Экономика. Разные задачи
Свойства ценной бумаги:
– обращаемость — способность продаваться и покупаться, выступать в виде платёжного инструмента;– стандартность — наличие стандартного содержания (права, форма, правила учёта, виды участников);
– документальность — наличие необходимых реквизитов;
– оборотоспособность — ценная бумага может быть объектом гражданско-правовых сделок;
– доходность – возможность получать дивиденды или проценты;
– ликвидность – способность к быстрой реализации и обмену на наличные деньги.
Виды ценных бумаг:
– предъявительские;
– именные;
– ордерные.
Виды ценных бумаг
Наименование | Характеристика |
Акция | ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капитале компании, получении дохода (дивиденда), а также на участие в управлении организацией. Бывают обыкновенные и привилегированные (ограничивают право владельца на участие в управлении, но приносят постоянные дивиденды) |
Вексель | строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определённую денежную сумму |
Облигация | эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт |
Чек | ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путём выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя |
Инфляция — обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.
Основные источники инфляции:
– необоснованное повышение номинальной заработной платы (например, под давлением профсоюзов);– увеличение цен на сырьё и энергию (нарушается механизм предложения);
– увеличение налогов.
Инфляция спроса – равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растёт объём заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.
Инфляция предложения (издержек) – увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счёт роста цен на сырьё и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведёт к сокращению производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейшему сокращению расходов и постепенному выходу из кризиса.
Стагфляция — инфляция, сопровождаемая застоем производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен.
Виды инфляции
По характеру протекания:– открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги;
– скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
В зависимости от темпа роста цен:
– умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год);
– галопирующая – быстрый рост цен (примерно 100—150% в год);
– гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год).
По степени расхождения роста цен по различным товарным группам:
– сбалансированная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;
– несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.
Последствия инфляции | |||
Для сферы производства: снижение занятости, обесценение всего фонда накопления; обесценение кредитов; рост высоких процентных ставок, падение уровня производства |
При распределении доходов: увеличение доходов должников, снижение доходов их кредиторов , снижение уровня жизни населения с фиксированными доходами, которые обесцениваются; сокращение текущего потребления; снижение покупательной способности денежной единицы |
Для денежной массы: деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведёт к финансовому краху |
Для экономических отношений: дезорганизация продавца и покупателя в вопросах цен, обесценивание денег, распространение бартера; снижение кредитной активности |
НО! Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования |
Виды антиинфляционной политики:
– адаптационные меры (приспособление к инфляции) – индексация доходов, контроль за уровнем цен;– ликвидационные (антиинфляционные) меры – активное снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы;
– денежная реформа — это полное или частичное изменение денежной системы страны:
- дефляция – сокращение денежной массы путём изъятия из обращения избыточных денежных знаков;
- деноминация – укрупнение денежной единицы путём обмена в определённой пропорции старых денежных знаков на новые;
- девальвация – уменьшение золотого содержания денежной единицы (при золотом стандарте) или снижение её обменного курса по отношению к иностранным валютам;
- ревальвация – повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства, т.е. процесс, противоположный девальвации;
- нуллификация – объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительными либо организация их обмена по очень низкому курсу.
Роль государства в экономике
Методы регулирования экономической жизни
Правовые методы – законодательная деятельность с целью упорядочить взаимоотношения участников экономических отношений: антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса.Финансово-экономические методы – налоги, денежная политика, установление Центральным банком ставки рефинансирования, таможенные пошлины на импортные товары.
Экономическое программирование – перспективное планирование развития экономики.
Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Налог — это обязательный безвозмездный платёж физических и юридических лиц государству. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан. Базовым нормативно-правовым актом в сфере налогообложения является Налоговый кодекс РФ.
Сбор – это обязательный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц, как условие совершения государством юридических действий, включая предоставление определённых прав и выдачу лицензий.
Объектами налогообложения являются: операции по реализации товаров, работ, услуг, имущество, прибыль; доход; стоимость определённых товаров, передача собственности (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами и другие виды деятельности.
Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика налогообложения. Исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода.
Налоговая ставка – величина налога, приходящаяся на единицу налогообложения (рубль дохода, гектар земли):
– твёрдая ставка – устанавливается в абсолютной форме на единицу налогообложения, независимо от дохода;
– пропорциональная ставка – устанавливается как фиксированный процент с дохода независимо от его размера;
– регрессивная ставка – налог тем выше, чем ниже доход;
– прогрессивная ставка – налог тем выше, чем выше доход.
