Задание 27 из ЕГЭ по русскому языку: задача 36
(1)Старика разбудило осторожное царапанье в дверь, — это просился Музгарко, небольшая, пёстрая собака, жившая в этой избушке уже лет десять.
(2)Он в темноте подошёл к двери, отворил её. (3)Всё, что можно было рассмотреть в приотворённую дверь, было покрыто снегом.
(4)Да, он ясно теперь видел, как в воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок. (5)Умная собака сидела перед раскрытой дверью и такими умными, говорящими глазами смотрела на хозяина.
(6)– Ну, шабаш, ну, што поделаешь, Музгарко!.. (7)Прокатилось наше красное летечко, а теперь заляжем в берлоге…
(8)Собака вильнула хвостом и тихо взвизгнула тем ласковым визгом, которым встречала одного хозяина.
(9)За одну ночь всё кругом совсем изменилось — лес казался ближе, река точно сузилась, а низкие зимние облака ползли над самой землёй и только не цеплялись за верхушки елей и пихт. (10)Вообще вид был самый печальный, а пушинки снега продолжали кружиться в воздухе и беззвучно падали на помертвевшую землю.
(11)Выпавший снег все мысли старика сводил на обоз, который приходил по первопутку, когда вставали реки. (12)Людей Елеска только и видел один раз в году. (13)Было о чём подумать. (14)Музгарко отлично понимал каждое слово хозяина и при одном слове «обоз» смотрел вверх реки и радостно взвизгивал, точно хотел ответить, что вон, мол, откуда придёт обоз-то — из-за мыса.
(15)Кончив работу, Елеска сел на обрубок дерева под окном избушки и задумался. (16)Собака села у его ног и положила свою умную голову к нему на колени. (17)О чём думал старик? (18)Первый снег всегда и радовал его и наводил тоску, напоминая старое, что осталось вон за теми горами, из которых выбегала река Студёная. (19)Там у него были и свой дом, и семья, и родные были, а теперь никого не осталось. (20)Всех он пережил, и вот где привёл бог кончать век: умрёт — некому глаза закрыть. (21)Ох, тяжело старое одиночество, а тут лес кругом, вечная тишина, и не с кем слова сказать. (22)Одна отрада оставалась: собака. (23)И любил же её старик гораздо больше, чем любят люди друг друга. (24)Ведь она для него была всё и тоже любила его.
(25)Не один раз случалось так, что на охоте Музгарко жертвовал своей собачьей жизнью за хозяина, и уже два раза медведь помял его за отчаянную храбрость.
(26)– А ведь стар ты стал, Музгарко, — говорил старик, гладя собаку по спине. (27)– Вон и спина прямая стала, как у волка, и зубы притупились, и в глазах муть… (28)Эх, старик, старик, съедят тебя зимой волки… (29)Пора, видно, нам с тобой и помирать…
(30)Собака была согласна и помирать… (31)Она только теснее прижималась всем телом к хозяину и жалобно моргала. (32)А он сидел и всё смотрел на почерневшую реку, на глухой лес, зелёной стеной уходивший на сотни вёрст туда, к студёному морю, — смотрел и не шевелился, охваченный своей тяжёлой стариковской думой.
(33)Обоз пришёл совершенно неожиданно. (34)Старик спал ночью, когда заскрипели возы и послышался крик:
– Эй, дедушка, жив ли ты?.. (35)Примай гостей…
(36)Казарму старик подтопил заранее, и ямщики, пустив лошадей к корму, завалились спать на деревянных нарах ямщичьим мёртвым сном. (37)Не спал только молодой приказчик, ещё в первый раз ехавший на Печору. (38)Он сидел у старика в избушке и разговаривал. (39)– И не страшно тебе в лесу, дедушка?
(40)– А чего бояться, Христос с нами! (41)Привычное наше дело, в лесу выросли.
(42)– Да как же не бояться: один в лесу…
(43)– А у меня пёсик есть… (44)Вот вдвоём и коротаем время. (45)По зимам вот волки одолевают, так он мне вперёд сказывает, когда придут они в гости. (46)Чует… (47)И дошлый*: сам поднимает волков. (48)Они бросятся за ним, а я их из ружья… (49)Умнющая собака: только не скажет, как человек. (50)Я с ней всегда разговариваю, а то, пожалуй, и говорить разучишься…
(51)– Ну, а зимой-то, поди, скучно в избушке сидеть?
(52)– Привышное дело…
(53)– У меня по весне праздник бывает, милый человек, ко- гда с тёплого моря птица прилетит. (54)И сколько её летит: туча…
(55)По Студёной-то точно её насыпано… (56)Всякого сословия птица: и утки, и гуси, и кулики, и чайки, и гагары… (57)И нет лучше твари, как перелётная птица: самая божья тварь… (58)Большие тыщи вёрст летит, тоже устанет, затощает и месту рада. (59)Прилетела, вздохнула денёк и сейчас гнездо налаживать… (60)А я хожу и смотрю: мне бог гостей прислал. (61)И как наговаривают… (62)Слушаешь, слушаешь, инда слеза проймёт. (63)Любезная тварь — перелётная птица…
(64)Я её не трогаю, потому трудница перед Господом. (65)А когда гнёзда она строит, это ли не божецкое произволение… (66)Человеку так не состроить.
(67)Праздником всё летечко прокатится, а к осени начнёт птица грудиться стайками: пора опять в дорогу. (68)И собираются, как люди… (69)Лопочут по-своему, суетятся, молодых учат, а потом и поднялись… (70)Ранним утром снимаются с места, вожак в голове летит. (71)А есть и такие, которые остаются: здоровьем слаба выйдет, или позднышки выведутся… (72)Жаль на них глядеть. (73)Кричат, бедные, когда мимо них стая за стаей летит. (74)Всякой твари своё произволенье, свой предел…
(По Д. Мамину-Сибиряку)
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
(1)Некоторые, к моему изумлению, вспоминают свои школьные годы с неприязнью. (2)А я люблю свою школу, приятелей детства. (3)Были у меня и любимые учителя. (4)Вообще, я более всего …
ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ
(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснени…