Задание 2 из ЕГЭ по русскому языку: задача 44

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 1 мин. 48 сек.

О ЯЗЫКОВЫХ И НЕЯЗЫКОВЫХ СТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ

В статье «К вопросу об основных понятиях стилистики» Ю. С. Сорокин, отрицая существование языковых стилей в современном русском языке, приходит к мысли о том, что отмечаемые исследователями различия между стилями «...выходят за рамки собственно языковые», что «с точки зрения языковой они обнаруживают исключительное разнообразие и изменчивость».
Кстати, сама постановка вопроса об отношении стиля произведения и вообще любого высказывания к сфере языковой и неязыковой заслуживает серьёзного внимания. В многочисленных попытках стилистического анализа последнего времени нет чёткого разграничения этих двух сфер: любое явление, характеризующее стиль того или иного произведения, причисляется к явлениям языковым. Совершенно прав поэтому Р. А. Будагов в своём требовании «...разграничить собственно языковые стили и такие языковые явления, которые зависят от специфики других общественных явлений».
Действительно, можно ли считать стиль какого-нибудь жанра или отдельного произведения литературы явлением только языковым? На этот вопрос, как мне кажется, следует ответить отрицательно.
Например, для басенного жанра в целом характерно введение животных в качестве действующих лиц. Конечно, сам сюжет влечёт за собой употребление в басне названий животных, но эту черту стиля нельзя признать собственно языковой. В данном случае автор не производит выбора языковых средств: в соответствии с темой он вынужден употребить именно то, а не другое название животного. <...>, стиль здесь создаётся не языком, а самой темой, характерной для данного жанра.
(И. С. Ильинская. Фрагмент научной дискуссии по вопросам стилистики, организованной журналом «Вопросы языкознания» в 50-х годах прошлого века)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СФЕРА. Область, пределы распространения чего-нибудь. Сфера деятельности.
2) ЧЁТКИЙ. Хорошо организованный. Чёткая работа.
3) СЧИТАТЬ. Определять точное количество кого-чего-нибудь. Считать деньги.
4) ВЛЕЧЬ. Иметь своим последствием что-нибудь. Преступление влечёт за собой наказание.
5) ЧЕРТА. Граница, предел. Пограничная черта.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Сели обедать.
В комнату влетел третьеклассник-гимназист и громко закричал:
— Скажите: отчего гимн-азия, а не гимн-африка?
— Господи, помилуй! С ума сошёл! Где тебя носит! Чего к об…

1 сентября 2021 года стартовала уникальная программа для школьников, студентов и молодёжи, позволяющая бесплатно посещать культурно-образовательные мероприятия по всей России. Чтоб…

На протяжении всего своего существования человек пытается как можно детальнее изучить окружающий мир. В связи с этим существует множество наук, цель которых — изучение природных яв…

Продавец обязуется обеспечить гарантийное обслуживание товара. Гарантийное обязательство действует со дня продажи в течение срока, указанного в данном гарантийном талоне. Гарантийн…

Онлайн-школа «Турбо»

  • Прямая связь с преподавателем
  • Письменные дз с проверкой
  • Интересные онлайн-занятия
  • Душевное комьюнити
Получить бесплатно

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ. Абсолютно бесплатно!

Хочу!