Система российского права. Законотворческий процесс
Система права — это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты.
Система права | ||
Нормы права – это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально определённые правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений |
Правовой институт – это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определённый вид общественных отношений |
Отрасль права – совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений |
Начальным элементом системы права являются нормы права, все они могут быть разделены на определённые группы и виды.
Классификация норм права
Критерии классификации | Группы и виды норм |
по предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений) | – конституционно-правовые; – гражданско-правовые; – уголовно-правовые; – административно-правовые и т.д. |
по юридической силе | – нормы законов; – нормы подзаконных актов |
по характеру содержащихся в их тексте правил поведения | – обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определённые положительные действия); – запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещённых действий); – управомочивающие нормы (предоставляют права на совершение определённых положительных действий) |
по действию во времени | – неопределённо длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени); – временные нормы (период их действия определён в нормативно-правовом акте); – чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций) |
по кругу субъектов | – общие (распространяют своё действие на всю группу субъектов права); – специальные (регулируют поведение конкретного, определённого круга субъектов права); – исключительные (распространяются на отдельных субъектов права) |
по пределам действия норм в пространстве | – общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму); – нормы местного действия (действуют в пределах территории, определённой самим нормативно-правовым актом) |
по способу установления | – императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов правоотношений); – диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей); – рекомендательные: устанавливают варианты желательного для государства поведения; – поощрительные – меры поощрения за одобряемое государством поведение субъектов |
по функциональному назначению | – материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников); – процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм) |
по социальному назначению | – учредительные (нормы — принципы) – регулятивные (нормы — правила поведения) – охранительные (нормы – стражи) – обеспечительные (нормы — гарантии) – декларативные (нормы — объявления) – дефинитивные (нормы — определения) – коллизионные (нормы — арбитры) – оперативные (нормы — инструменты) |
Норма права имеет свою структуру, представляющую её внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой.
Структура нормы права | ||
Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению | Диспозиция — это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств | Санкция — это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы |
Законотворческий процесс в РФ
Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.
Основные стадии законодательного процесса:
1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения.
В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ по вопросам их ведения;
2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях) – обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки;
3) принятие закона – В РФ законы принимаются Государственной думой большинством голосов от общего числа её депутатов;
4) санкционирование и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.
Принятые парламентом законы направляются главе государства
– Президенту РФ, который может наложить на них вето, отсрочив вступление закона в силу. В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации.
В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.
Федеральные конституционные законы в Российской Федерации считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.