Задание 5 из ЕГЭ по литературе: задача 7
Г‑жа Простакова. Во‑первых, прошу милости всех садиться. Все садятся, кроме Митрофана и Еремеевны. Вот в чём дело, батюшка. За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы всё делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?
Стародум. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперёд, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.
Г‑жа Простакова. Всем наукам, батюшка.
Простаков. Всему, мой отец. (Вместе.)
Митрофан. Всему, чему изволишь.
Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например?
Митрофан (подаёт ему книгу). Вот, грамматике.
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та, покамест, существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» — прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Г‑жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?
Простаков. Каково, мой отец?
Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силён.
Милон. Я думаю, не меньше и в истории.
Г‑жа Простакова. То, мой батюшка, он ещё сызмала к историям охотник.
Скотинин. Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй. Мастер, собачий сын, откуда что берётся!
Г‑жа Простаков а. Однако всё-таки не придёт против Адама Адамыча.
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митр офан. Далеко ль? Какова история! В иной залетишь за тридевять земель, в тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г‑жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г‑жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный. Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почём знаю?
Г‑жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька, теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чём спрашивают.
Г‑жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г‑жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое?! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г‑жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он её и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г‑жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г‑жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.
(Д. И. Фонвизин, «Недоросль»)
Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.
Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте (с указанием авторов произведений) изображение жизни помещиков и их нравы. В чём схоже изображение жизни и нравов помещиков в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в «Недоросле» Д. И. Фонвизина?
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
........................................
Мужик стоял на валике,
Притопывал лаптишками
И, помолчав минуточку,
Прибавил громким голосом,
Любуясь на весёлую,
Ревущую толпу:
— Эй…
Приговор
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб…
И тогда великий Святослав
Изронил своё златое слово,
Со слезами смешано, сказав:
— О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не во-время напали,
Не с великой …