Налогоплательщики:
– физические лица – работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;
– юридические лица – хозяйствующие субъекты.
Налоги | |
Прямые – обязательные платежи, взимаемые государством с непосредственных получателей доходов или владельцев имущества (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции) | Косвенные – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт) |
Принципы налогообложения:
– принцип справедливости: налоги должны быть равными для каждого уровня дохода;– принцип определённости и точности налогов: размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам;
– принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков: каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения;
– принцип экономичности (эффективности) – необходимость соблюдения условий, при которых разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим; тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений;
– принцип обязательности – неизбежность осуществления платежа.
Функции налогов:
– фискальная – пополнение государственного бюджета;– распределительная – перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе;
– стимулирующая – применения льготного налогообложения для развития малого бизнеса, научно-технического прогресса и т.д.;
– социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путём установления на них повышенных налогов;
– контрольно-учётная – осуществление учёта доходов граждан, предприятий и организаций.
Уровни налогов | ||
федеральные | региональные | местные |
налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенная пошлина, подоходный налог | налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду | налог на имущество физических лиц, земельный налог, курортный налог, налог на рекламу |
Направления совершенствования налоговой системы в России:
– уменьшение налогового бремени для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий;– изменение структуры налоговых поступлений за счёт поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а так- же рентных платежей за землю и природные ресурсы;
– сокращение налоговых льгот;
– расширение налогооблагаемой базы за счёт борьбы с теневой экономикой.
Государственный бюджет — это финансовый план, смета доходов и расходов государства на определённый период времени (обычно на 1 год), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России принимается в виде закона Государственной думой и Советом Федерации Федерального собрания РФ). По окончании финансового года Правительство РФ составляет отчёт об исполнении бюджета.
Государственный бюджет | |
доходная часть | расходная часть |
Источники:
|
Структура:
|
Бюджетная политика – определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета.
Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам – оптимальное состояние бюджета.
Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов.
Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов.
Источники покрытия бюджетного дефицита:
– государственные займы: внутренние займы (государственные облигации) и внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций – направлены против спадов частных инвестиций и потребления, а значит, и против сокращения занятости;
– денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства – возникает угроза инфляции, для стабилизации сокращаются бюджетные расходы.
Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:
• долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;
• фаза экономического цикла в стране;
• текущая политика государства.
Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.
Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.
Государственный долг | ||
Внутренний – долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте. | Внешний – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженная в иностранной валюте | |
Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций | Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг) |
Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.
Мировой рынок — это совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчёте на международный рынок.
Международные экономические отношения — это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.
Формы международных экономических отношений:
– международная торговля товарами и услугами;– валютно-кредитные отношения;
– движение капиталов и зарубежных инвестиций;
– миграция рабочей силы;
– межотраслевая кооперация производства;
– обмен в области науки и техники.
Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации.
Экспорт – продажа товаров и услуг за границу для их реализации на мировом рынке.
Импорт – закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке.
Сальдо торгового баланса — разница между экспортом и импортом за определённый период.
Виды внешнеторговой политики государства:
– протекционизм – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов;– умеренная торговая политика – предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма;
– свободная торговля (фритредерство) – политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли.
Цель государственного регулирования: реализация национальных экономических интересов, защита и льготный режим для отечественного производителя.
Методы государственного регулирования внешней торговли:
– тарифные: таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы;– нетарифные: установление квот, установление стандартов на ту или иную продукцию, эмбарго (наложение ареста, запрещение).
Глобализация мирового экономического пространства способствует повышению открытости национальных экономических систем и построению международных экономических отношений на основе многосторонних соглашений.
Экономическая интеграция — процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства.
Международная валютно-финансовая система — это закреплённая международными договорами форма организации валютно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и факторов производства.
Международный валютный рынок – сфера экономических отношений, где осуществляются операции по покупке и продаже золота, иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте, а также срочные финансовые сделки.
Международный финансовый рынок – рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бумаг, вкладов и т. п., функционирующий на международном уровне.
Деятельность регулируют международные валютно-кредитные организации:
Международный валютный фонд (МВФ);
Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.