Задание 11 из ОГЭ по русскому языку: задача 17
(1)1812 год. (2)Декабрь. (3)Неман. (4)Граница России. (5)Тот же мост, что переходили летом полгода тому назад. (6)Идут по мосту солдаты. (7)Только уже в обратную сторону. (8)Не чеканят больше солдатский шаг. (9)Не бьют барабаны, не пыжатся дудки, и знамён не колышется строй. (10)Горстка измученных, крупица оборванных, чудом ещё в живых, покидают французы российский берег. (11)Жалкий остаток могущественной силы. (12)Доказательство силы иной.
(13)Вышли русские к Неману, остановились. (14)Вот он, конец похода.
— (15)Выходит, жива Россия!
— (16)Жива, — произнёс седоусый капрал.
(17)Смотрят солдаты — капрал знакомый.
— (18)Ба, да не ты ли нам сказку тогда рассказывал?
— (19)Я, — отвечает капрал.
— (20)Значит, вырос телок в сохатого, — смеются солдаты.
— (21)Копытом злодея насмерть!
— (22)Выходит, что так.
(23)Легко на душе солдата — исполнен солдатский долг.
(24)Стоят солдаты над обрывом реки, шумящей по камням, вспоминают былое время. (25)Витебский бой, бои под Смоленском, жуткий день Бородинской сечи, пожар Москвы… (26)Больше месяца пробыл Наполеон в Москве: ждал император от русских посыльных с миром, однако не явились к нему посыльные. (27)Да, нелёгок оказался путь к победе. (28)Будут ли помнить дела потомки?.. (29)Немало пролито русской крови.
(30)Многих не счесть в живых.
(31)Взгрустнулось чуть-чуть солдатам. (32)Поминают своих товарищей. (33)И радостен день, и печален.
(34)В это время сюда же, к реке, подъехал со свитой Кутузов.
— (35)Ура-а! — закричали солдаты.
— (36)Спасителю отечества слава!
— (37)Фельдмаршалу слава!
— (38)У-у-р-р-а-а!
(39)Поклонился Кутузов солдатам:
— (40)Героям отечества слава! (41)Солдату русскому слава!
(42)Потом подъехал поближе к солдатам:
— (43)Устали?
— (44)Устали, — признались солдаты. — (45)Да ведь уже конец похода.
— (46)Нет, — говорит Кутузов. — (47)Вам новый поход.
(48)Смутились солдаты. (49)К чему тут фельдмаршал клонит?
(50)А сами:
— (51)Рады стараться! — (52)Так армейский устав велит.
(53)Отъехал Кутузов на видное место. (54)Обвёл он глазами войска. (55)И голосом зычным (куда стариковская хрипь девалась!):
— (56)Герои Витебска, герои Смоленска, соколы Тарутина и Ярославца, Бородинского поля орлы — незабвенные дети России! —
(57)Кутузов приподнялся в седле. — (58)Живые, мёртвые, стройся!
(59)Героям новый поход — в века!
(По С. Алексееву*)
* Сергей Петрович Алексеев (1922–2008) — русский советский писатель. Создал более 30 оригинальных книг, посвящённых истории России на протяжении четырёх веков: от середины XVI до середины XX в. Фрагмент взят из сборника рассказов «Птица-слава».
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи являются антонимы.
1) Не бьют барабаны, не пыжатся дудки, и знамён не колышется строй.
2) Стоят солдаты над обрывом реки, шумящей по камням, вспоминают былое время.
3) И радостен день, и печален.
4) Да, нелёгок оказался путь к победе.
5) Живые, мёртвые, стройся!
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
(1)Однажды, когда Динка была ещё маленькой, Марина принесла из библиотеки «Хижину дяди Тома» и читала её детям. (2)Все плакали. (3)Динка тоже плакала. (4)Сначала тихо, а потом, ког…
(1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радос…
ТРОЕ
(1)Это случилось под Серноводском, на Кавказе. (2)Нас было трое: Колька Сурков, Шибаев и я. (3)Мы познакомились у костра, когда сошлись однажды вечером на вкусный запах карт…