Экономика. Разные задачи

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Свойства ценной бумаги:

– обращаемость — способность продаваться и покупаться, выступать в виде платёжного инструмента;
– стандартность — наличие стандартного содержания (права, форма, правила учёта, виды участников);
– документальность — наличие необходимых реквизитов;
– оборотоспособность — ценная бумага может быть объектом гражданско-правовых сделок;
– доходность – возможность получать дивиденды или проценты;
– ликвидность – способность к быстрой реализации и обмену на наличные деньги.
Виды ценных бумаг:
– предъявительские;
– именные;
– ордерные.

Виды ценных бумаг

Наименование Характеристика
Акция ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капитале компании, получении дохода (дивиденда), а также на участие в управлении организацией. Бывают обыкновенные и привилегированные (ограничивают право владельца на участие в управлении, но приносят постоянные дивиденды)
Вексель строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определённую денежную сумму
Облигация эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт
Чек ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путём выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя

Инфляция — обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.

Основные источники инфляции:

– необоснованное повышение номинальной заработной платы (например, под давлением профсоюзов);
– увеличение цен на сырьё и энергию (нарушается механизм предложения);
– увеличение налогов.
Инфляция спроса – равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растёт объём заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.
Инфляция предложения (издержек) – увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счёт роста цен на сырьё и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведёт к сокращению производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейшему сокращению расходов и постепенному выходу из кризиса.
Стагфляция — инфляция, сопровождаемая застоем производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен.

Виды инфляции

По характеру протекания:
– открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги;
– скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
В зависимости от темпа роста цен:
– умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год);
– галопирующая – быстрый рост цен (примерно 100—150% в год);
– гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год).
По степени расхождения роста цен по различным товарным группам:
– сбалансированная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;
– несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.

Последствия инфляции
Для сферы производства:
снижение занятости, обесценение всего фонда накопления; обесценение кредитов; рост высоких процентных ставок, падение уровня производства
При распределении доходов:
увеличение доходов должников, снижение доходов их кредиторов , снижение уровня жизни населения с фиксированными доходами, которые обесцениваются; сокращение текущего потребления; снижение покупательной способности денежной единицы
Для денежной массы:
деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведёт к финансовому краху
Для экономических отношений:
дезорганизация продавца и покупателя в вопросах цен, обесценивание денег, распространение бартера; снижение кредитной активности

НО! Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования

Виды антиинфляционной политики:

адаптационные меры (приспособление к инфляции) – индексация доходов, контроль за уровнем цен;
ликвидационные (антиинфляционные) меры – активное снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы;
денежная реформа — это полное или частичное изменение денежной системы страны:

  • дефляция – сокращение денежной массы путём изъятия из обращения избыточных денежных знаков;
  • деноминация – укрупнение денежной единицы путём обмена в определённой пропорции старых денежных знаков на новые;
  • девальвация – уменьшение золотого содержания денежной единицы (при золотом стандарте) или снижение её обменного курса по отношению к иностранным валютам;
  • ревальвация – повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства, т.е. процесс, противоположный девальвации;
  • нуллификация – объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительными либо организация их обмена по очень низкому курсу.

Роль государства в экономике

Методы регулирования экономической жизни

Правовые методы – законодательная деятельность с целью упорядочить взаимоотношения участников экономических отношений: антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса.
Финансово-экономические методы – налоги, денежная политика, установление Центральным банком ставки рефинансирования, таможенные пошлины на импортные товары.
Экономическое программирование – перспективное планирование развития экономики.
Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Налог — это обязательный безвозмездный платёж физических и юридических лиц государству. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан. Базовым нормативно-правовым актом в сфере налогообложения является Налоговый кодекс РФ.
Сбор – это обязательный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц, как условие совершения государством юридических действий, включая предоставление определённых прав и выдачу лицензий.
Объектами налогообложения являются: операции по реализации товаров, работ, услуг, имущество, прибыль; доход; стоимость определённых товаров, передача собственности (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами и другие виды деятельности.
Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика налогообложения. Исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода.
Налоговая ставка – величина налога, приходящаяся на единицу налогообложения (рубль дохода, гектар земли):
твёрдая ставка – устанавливается в абсолютной форме на единицу налогообложения, независимо от дохода;
пропорциональная ставка – устанавливается как фиксированный процент с дохода независимо от его размера;
регрессивная ставка – налог тем выше, чем ниже доход;
прогрессивная ставка – налог тем выше, чем выше доход.
Налогоплательщики:
– физические лица – работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;
– юридические лица – хозяйствующие субъекты.

