Задание 12 из ОГЭ по русскому языку: задача 2

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 58 сек.

(1)Много лет прошло с тех пор, многое забылось. (2)Но Николая Васильевича Семёнова — школьного учителя математики — я запомнил так, будто видел только вчера. (3)Знакомство с ним началось неожиданно.

— (4)Сегодня, — начал он урок, — мы будем проходить равнобедренные треугольники. (5)Понятие равнобедренности продемонстрирует нам у доски… — (6)Он наугад ткнул крепким пальцем в список: — Курочкин.

(7)В тот день журнал украсился четырнадцатью двойками.

(8)Не знаю, правильно ли всё это было с точки зрения педагогической науки, но вначале это привело к тому, что благополучный до того наш класс стал не просто отстающим, а поголовно двоечным, отчего мы принялись лихорадочно читать учебник наперёд и к концу полугодия двойки сумели кое-как выправить, а уже экзамены за год сдали без единой тройки. (9)Годы спустя почти все мы блестяще сдали экзамены в технические институты.

(10)Много позже мы разобрались, в чём дело. (11)Николай Васильевич научил нас самостоятельно работать. (12)Одного этого было достаточно, чтобы быть благодарным учителю на всю жизнь.

(13)Но он удивил нас ещё раз.

(14)После уроков мы всегда бежали в лес. (15)Однажды кто-то придумал новую затею. (16)Называлась она «парашют». (17)Нужно было выбрать молодое деревце, забраться на него повыше и схватиться за вершинку руками. (18)Тонкий ствол тут же сгибался под тяжестью тела и плавно опускал тебя на землю… (19)С того дня в лесу беспрерывно раздавался треск ломаемых берёзок, ольшинок и топольков.

— (20)Сегодня, — начал очередной урок Николай Васильевич, — мы попытаемся решить… географическую задачу. (21)Определим расстояние от нашей школы до пустыни Сахары. — (22)Он посмотрел на нас серьёзно и немного печально. — (23)Только не в километрах, а в сантиметрах.

— (24)Почему в сантиметрах? — крикнули из класса.

— (25)Сами догадаетесь. (26)Задача географическая. (27)Следовательно, наглядная.

(28)А надо сказать, что географию у нас в классе недолюбливали. (29)У меня лично неприязнь к предмету началась с того дня, когда учительница принесла на урок проектор с диапозитивами о пустыне Сахаре. (30)На цветном экране в затемнённом классе мелькали разинутые пасти змей с раздвоенными жалами и прочая нечисть.

— (31)А в очень древние времена, — пояснила учительница, — это была цветущая плодородная страна. (32)Но скотоводство погубило растительность, почва оскудела, и пришли пески.

(33)Откуда пришли эти злополучные пески, она не сказала. (34)А мы не спросили.

— (35)Непременно в сантиметрах! — повторил Николай Васильевич. (36)Далее он повёл себя странно. (37)Вместо того чтобы вызвать кого-то из нас к доске, он вывел класс во двор, раздал приготовленные заранее лопаты и зашагал к лесу. (38)Мы цепочкой поторопились за ним.

(39)Николай Васильевич завёл нас в сосняк и выстроил цепью.

— (40)Идите вперёд, — приказал он, — и через каждые десять шагов копайте на глубину штыка. (41)Идите до тех пор, пока не решите задачу.

(42)Мы весело навалились на лопаты. (43)От нашего дыхания шёл пар…

(44)Вернулись мы скоро. (45)Смущённые, сгрудились вокруг Николая Васильевича и, опираясь на лопаты, пришибленно молчали. (46)Почти в каждой из вырытых ямок под тонким слоем перегнившего хвоистого настила светился мокрый песок. (47)Он был тут, под ногами, в каких-то двадцати сантиметрах от наших ног. (48)Вот каким коротким оказалось расстояние до пустыни!..

(49)Я до сих пор благодарен Николаю Васильевичу, что он ни слова не сказал нам. (50)Не знаю, откуда узнал он про наши «парашюты». (51)Сам ли случайно увидел или услышал от кого, не в том суть.

(52)Вот уже много лет, как я, с лёгкой руки Николая Васильевича, стал инженером. (53)Всё своё время отдаю технике, изобретаю, пишу статьи по вопросам механики, но с того самого дня, как вывел он нас на урок математики в лес, каждая бездумно сломанная ветка отдаётся во мне болью, будто кто у меня самого отламывает ребро.

(Ю. А. Калинин*)

* Юрий Алексеевич Калинин (1929–2019) — художник-оформитель, поэт, писатель.

Фрагмент взят из рассказа «Учитель математики».

В предложениях 44–48 найдите разговорный синоним к слову «подавленно». Выпишите этот синоним.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Найдите в тексте разговорный или просторечный синоним к слову «мальчик». Выпишите один синоним.

В предложениях 52–58 найдите слово с лексическим значением «громкий, звучный». Выпишите это слово.

ОН ЖИВОЙ!

(1)Небо ещё было светло, однако догорало с закатного края.

(2)Птицы гомонили всё реже, отряхиваясь перед сном на ветках.

(3)Я лениво, как бы по обязанности, палил в пр…

(1)Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрёпанная борода деда.

(2)Через минуту Карл Петрович уже сердился.

(3)– Я не ветеринар, — …

Популярные материалы

Составим твой персональный план подготовки к ОГЭ

Хочу!