Задание 11 из ОГЭ по русскому языку: задача 14
(1)Мы любили свой двор. (2)В нём никогда не было скучно.
(3)К тому же мы знали множество игр. (4)Мы играли в лапту, в прятки, в штандар, в чижика, в ножички, в испорченный телефон. (5)Эти игры оставили нам в наследство старшие ребята. (6)Но были у нас игры и собственного изобретения. (7)Например, игра в красавицу.
(8)Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (9)И когда наша честная компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал:
— (10)Сыграем в красавицу?
(11)Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры, и старались, чтобы считалочка кончалась на ней. (12)Она опускала глаза и разглаживала руками платье. (13)Она заранее знала, что ей придётся выходить на круг и быть красавицей.
(14)Теперь мы вспоминаем, что Нинка из седьмой квартиры была на редкость некрасивой: у неё был широкий приплюснутый нос и большие грубые губы, вокруг которых хлебными крошками рассыпались веснушки. (15)Лоб — тоже в хлебных крошках. (16)Бесцветные глаза. (17)Прямые жидкие волосы. (18)Ходила она, шаркая ногами, животом вперёд. (19)Но мы этого не замечали. (20)Мы пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым — дрянной.
(21)Нинка из седьмой квартиры была стоящей девчонкой — мы выбирали красавицей её. (22)Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали «любоваться» — каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.
— (23)У неё лебединая шея, — говорил один.
— (24)Не лебединая, а лебяжья, — поправлял другой и подхватывал: — (25)У неё коралловые губы…
— (26)У неё золотые кудри.
— (27)У неё глаза синие, как море.
(28)Нинка расцветала. (29)Её бледное лицо покрывалось тёплым румянцем, она подбирала живот и кокетливо отставляла ногу в сторону. (30)Наши слова, видимо, превращались в зеркало, в котором Нинка видела себя красавицей. (31)Нам самим начинало казаться, что у неё всё лебяжье, коралловое, жемчужное. (32)И красивее нашей Нинки нет.
(33)…Как-то в наш дом переехали новые жильцы. (34)И во дворе появился новенький. (35)Мы его подозвали и предложили сыграть с нами в красавицу.
(36)Нинка приблизилась к новенькому и сказала:
— (37)Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня.
— (38)Тебя? (39)Почему тебя? — удивился новенький. — (40)Разве ты красивая? (41)Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало!
(42)Мы не стали с ним спорить. (43)Мы посмеялись над ним, а у Нинки вытянулось лицо, хлебные крошки у рта и на лбу стали ещё заметнее.
(44)Нас не интересовало, какие у нас носы, рты, подбородки, куда торчат волосы, где вскочил прыщ. (45)И Нинка знала только то зеркало, которым были для неё мы, когда играли в красавицу.
(46)Она верила нам.
(47)Этот тип разбил наше зеркало. (48)И вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гладкое, злое. (49)Нинка первый раз в жизни пристально взглянула в него — зеркало убило красавицу. (50)Каждый раз, когда она подходила к зеркалу, что-то умирало в ней. (51)Пропали лебяжья шея, коралловые губы, глаза, синие, как море.
(52)Но мы тогда не понимали этого. (53)Мы ломали себе голову: что это с ней? (54)Мы не узнавали свою подружку. (55)Она стала чужой и непонятной. (56)Мы сторонились её. (57)Она и не стремилась к нам, молча проходила мимо. (58)А когда ей встречался новенький, она убегала прочь.
(59)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер. (60)Но мы крепились, жались в подворотне, не хотели расходиться по домам. (61)А Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького.
(62)Зачем ей понадобилось стоять под его окном? (63)Может быть, она решила позлить его или сама с собой поспорила, что простоит под дождём, пока не сосчитает до тысячи? (64)Или до двух тысяч.
(65)Её прямые волосы вымокли и прилипли к щекам, и от этого лицо вытянулось.
(66)Потом мы увидели, как к Нинке подошла её мать. (67)Она долго уговаривала Нинку уйти. (68)Мы услышали, как она сказала:
(69)— Посмотри на меня. (70)Я, по-твоему, красивая?
(71)Нинка удивлённо посмотрела на мать и, конечно, ничего не увидела. (72)Разве мать может быть красивой или некрасивой?
— (73)Не знаю, — созналась Нинка.
— (74)Тебе пора бы знать, — жёстко сказала Нинкина мать.
— (75)Я некрасивая. (76)Просто дурная.
— (77)Нет, нет! — вырвалось у Нинки.
(78)Она прижалась к матери и заплакала. (79)Мы так и не поняли, кого она жалела: мать или себя.
— (80)И ничего страшного, — уже спокойно сказала Нинкина мать. — (81)Счастье приходит не только к красивым.
(82)Нинка остановилась, крепко сжала мамину руку выше локтя и заглянула ей в лицо. (83)Она смотрела на мать так, как будто произошла ошибка и рядом с ней оказалась чужая, незнакомая женщина. (84)Девочка как бы увидела маму в холодном, безжалостном зеркале. (85)Такой, как она есть. (86)Какой видели её мы — чужие ребята, жавшиеся к тёмной стене дома. (87)И, не видя нас, Нинка из седьмой квартиры как бы почувствовала наше присутствие и совершенно другим, спокойным голосом сказала:
— (88)Мама, давай с тобой сыграем в красавицу. (89)Я тебя научу.
(90)Ты стой и слушай, что я буду говорить.
(91)Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо, одними губами стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей:
— (92)Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. (93)У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы…
(94)И они зашагали дальше, крепко прижавшись друг к другу.
(95)И уже ни о чём не говорили. (96)И были спокойны. (97)Им помогла придуманная нами игра.
(По Ю. Яковлеву*)
* Юрий Яковлевич Яковлев (1922–1995) — русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков, участвовал в Великой Отечественной войне. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Рассказы и повести: «Серёжкин сын», «Был настоящим трубачом», «У человека должна быть собака», «Воробьёв стекло не выбивал», «Кепка-невидимка» и др. Фрагмент взят из рассказа «Игра в красавицу».
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали «любоваться» — каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.
2) Как-то в наш дом переехали новые жильцы.
3) Пропали лебяжья шея, коралловые губы, глаза, синие, как море.
4) В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер.
5) Девочка как бы увидела маму в холодном, безжалостном зеркале.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.
1) Тот же мост, что переходили летом полгода тому назад.
2) Вы…
ПОЧЕМУ?
(1)Мы были одни в столовой — я и Бум. (2)Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. (3)Мне было щекотно и весело. (4)Над столом висела больш…
ЗАБЫТАЯ СТРАНИЧКА
(1)Лето умчалось как-то внезапно, будто спугнутая птица. (2)Ночью тревожно зашумел сад, заскрипела под окном старая дуплистая черёмуха.
(3)Косой шквальный дожд…