Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Условия возникновения рынка:
– общественное разделение труда;
– экономическая обособленность производителей;
– самостоятельность производителя.

Рынок и его признаки

Нерегулируемое предложение Нерегулируемый спрос Нерегулируемые цены
Производитель сам решает, что, как и сколько производить Потребитель сам определяет, что, где и сколько покупать Цены не устанавливаются государством, они определяются на рынке в результате соотношения спроса и предложения

Функции рынка

Название функции Содержание
посредническая соединение интересов производителей товаров и их потребителей
ценообразования установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара
информационная предоставление информации об объёмах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары
регулирующая «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли
санирующая (оздоровительная) предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путём банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств

Система рынков:

– с точки зрения действующего законодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);
– по объектам продаж:
• потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;
• средств производства; рабочей силы; инвестиций, т.е. долгосрочных вложений; иностранных валют; ценных бумаг (фондовые биржи); научно-технических разработок и инноваций; информации;
– по пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный;
– по типу конкуренции: чистой (свободной) конкуренции, несовершенной (монополистической) конкуренции; чистой монополии; олигополии.

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства:

– условия для развития конкуренции: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;
– наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
– развитие инфраструктуры рынка (стабильность банковской и кредитно-денежной систем, обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков).
Монополия – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определённому лицу, группе лиц или государству.
Естественные монополии: ситуация, когда обеспечение потребностей рынка более эффективно одной компанией, чем несколькими, так как действует эффект экономии в результате укрупнения производства (например, услуги по обеспечению газом, электроэнергией, водой железные дороги).

Формы монополий Характерные признаки
Картель Соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах
Синдикат Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность
Трест Полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности
Концерн Объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости
Консорциум Объединение монополий
Конгломерат Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления

Конкуренция – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.

Модели рынков Характеристика
Чистая (свободная конкуренция) Существует множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию, нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, цена определяется соотношением спроса и предложения.
Чистая монополия Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения.
Монополистическая конкуренция Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.
Большое количество крупных фирм предлагает однородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным, но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции.
Олигополия Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть, распределив рынок территориально или по ассортименту продукции. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.

Издержки производства — это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.
Экономические издержки — затраты, которыми фирма оплачивает необходимые ресурсы (трудовые, материальные, энергетические и т. д.). Экономические издержки делятся на:
– внутренние (или неявные) – стоимость собственного ресурса; они равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело:
– внешние (явные, бухгалтерские) – сумма денежных выплат, которые фирма осуществляет для оплаты необходимых ресурсов.
Постоянные издержки – часть общих издержек, не зависящая от объёма выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация).
Переменные издержки – часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объёма производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.).
Экономическая прибыль — это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками.
Бухгалтерская прибыль — это разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками.
Деньги — это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Практика: решай 16 задание и тренировочные варианты ОГЭ по обществознанию

Составим твой персональный план подготовки к ОГЭ

Хочу!