Задание 26 из ЕГЭ по русскому языку: задача 92

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 4 мин. 5 сек.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

(1)Каждую весну, когда в лесу засинеет снег, вспучатся речки и появятся первые проталины, начинает выстреливать мохнатыми шишечками веснянка-верба.

(2)И этот первый привет расцветающей земли в вербное воскресенье люди несут на кладбище близким своим и прикрепляют венки к крестам, звёздам, обелискам.

(3)Кладбище уральского городка, в котором я прожил много лет, расположено на крутой и голой горе. (4)Почва здесь неприютная, каменистая, и потому на кладбище мало растительности, есть только крючковатые приземистые пихтачи, обожжённые ветрами, да взлелеянные памятливыми людьми липки и несколько берёзок. (5)Зато всюду на могилах железные памятники и оградки. (6)И уже по этому можно заключить, что в городе живут металлурги. (7)Среди множества захороненных на кладбище людей закопан и кусочек металла. (8)В войну мастер мартеновского цеха упал в шестидесятитонный ковш с металлом. (9)По древнему обычаю железоделателей, полагалось весь этот ковш вылить и схоронить, но шла война, и стране очень нужен был металл.

(10)Тогда почерпнули из огромного ковша маленький ковшичек стали и унесли на кладбище.

(11)Были здесь и такие могилы, возле которых люди опускали глаза и виновато проходили мимо. (12)Завалившиеся холмики, и над ними десятка два наспех сколоченных из досок и фанеры пирамидок и ни одного деревца. (13)Только несколько диких кустов шиповника ершились на этих могилах. (14)В июне они роняли сморщенные лепестки цветов на вымытый дождём камешник.

(15)Но однажды пришли школьники, комсомольцы, бывшие фронтовики и убрали жалкие пирамидки и сделали братскую могилу тем, кто умер от ран в госпиталях этого города. (16)Местный скульптор-самоучка слепил из глины памятник, и местные же заводские рабочие, всю жизнь варившие только чугун и сталь, своеручно сделали форму и отлили из чугуна фигуру солдата.

(17)Он стоял, горестно насупив брови, с каской в руке. (18)На спине у него топорщился не то вещмешок, не то плащ-палатка. (19)Он был неуклюжий, этот чугунный солдат. (20)Но сработан от всего сердца, и потому приняли его как родного, не замечая корявин.

(21)А принимали его не по акту.

(22)Наши женщины считают, что неоплаканная могила бывает только у сирот. (23)Ну, а всякий человек хочет, чтобы его родные даже после смерти не были одинокими.

(24)Усталые от выплаканных слёз, прижимая платки к глазам, женщины покидали кладбище. (25)Но вот одна из них свернула к чугунному бойцу, положила у подножия памятника несколько веточек вербы и тихо сказала:

(26)– Неоплаканные, неоцелованные вы, сыночки, и жесткато вам могила сиротская. (27)Где же это ваши матери-страдалицы? (28) — Она замолкла на минуту, и по лицу её сыпанули слёзы. (29) — Ведают ли, знают ли они, где ваш приют последний? (30)Могила моего Степанушки в болгарской стороне. (31)Пусть матери тамошние умягчат ему землю слезою своею, а я вас, милые, оболью, омою слезьми вдовьими…

(32)К голосу этой женщины присоединился второй:

(33)– Где ты, где ты похоронен, сокол ненаглядный, Пантелей ты мой, Иванович? (34)Есть ли у тебя могилка, у любезного? (35)Мягка ли тебе матерь-земля?..

(36)– Чьи вы, деточки, чьи вы? — уже спрашивал третий голос. (37)– А не видали ли вы сыночка мово? (38)Не встречали ли его в битве с ворогом? (39)Улетел, спокинул меня, горемышную, и не знаю-то я о нём малой весточки…

(40)Оградка, посреди которой стоял неуклюжий и всем родной человек, всё заполнялась. (41)Рос ворох верб возле памятника. (42)Не осталось уже места в оградке, и тогда женщины начали становиться возле неё на колени, и кланялись земле, и целовали её мокрыми от слёз губами, чтобы мягче и ласковей она была.

(43)…Каждую весну, когда засинеет в лесах снег и высвободит проталинки, когда распустится верба-веснянка, раздаётся плач на этом кладбище. (44)И всякий раз, когда я слышал его, этот плач, сердце останавливалось у меня, и думал я: если все женщины земли соберутся на солдатские кладбища, мир содрогнётся и падёт ниц перед этим горем.

(В. Астафьев)

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Память о войне. Ещё долго не стихнет боль в сердцах наших соотечественников от потерь и горьких утрат, потому что коснулась война каждого. Виктор Астафьев, бывший фронтовик, посвятил военной теме многие страницы своих произведений. И рассказ «Вербное воскресенье» тоже о памяти. Читая его, представляешь, что это сказ — много в нём народно-поэтической лексики: «сокол ненаглядный, горемышная, матерь-земля, в битве с ворогом». Наряду с этой лексикой автор использует (А) _______ («корявины» в предложении 20), а также (Б) _______ («омою» в предложении 31, «падёт ниц» в предложении 44). А такие синтаксические средства, как (В) ______ (предложения 2, 11, 15) и (Г) ______ (предложения 31, 33, 36), делают нас сопричастными описываемым в рассказе событиям».

Список терминов

  1. книжная лексика
  2. сравнение
  3. индивидуально-авторское слово
  4. парцелляция
  5. обращения
  6. вводные слова
  7. ряды однородных членов
  8. метафора
  9. метонимия

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)«Покажите, какие поёте вы песни, и я скажу, что вас ждёт впереди», — мог бы ответить тот, к кому обратились бы за судьбой народа. (2)Для этого не нужно быть оракулом.

(3)«…и я …

(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)За всё подростки брались сами. (3)Учились у взрослых и друг у д…

(1)Мы живём в век кризиса мировой совести. (2)Именно этим объясняется мировое неблагополучие.

(3)Но откуда взялась человеческая совесть? (4)Если исходить из эволюционного предполо…

НЕПРАВДА

(1)Генка очень любил смотреть фильмы, на которые дети до шестнадцати лет не допускались. (2)Он любил читать книги, на которых не было обозначено, для какого они возраста:…