Пунктуация в осложненном предложении
Однородные члены в предложении разделяются запятой, если:
1) между однородными членами нет союзов
Например: Наш путь лежит через Воронеж, Рязань, Пензу.
2) между однородными членами есть повторяющиеся союзы: и...и, или...или, не то...не то и т.д.
Например: Мы собрали и одежду, и книги, и посуду.
3) Запятая ставится перед второй частью двойного союза как…, так; не только…, но и; не столько…, сколько; насколько…, настолько; хотя и…, но; если не…, то; не только не…, а; не то чтобы…, а и др.
Например: Перед нами появились не только мужественные воины, но и прекрасные амазонки.
Запятая между однородными членами не ставится в следущих случаях:
1) между однородными членами есть одиночные союзы и, или, да (в значении и) Например: Надень пальто или куртку.
2) однородные члены представляют собой фразеологический оборот с повторяющимися союзами.
Например: и день и ночь, и смех и грех, и там и сям, ни то ни се, и так и сяк и т. д.
Однородные и неоднородные определения.
Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой, неоднородные – не отделяются.
Например: Бестужев снял с её руки зелёную вязаную перчатку.
Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом
Обобщающие слова – слова, имеющие общее значение для всех однородных. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то между ними ставится двоеточие.
Например: Снег лежал всюду: на крышах, на скамейках, на траве.
Если обобщающее слово стоит после ряда ожнородных членов, то между ними ставится тире
Например: В театре, в цирке, в кино — везде мне было скучно.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но дальше предложение продолжается, то после ряда однородных ставим тире.
Например: Во всех мировых столицах: Лондоне, Париже, Риме — есть свои достопримечательности.
Знаки препинания и правила их употребления
Запятая
В каком предложении употребляется | Правило | Примеры | |
1. | В предложениях с однородными членами |
|
В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей.
Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории. Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре. Для освещения парка использовались как электрические гирлянды, так и фонари. |
2. | В предложениях с обособленными членами | для выделения обособленных членов предложения:
|
После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились (Пришвин). Сквозь можжевельник, корявый, неопрятный, проросла роскошная красавица медуница и на свету расцвела (Пришвин). И входит он, любить готовый, душой открытый для добра (Лермонтов). Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой (Твардовский) (причины). Белая и розовая, вылезла на песчаную дорожку повилика. Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (Пушкин) Показалась из-за облака яркая звезда, предвестница утренней зари. Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка… (Гоголь) Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (Кочетов) (= будучи упрямцем во всём). Была у Ермака легавая собака, по прозвищу Валетка (Тургенев). Всякая птица, даже воробей, привлекала его внимание (Аксаков). Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться (Тургенев). Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась (Маяковский). Из леса выбежав, берёзка одна стояла на юру. Черёмуха душистая, развесившись, стоит (Есенин). |
3. | В предложениях с вводными словами и конструкциями | для выделения вводных слов и предложений | Он, выходит, совсем в этом не разбирается. Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал (Пушкин). |
4. | В предложениях с обращениями | для выделения обращений | Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины… (Симонов) |
5. | В предложениях со сравнительными оборотами | для выделения сравнительных оборотов
|
Вспаханные поля лежат чёрные, будто бархат. Как чайка, парус там белеет в высоте (Фет). Он, как человек практичный, нашёл это дело невыгодным (= будучи человеком практичным). Я учился так же хорошо, как и брат. В её глазах, как и во всём лице, было что-то необычное. Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты. |
6. | В сложносочинённых предложениях | для разделения простых перед сочинительными союзами | Оглянитесь вокруг, и вы увидите много интересного в обыденных вещах. |
7. | В сложноподчинённых предложениях | для отделения придаточных частей от главной | Её пронзительный резкий голос, какие бывают только на юге, рассекал расстояние, почти не ослабевая (Павленко). |
8. | В бессоюзных сложных предложениях | для разделения простых | Метель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин). |
Двоеточие
В каком предложении употребляется | Правило | Примеры | |
1. | В предложениях с однородными членами | после обобщающего слова перед однородными членами | Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (Паустовский). |
2. | В предложениях с прямой речью | если прямая речь стоит после авторских слов | Чехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен». |
3. | В бессоюзном сложном предложении |
|
Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришвин). Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов). Печален я: со мною друга нет (Пушкин). Одно было несомненно: назад он не вернётся (Тургенев). Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов) |
Тире
В каком предложении употребляется | Правило | Примеры | |
1. | В простом предложении между подлежащим и сказуемым |
|
Одиночество в творчестве — тяжёлая штука (Чехов). Два и два — четыре. Два — чётное число. Жить — Родине служить (пословица). Наша цель — получить знания. Понять — значит простить. |
2. | В простом неполном предложении |
|
За ночным окном — туман. Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня… (Федин) Ночи стали чернее, дни — пасмурнее. В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно (Горький). |
3. | При однородных членах |
|
На лужайке, в беседке, на площадке для гольфа — всюду тишина.
