Регистрация Войти
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ
Готовься к ЕГЭ по персональному плану, следи за своим прогрессом, устраняй пробелы, выполняй квесты и получай награды
или
Войти через Вконтакте
Регистрируясь, я принимаю условия пользовательского соглашения
Русский язык
Математика
Обществознание
Физика
История
Биология
Химия
Английский язык
Информатика
География
ОГЭ

(1)Родители, семья, школа, все и всяческие коллективы дают человеку или недодаю…

Сложность:
Среднее время решения: 3 мин. 22 сек.

(1)Родители, семья, школа, все и всяческие коллективы дают человеку или недодают ему очень многое. (2)Но из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее — собственное сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего — к собственным действиям.

(3)Современники и потомки издавна помнили и чтили тех, кто упорным трудом самовоспитания определил свою судьбу, преодолев неблагоприятные условия. (4)Обратимся лишь к некоторым примерам из отечественной истории.

(5)В 1738 году в селе Дворянинове Тульской губернии в небогатой и незнатной дворянской семье родился Андрей Тимофеевич Болотов. (6)По обычаю того времени, он маленьким ребёнком, как Гринёв из повести Пушкина «Капитанская дочка», был записан в полк. (7)Дома его учили наставник из немцев и отец. (8)Но Болотов рано потерял родителей, и быть бы ему дворянским недорослем, если б он сам упорно не стремился к образованию. (9)В отцовском доме сохранилась хорошая библиотека. (10)Своими наставниками юный Болотов сделал книги. (11)Он изучал историю, географию, математику, фортификацию.

(12)Когда Болотову было семнадцать лет, его потребовали в полк. (13)Болотов участвовал в Семилетней войне. (14)Вот тут-то ему и пригодился немецкий язык, выученный в детстве. (15)Он стал военным переводчиком. (16)Походная жизнь и служебные обязанности оставляли немного времени для самообразования, но он использовал его без остатка: читал, переводил, продолжал изучать разные науки, среди них философию. (17)Около тридцати лет от роду Болотов вышел в отставку и вернулся в деревню. (18)Теперь он занялся ботаникой и медициной, агрономией — практически и теоретически. (19)Основал первый в России сельскохозяйственный журнал «Сельский житель». (20)С годами тяга к знаниям у Болотова не убывала. (21)Он увлёкся педагогикой и попробовал свои силы в драматургии. (22)Его мемуары «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков» — ценный памятник русской культуры и быта XVIII века.

(23)Вся долгая жизнь Болотова (он прожил до девяноста пяти лет!) — непрерывный труд самовоспитания. (24)Сколько раз мог бы он свернуть с однажды избранного пути, сослаться на неблагоприятные обстоятельства, судьбу или среду! (25)Но всю свою жизнь он был верен ещё в самой ранней юности намеченной цели — просвещаться и просвещать.

(26)Вспомним и Антона Павловича Чехова. (27)Люди, близко знавшие Чехова, вспоминают, что он не любил говорить о себе. (28)Не вёл он и дневника. (29)А его записные книжки — это короткие записи сюжетов, беглых впечатлений, характерных деталей, словечек или фамилий. (30)Записей, в которых отразились бы раздумья о себе, записей, проникнутых рефлексией, у Чехова в «Записных книжках» нет. (31)Именно поэтому внимание его биографов давно привлекли в письме к Суворину следующие строки. (32)«Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

(33)Разные это люди, разной была их жизнь. (34)Но во всех этих биографиях есть нечто общее — рано поставленная перед собой большая цель и самоотверженное стремление к ней. (35)Неблагоприятные обстоятельства никогда не служили для таких людей оправданием. (36)Самовоспитание и самообразование они начинали рано и продолжали всю жизнь.

(37)Важным условием самовоспитания они считали постоянный критический и требовательный самоанализ. (38)Самоанализ, то есть желание разобраться в своих мыслях, проверить свои поступки.

(39)Было время, когда самоанализ в нашей литературе считался признаком слабости, когда близкое к нему понятие «рефлексия» употреблялось в осудительном смысле в выражениях вроде «интеллигентская рефлексия» или «рефлектирующий интеллигент». (40)Это несправедливо. (41)Нельзя воспитать себя, не размышляя над самим собой — глубоко, тревожно, иногда мучительно.

(42)Рефлексия, то есть критическое осмысление своих мыслей и действий, неутомимая работа самопознания, — важнейшая сторона духовной жизни человека. (43)Великий греческий философ Сократ, если верить преданию, сказал: «Познай самого себя!» (44)Размышления о природе и необходимости самопознания проходят через труды и жизнь многих выдающихся мыслителей. (45)Вопрос «Быть или казаться?» — один из сложных и острых вопросов, которые задаёт себе человек, задумываясь о самом себе, о своём образе и поведении, входит в область рефлексии. (46)Людям, прошедшим путь упорнейшего самовоспитания, свойственно постоянно оценивать себя на этом пути, мысленно и на бумаге соотносить поставленные перед собой задачи.

(По С. Львову)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Во все времена человек не только постигал науки в учебных заведениях, но и занимался самовоспитанием и самообразованием. Биографии многих наших великих соотечественников тому подтверждение. С. Львов рассказывает нам об Андрее Тимофеевиче Болотове, вся жизнь которого — яркий пример «непрерывного труда самовоспитания». Другой, более известный нам соотечественник — Антон Павлович Чехов, занимавшийся самопознанием не только на страницах своих произведений. Рассказывая об их неустанном стремлении к самовоспитанию и образованию, автор текста прибегает к использованию (А) ______ (предложения 32, 43), (Б) ______ («рефлексия», «рефлектирующий интеллигент» в предложении 39, «духовная жизнь», «критическое осмысление», «самопознание» в предложении 42), (В) ______ («выдавливает из себя по каплям раба» в предложении 32, «путь самовоспитания» в предложении 46) и синтаксического средства (Г) ______ (предложения 1, 2, 11, 16 и др.)».

Список терминов:

  1. метафора
  2. восклицательные предложения
  3. анафора
  4. однородные члены
  5. сравнительный оборот
  6. парцелляция
  7. лексический повтор
  8. публицистическая лексика
  9. цитирование

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ

(1)Люди всегда благодарны тем, кто нашёл в себе мужество и силы совершить великое. (2)Человеческая память хранит имена героев и их свершения.

(3…

ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…

(1)Малодушие — это когда человек теряет себя в угоду другим. (2)Это зависимость от других, уступка им вопреки своей внутренней правде, против совести.

(3)Малодушный слаб душой. (4…

(1)В вагоне метро на самом видном месте прилеплена рекламка: «(2)Призыв в армию? (3)Нет уж, спасибо! (4)За помощью обращаться по телефону…» (5)Ниже — рисунок: трогательный мальчуга…