Задание 11 из ОГЭ по русскому языку: задача 9

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 50 сек.

(1)Мы любили свой двор. (2)В нём никогда не было скучно.

(3)К тому же мы знали множество игр. (4)Мы играли в лапту, в прятки, в штандар, в чижика, в ножички, в испорченный телефон. (5)Эти игры оставили нам в наследство старшие ребята. (6)Но были у нас игры и собственного изобретения. (7)Например, игра в красавицу.

(8)Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (9)И когда наша честная компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал:

— (10)Сыграем в красавицу?

(11)Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры, и старались, чтобы считалочка кончалась на ней. (12)Она опускала глаза и разглаживала руками платье. (13)Она заранее знала, что ей придётся выходить на круг и быть красавицей.

(14)Теперь мы вспоминаем, что Нинка из седьмой квартиры была на редкость некрасивой: у неё был широкий приплюснутый нос и большие грубые губы, вокруг которых хлебными крошками рассыпались веснушки. (15)Лоб — тоже в хлебных крошках. (16)Бесцветные глаза. (17)Прямые жидкие волосы. (18)Ходила она, шаркая ногами, животом вперёд. (19)Но мы этого не замечали. (20)Мы пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым — дрянной.

(21)Нинка из седьмой квартиры была стоящей девчонкой — мы выбирали красавицей её. (22)Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали «любоваться» — каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.

— (23)У неё лебединая шея, — говорил один.

— (24)Не лебединая, а лебяжья, — поправлял другой и подхватывал: — (25)У неё коралловые губы…

— (26)У неё золотые кудри.

— (27)У неё глаза синие, как море.

(28)Нинка расцветала. (29)Её бледное лицо покрывалось тёплым румянцем, она подбирала живот и кокетливо отставляла ногу в сторону. (30)Наши слова, видимо, превращались в зеркало, в котором Нинка видела себя красавицей. (31)Нам самим начинало казаться, что у неё всё лебяжье, коралловое, жемчужное. (32)И красивее нашей Нинки нет.

(33)…Как-то в наш дом переехали новые жильцы. (34)И во дворе появился новенький. (35)Мы его подозвали и предложили сыграть с нами в красавицу.

(36)Нинка приблизилась к новенькому и сказала:

— (37)Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня.

— (38)Тебя? (39)Почему тебя? — удивился новенький. — (40)Разве ты красивая? (41)Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало!

(42)Мы не стали с ним спорить. (43)Мы посмеялись над ним, а у Нинки вытянулось лицо, хлебные крошки у рта и на лбу стали ещё заметнее.

(44)Нас не интересовало, какие у нас носы, рты, подбородки, куда торчат волосы, где вскочил прыщ. (45)И Нинка знала только то зеркало, которым были для неё мы, когда играли в красавицу.

(46)Она верила нам.

(47)Этот тип разбил наше зеркало. (48)И вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гладкое, злое. (49)Нинка первый раз в жизни пристально взглянула в него — зеркало убило красавицу. (50)Каждый раз, когда она подходила к зеркалу, что-то умирало в ней. (51)Пропали лебяжья шея, коралловые губы, глаза, синие, как море.

(52)Но мы тогда не понимали этого. (53)Мы ломали себе голову: что это с ней? (54)Мы не узнавали свою подружку. (55)Она стала чужой и непонятной. (56)Мы сторонились её. (57)Она и не стремилась к нам, молча проходила мимо. (58)А когда ей встречался новенький, она убегала прочь.

(59)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер. (60)Но мы крепились, жались в подворотне, не хотели расходиться по домам. (61)А Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького.

(62)Зачем ей понадобилось стоять под его окном? (63)Может быть, она решила позлить его или сама с собой поспорила, что простоит под дождём, пока не сосчитает до тысячи? (64)Или до двух тысяч.

(65)Её прямые волосы вымокли и прилипли к щекам, и от этого лицо вытянулось.

(66)Потом мы увидели, как к Нинке подошла её мать. (67)Она долго уговаривала Нинку уйти. (68)Мы услышали, как она сказала:

(69)— Посмотри на меня. (70)Я, по-твоему, красивая?

(71)Нинка удивлённо посмотрела на мать и, конечно, ничего не увидела. (72)Разве мать может быть красивой или некрасивой?

— (73)Не знаю, — созналась Нинка.

— (74)Тебе пора бы знать, — жёстко сказала Нинкина мать.

— (75)Я некрасивая. (76)Просто дурная.

— (77)Нет, нет! — вырвалось у Нинки.

(78)Она прижалась к матери и заплакала. (79)Мы так и не поняли, кого она жалела: мать или себя.

— (80)И ничего страшного, — уже спокойно сказала Нинкина мать. — (81)Счастье приходит не только к красивым.

(82)Нинка остановилась, крепко сжала мамину руку выше локтя и заглянула ей в лицо. (83)Она смотрела на мать так, как будто произошла ошибка и рядом с ней оказалась чужая, незнакомая женщина. (84)Девочка как бы увидела маму в холодном, безжалостном зеркале. (85)Такой, как она есть. (86)Какой видели её мы — чужие ребята, жавшиеся к тёмной стене дома. (87)И, не видя нас, Нинка из седьмой квартиры как бы почувствовала наше присутствие и совершенно другим, спокойным голосом сказала:

— (88)Мама, давай с тобой сыграем в красавицу. (89)Я тебя научу.

(90)Ты стой и слушай, что я буду говорить.

(91)Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо, одними губами стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей:

— (92)Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. (93)У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы…

(94)И они зашагали дальше, крепко прижавшись друг к другу.

(95)И уже ни о чём не говорили. (96)И были спокойны. (97)Им помогла придуманная нами игра.

(По Ю. Яковлеву*)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922–1995) — русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков, участвовал в Великой Отечественной войне. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Рассказы и повести: «Серёжкин сын», «Был настоящим трубачом», «У человека должна быть собака», «Воробьёв стекло не выбивал», «Кепка-невидимка» и др. Фрагмент взят из рассказа «Игра в красавицу».

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали «любоваться» — каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.

2) Как-то в наш дом переехали новые жильцы.

3) Пропали лебяжья шея, коралловые губы, глаза, синие, как море.

4) В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер.

5) Девочка как бы увидела маму в холодном, безжалостном зеркале.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ПЕСНЯ

(1)На Кубани стояли дождливые осенние дни. (2)Дороги, по которым проехало неисчислимое количество колёс, стали почти непроходимыми: машины то буксовали в грязи, то с треском…

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.

1) Тот же мост, что переходили летом полгода тому назад.

2) Вы…

(1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радос…

(1)В Никольском районе, на родине покойного поэта Яшина, я впервые увидел звёздочки, прибитые к торцам углов сельских изб, и решил, что это пионеры-тимуровцы в честь какого-то праз…

Популярные материалы

Составим твой персональный план подготовки к ОГЭ

Хочу!