Задание 24 из ЕГЭ по русскому языку: задача 131
(1)Родители, семья, школа, все и всяческие коллективы дают человеку или недодают ему очень многое. (2)Но из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее — собственное сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего — к собственным действиям.
(3)Современники и потомки издавна помнили и чтили тех, кто упорным трудом самовоспитания определил свою судьбу, преодолев неблагоприятные условия. (4)Обратимся лишь к некоторым примерам из отечественной истории.
(5)В 1738 году в селе Дворянинове Тульской губернии в небогатой и незнатной дворянской семье родился Андрей Тимофеевич Болотов. (6)По обычаю того времени, он маленьким ребёнком, как Гринёв из повести Пушкина «Капитанская дочка», был записан в полк. (7)Дома его учили наставник из немцев и отец. (8)Но Болотов рано потерял родителей, и быть бы ему дворянским недорослем, если б он сам упорно не стремился к образованию. (9)В отцовском доме сохранилась хорошая библиотека. (10)Своими наставниками юный Болотов сделал книги. (11)Он изучал историю, географию, математику, фортификацию.
(12)Когда Болотову было семнадцать лет, его потребовали в полк. (13)Болотов участвовал в Семилетней войне. (14)Вот тут-то ему и пригодился немецкий язык, выученный в детстве. (15)Он стал военным переводчиком. (16)Походная жизнь и служебные обязанности оставляли немного времени для самообразования, но он использовал его без остатка: читал, переводил, продолжал изучать разные науки, среди них философию. (17)Около тридцати лет от роду Болотов вышел в отставку и вернулся в деревню. (18)Теперь он занялся ботаникой и медициной, агрономией — практически и теоретически. (19)Основал первый в России сельскохозяйственный журнал «Сельский житель». (20)С годами тяга к знаниям у Болотова не убывала. (21)Он увлёкся педагогикой и попробовал свои силы в драматургии. (22)Его мемуары «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков» — ценный памятник русской культуры и быта XVIII века.
(23)Вся долгая жизнь Болотова (он прожил до девяноста пяти лет!) — непрерывный труд самовоспитания. (24)Сколько раз мог бы он свернуть с однажды избранного пути, сослаться на неблагоприятные обстоятельства, судьбу или среду! (25)Но всю свою жизнь он был верен ещё в самой ранней юности намеченной цели — просвещаться и просвещать.
(26)Вспомним и Антона Павловича Чехова. (27)Люди, близко знавшие Чехова, вспоминают, что он не любил говорить о себе. (28)Не вёл он и дневника. (29)А его записные книжки — это короткие записи сюжетов, беглых впечатлений, характерных деталей, словечек или фамилий. (30)Записей, в которых отразились бы раздумья о себе, записей, проникнутых рефлексией, у Чехова в «Записных книжках» нет. (31)Именно поэтому внимание его биографов давно привлекли в письме к Суворину следующие строки. (32)«Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
(33)Разные это люди, разной была их жизнь. (34)Но во всех этих биографиях есть нечто общее — рано поставленная перед собой большая цель и самоотверженное стремление к ней. (35)Неблагоприятные обстоятельства никогда не служили для таких людей оправданием. (36)Самовоспитание и самообразование они начинали рано и продолжали всю жизнь.
(37)Важным условием самовоспитания они считали постоянный критический и требовательный самоанализ. (38)Самоанализ, то есть желание разобраться в своих мыслях, проверить свои поступки.
(39)Было время, когда самоанализ в нашей литературе считался признаком слабости, когда близкое к нему понятие «рефлексия» употреблялось в осудительном смысле в выражениях вроде «интеллигентская рефлексия» или «рефлектирующий интеллигент». (40)Это несправедливо. (41)Нельзя воспитать себя, не размышляя над самим собой — глубоко, тревожно, иногда мучительно.
(42)Рефлексия, то есть критическое осмысление своих мыслей и действий, неутомимая работа самопознания, — важнейшая сторона духовной жизни человека. (43)Великий греческий философ Сократ, если верить преданию, сказал: «Познай самого себя!» (44)Размышления о природе и необходимости самопознания проходят через труды и жизнь многих выдающихся мыслителей. (45)Вопрос «Быть или казаться?» — один из сложных и острых вопросов, которые задаёт себе человек, задумываясь о самом себе, о своём образе и поведении, входит в область рефлексии. (46)Людям, прошедшим путь упорнейшего самовоспитания, свойственно постоянно оценивать себя на этом пути, мысленно и на бумаге соотносить поставленные перед собой задачи.
(По С. Львову)
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
- Предложения 5–11 содержат описание.
- Предложения 9–11 поясняют то, о чём говорится в предложении 8.
- В предложениях 26–30 содержится рассуждение.
- Предложения 33 и 34 противопоставлены по содержанию.
- В предложении 46 содержится вывод из того, о чём говорится в предложении 45.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ДРАКА
(1)Я дрался раз в жизни, да и то не с тем, с кем следовало. (2)И вовсе не потому, что не встречал людей, с которыми следовало драться. (3)Таких людей я встречал, но с ними я…
БОЖЬЯ ТВАРЬ
(1)Не знал, что столько даёт, столько открывает человеку собака. (2)А это даже и не собака, а собачонка, помесь дворняжки с терьером – метис. (3)Невзрачное существо, …
(1)Старика разбудило осторожное царапанье в дверь, — это просился Музгарко, небольшая, пёстрая собака, жившая в этой избушке уже лет десять.
(2)Он в темноте подошёл к двери, отвор…