Задание 22 из ОГЭ по обществознанию: задача 43
Современное образование исторически сложилось как система передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Школьные предметы в большинстве своём соответствуют отдельным отраслям науки, адаптируют их к задачам школы и предполагаемым возможностям детей, а в совокупности должны построить в сознании ученика достаточно полную картину мира как объекта научного познания и основанной на нём практической деятельности.
В той системе координат, которую задаёт школа, предметы, не дающие сколько-нибудь существенной информации научного типа, несут не устранимую никакими призывами и увещеваниями печать второсортности, в том числе и в сознании самих учеников. Опросы показывают, какие предметы дети считают «не главными», несерьёзными, а то и вовсе ненужными: физкультуру, труд, изо, музыку. А между тем такие предметы — в первую очередь предметы художественного цикла — обладают невостребованным воспитательным потенциалом. В силу специфики своего содержания они формируют внутренний мир человека, а не транслируют объективные знания.
Очеловеченная школа должна стать «антропоцентричной», т. е. поместить в центр самого ученика, растущего человека; не его прилаживать к учебному материалу, а всё содержание образования подчинить его развитию как высшей цели. Это лишний раз подтверждает, что именно в области художественного развития могут быть сделаны первые шаги по пути гуманизации школы.
Общепризнано, что развитие отдельного человека совершается в процессе присвоения культуры в различных её аспектах, от языка и навыков поведения до ценностей и способов мышления, религиозных и философских концепций, опыта художественного освоения бытия и т. д. Культура, которую человек, входящий в мир, встречает, по-видимому, как объективную данность, сама вызвана к бытию первичным человеческим творчеством. Культура возникает и развивается потому, что человек потенциально способен не только присваивать и воспроизводить уже существующее, но и создавать то, что появляется впервые, как результат самоактуализации уникальной личности. Хотя это первичное творчество возникает на основе и в процессе присвоения и переработки уже сотворённого, оно не может быть никакими ухищрениями рассудка выведено из него.
Важно также иметь в виду, что всё сказанное выше об ученике и о его положении в школе относится в такой же мере и к учителю. Педагогика, направленная на развитие творческих способностей ученика, не может быть ничем иным, как педагогическим творчеством учителя; пробуждать в ученике ощущение большого потенциального «я» может лишь такой человек, который ощущает его в себе самом и сам идет по пути самовоспитания.
(По А. Мелик-Пашаеву)
Какова, по мнению автора, роль основных школьных предметов и образования в целом?
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Право как социальный регулятор — это прежде всего инструментальная ценность, т. е. ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование …
Абсолютизм, или абсолютная монархия, — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысш…
Под урбанизацией понимается исторический процесс повышения роли городов в развитии общества. Он охватывает изменения в размещении производительных сил, и прежде всего в расселении …