Задание 23 из ОГЭ по обществознанию: задача 16

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Очень часто в обыденном сознании творческие возможности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Что такое творческие возможности на самом деле?

Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими, или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью, и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приёмы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности, в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие возможности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих возможностей выглядит следующим образом. Творческие возможности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих возможностях, но и о технических творческих возможностях, о математических творческих возможностях и т. д.

Психологические и педагогические исследования, а также практика детских садов доказывают, что начало развития творческих возможностей детей происходит в дошкольном возрасте, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих возможностей. Для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому условие успешного развития творческих возможностей — тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создавать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребёнка с высоким творческим потенциалом, нужно подобрать соответствующие методы обучения, тогда дошкольники, не теряя своеобразия творчества, способны создавать произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребёнка.

Основой творческой деятельности является воображение и фантазия. Особенно интенсивно они развиваются в возрасте от пяти до пятнадцати лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в самой личности.

(Р. Луговой)

В чём, по мнению автора, проявляются закладывающиеся в раннем возрасте основы творческой деятельности? Назовите три проявления и приведите примеры каждого из них.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

«Детству следует оказывать величайшее уважение»

Этот афоризм принадлежит знаменитому римскому сатирику и общественному деятелю — Ювеналу. Пройдя эволюционный путь от безымянных чл…

«Детству следует оказывать величайшее уважение»

Этот афоризм принадлежит знаменитому римскому сатирику и общественному деятелю — Ювеналу. Пройдя эволюционный путь от безымянных чл…

Одному человеку в политике делать нечего. Политика — дело массовое. В ней требуются чёткая организация, взаимная поддержка и т. д. Когда идёт борьба за власть, её успех нередко реш…

Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, традиции. Социальные группы классифицируют по различным основаниям. Приведём не…

Популярные материалы

Составим твой персональный план подготовки к ОГЭ

Хочу!