Задание 26 из ЕГЭ по русскому языку: задача 63

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 3 мин. 19 сек.

(1)В вагоне метро на самом видном месте прилеплена рекламка: «(2)Призыв в армию? (3)Нет уж, спасибо! (4)За помощью обращаться по телефону…» (5)Ниже — рисунок: трогательный мальчуган, сидящий на горшке и не ведающий, какая опасность ожидает его по достижении призывного возраста. (6)Женщина лет сорока, моя ровесница, поставила сумку и старательно переписывает номер телефона в книжечку. (7)Она не хочет отдавать своего сына в солдаты. (8)Трудно осуждать её за это: один лишь кошмарный виртуальный образ современной Российской армии, творимый в телевизионном эфире, способен напугать кого угодно. (9)Да и жестокая реальность своё дело делает.

(10)Достаточно вспомнить русский фольклор, чтобы убедиться: настроение матери, провожающей сына в солдаты, всегда было далеко от лучезарного. (11)Да, с её стороны это всегда была жертва, но сознательная жертва, приносимая (красиво, чёрт возьми, выражались предки!) на алтарь Отечества. (12)Это была жертва чтимому божеству — оберегу и заступнику родного воинства! (13)Провожали со слезами — но зато как встречали победителя или просто достойно выполнившего ратный долг! (14)Сегодня многим, слишком многим, служба в армии кажется жертвой… Минотавру.

(15)Среди утрат последнего десятилетия есть одна, не всеми осознанная, но чреватая страшными последствиями утрата. (16)Я имею в виду постепенную утрату нашим обществом патриотического сознания. (17)Патриотизм — это иммунная система народа, а если прибегать к военным сравнениям, — кольчуга. (18)Когда в обществе ослабевает патриотизм, начинаются исторические болезни: смуты, самозванство, по-дурацки проигранные войны, презрение к ратному труду, экономическое запустение при наличии всех условий для процветания, приход во власть людей, которых и к весам-то в гастрономе нельзя подпускать — не то что к государственной казне. (19)Почему в конце XX века, когда те же американцы засовывают в свою ребятню патриотизм вместе с первой жевательной резинкой и вбухивают в воспитание державного сознания огромные деньги, мы оказались без кольчуги? (20)Причины уходят далеко в глубь российской истории. (21)Возьмём ближайшие… (22)Когда в борьбе за власть в Кремле «демократы» начали крушить СССР, советский патриотизм был обречён. (23)Само слово «патриотизм» стало ругательным, а один бард-шестидесятник даже назвал его «кошачьим чувством». (24)Более того, произошло нелепое разделение общества на «патриотов» и «демократов», а это примерно так же, как если делить население на рыжих и знающих иностранные языки.

(25)…Женщина вышла на «Кутузовской», спрятав блокнотик с заветным телефоном в сумку. (26)Она не виновата. (27)Она живёт в такое время, когда любить свою армию не принято. (28)Когда офицер, обвинённый в шпионаже, не стреляется, а продолжает служить. (29)Она живёт в странное время, когда принято восхищаться отважными израильтянками, служащими в воюющей армии, и насмехаться над российскими парнями, по повестке являющимися в военкомат. (30)Когда в Латвии судят партизана Великой Отечественной войны, судят именно за партизанское прошлое, а российская власть помалкивает. (31)Разруха, как справедливо заметил классик, — прежде всего в головах. (32)Ещё лет десять такой разрухи — и, вполне возможно, станция, на которой сошла моя ровесница, будет называться «Эйзенхауэровская».

(По Ю. Полякову)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Речи автора текста свойственна особая интонация, которая создаётся сочетанием, казалось бы, несовместимых в пределах одного текста языковых средств выразительности. Ю. Поляков, рассуждая о причинах утраты патриотизма в современном российском обществе, использует такие лексические средства выразительности, как (А) ______ («мальчуган» в предложении 5, «ребятня», «вбухивают» в предложении 19), и тут же книжные обороты и яркие тропы (Б) ______ («алтарь Отечества» в предложении 11, «служба в армии — это жертва Минотавру» в предложении 14, «патриотизм — иммунная система народа» в предложении 17). Особый эмоциональный настрой создаётся также синтаксическими средствами выразительности: (В) ______ (предложения 12, 13, 19) и (Г) ______ (предложения 27–28, 29–30)».

Список терминов:

  1. фразеологизмы
  2. метафора
  3. сравнение
  4. литота
  5. противопоставление
  6. риторические вопросы и восклицания
  7. разговорная лексика
  8. парцелляция
  9. эпитеты

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Все мы любили «классного», хотя нельзя сказать, чтобы очень уважали. (2)У нас была странная черта: мы уважали тех, кого боялись. (3)Тех, кто ставил нам «пары» или мог запросто о…

(1)Малодушие — это когда человек теряет себя в угоду другим. (2)Это зависимость от других, уступка им вопреки своей внутренней правде, против совести.

(3)Малодушный слаб душой. (4)…

(1)И вот пришёл в мою жизнь Павлик. (2)И у дворовых, и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик ведомым. (3)Это осталось с той поры, когд…

ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…