Налоги
Прямые – обязательные платежи, взимаемые государством с непосредственных получателей доходов или владельцев имущества (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции) Косвенные – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)

Принципы налогообложения:

– принцип справедливости: налоги должны быть равными для каждого уровня дохода;
– принцип определённости и точности налогов: размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам;
– принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков: каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения;
– принцип экономичности (эффективности) – необходимость соблюдения условий, при которых разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим; тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений;
– принцип обязательности – неизбежность осуществления платежа.

Функции налогов:

– фискальная – пополнение государственного бюджета;
– распределительная – перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе;
– стимулирующая – применения льготного налогообложения для развития малого бизнеса, научно-технического прогресса и т.д.;
– социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путём установления на них повышенных налогов;
– контрольно-учётная – осуществление учёта доходов граждан, предприятий и организаций.

Уровни налогов
федеральные региональные местные
налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенная пошлина, подоходный налог налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду налог на имущество физических лиц, земельный налог, курортный налог, налог на рекламу

Направления совершенствования налоговой системы в России:

– уменьшение налогового бремени для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий;
– изменение структуры налоговых поступлений за счёт поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а так- же рентных платежей за землю и природные ресурсы;
– сокращение налоговых льгот;
– расширение налогооблагаемой базы за счёт борьбы с теневой экономикой.
Государственный бюджет — это финансовый план, смета доходов и расходов государства на определённый период времени (обычно на 1 год), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России принимается в виде закона Государственной думой и Советом Федерации Федерального собрания РФ). По окончании финансового года Правительство РФ составляет отчёт об исполнении бюджета.

Государственный бюджет
доходная часть расходная часть

Источники:

  • налоги;
  • государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
  • эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
  • займы у международных организаций

Структура:

  • социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
  • оборона страны (примерно 20%);
  • обслуживание государственного долга;
  • предоставление дотаций предприятиям;
  • развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.)

Бюджетная политика – определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета.
Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам – оптимальное состояние бюджета.
Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов.
Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов.
Источники покрытия бюджетного дефицита:
государственные займы: внутренние займы (государственные облигации) и внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций – направлены против спадов частных инвестиций и потребления, а значит, и против сокращения занятости;
денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства – возникает угроза инфляции, для стабилизации сокращаются бюджетные расходы.
Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:
• долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;
• фаза экономического цикла в стране;
• текущая политика государства.
Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.
Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.

Государственный долг
Внутренний – долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте. Внешний – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженная в иностранной валюте
Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)

Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.
Мировой рынок — это совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчёте на международный рынок.
Международные экономические отношения — это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

Формы международных экономических отношений:

– международная торговля товарами и услугами;
– валютно-кредитные отношения;
– движение капиталов и зарубежных инвестиций;
– миграция рабочей силы;
– межотраслевая кооперация производства;
– обмен в области науки и техники.
Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации.
Экспорт – продажа товаров и услуг за границу для их реализации на мировом рынке.
Импорт – закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке.
Сальдо торгового баланса — разница между экспортом и импортом за определённый период.

Виды внешнеторговой политики государства:

протекционизм – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов;
умеренная торговая политика – предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма;
свободная торговля (фритредерство) – политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли.
Цель государственного регулирования: реализация национальных экономических интересов, защита и льготный режим для отечественного производителя.

Методы государственного регулирования внешней торговли:

тарифные: таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы;
нетарифные: установление квот, установление стандартов на ту или иную продукцию, эмбарго (наложение ареста, запрещение).

Глобализация мирового экономического пространства способствует повышению открытости национальных экономических систем и построению международных экономических отношений на основе многосторонних соглашений.
Экономическая интеграция — процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства.
Международная валютно-финансовая система — это закреплённая международными договорами форма организации валютно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и факторов производства.
Международный валютный рынок – сфера экономических отношений, где осуществляются операции по покупке и продаже золота, иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте, а также срочные финансовые сделки.
Международный финансовый рынок – рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бумаг, вкладов и т. п., функционирующий на международном уровне.
Деятельность регулируют международные валютно-кредитные организации:
Международный валютный фонд (МВФ);
Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.

Практика: решай 19 задание и тренировочные варианты ОГЭ по обществознанию

Составим твой персональный план подготовки к ОГЭ

Хочу!