Разве всё это: одежда, внешность, причёска — не говорят нам больше всяких слов о человеке? |
4. | В предложениях с приложением |
|
На маяке жил только сторож — старый глухой швед, бывший шкипер (Паустовский).
Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу. В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы (Горький). Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах (Крылов). |
5. | В сложносочинённом предложении | если во второй части содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление | Все вскочили, схватились за ружья — и пошла потеха (Лермонтов). Ещё напор — и враг бежит (Пушкин). |
6. | В сложноподчинённом предложении |
|
Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Гоголь).
Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт (Лебедев-Кумач). |
7. | В бессоюзном сложном предложении |
|
Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Крылов). Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (Грибоедов). Меньше знаешь — крепче спишь. Пашню пашут — руками не машут (пословица). |
8. | При вводных предложениях и вставных конструкциях | для выделения вводных и вставных конструкций в середине предложения с целью его дополнения или пояснения; выражающие чувства автора | …Сидят здесь под страхом смерти и — что ещё хуже — под проливным дождём (Казакевич). Со мной он был очень холоден, и — странное дело — я словно его боялся (Тургенев). |
9. | В репликах диалога | между репликами диалога | — Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? — спросил он. — Что же ты хочешь нарисовать? — удивилась учительница. — Дерево эвкалипт, — сказал мальчик задумчиво (Тэсс). |
10. | При прямой речи | для выделения слов автора, если они следуют после прямой речи или стоят в середине прямой речи | «Кто всякому друг, того я другом не считаю», — писал Мольер; «Привлекай к себе друзей хорошими деяниями, — учили древние мудрецы. — В этом смысл подлинной дружбы». |
11. | В предложениях между двумя словами | между двумя словами, обозначающими время, количество, место, тире имеет значение пределов «от … до»; между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение | Планы на январь — февраль; рукопись объёмом двадцать — двадцать пять авторских листов; скорый поезд Ростов-на-Дону — Москва; Закон Бойля — Мариотта. |
Кавычки
В каком предложении употребляется | Правило | Примеры | |
1. | В предложениях с прямой речью | для выделения прямой речи в строке | Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький) |
2. | При цитировании | цитаты заключаются в кавычки | «Первоэлементом литературы является язык». С этими словами Горького трудно не согласиться. |
3. | В предложениях с приложением | названия литературных произведений, органов печати, орденов и медалей, предприятий, марок машин, производственных изделий и т. д. | Повесть «Степь»; группа «Могучая кучка»; орден «Знак Почёта»; автомобиль «Жигули», конфеты «Мишка косолапый» |
4. | В предложениях с определёнными словами | для выделения слов, употребляемых в необычном, особом или ироническом значении; малоупотребительных слов и малоизвестных терминов; слов из чужого текста; иностилевых или особо значимых для автора слов, на которые он хочет обратить внимание | Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары (Аксаков). …Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух о «высоких персонах» (Белинский). |