоих словах на месте пропусков пишется буква Е? Укажите номер ряда
1) принос…шь, непередава…мый
2) скаж…шь, накле…вший
3) утопа…шь, вид…мый
4) кол…т, неувяда…м…
Напиши в ответ "верно" или "неверно".
РАССМАТРИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква С.