Задание 2 из ЕГЭ по литературе: задача 100
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид.
На сцене две скамейки и несколько кустов.
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку.
Кудряш и Шапкин прогуливаются.
Ку л и г и н (поёт). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» (Перестаёт петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу.
Ку д р я ш. А что?
Ку л и г и н Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.
Ку д р я ш. Нешто́!
Ку л и г и н. Восторг! А ты «нешто́!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.
Ку д р я ш. Ну, да, ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик.
Ку л и г и н. Механик, самоучка-механик.
Ку д р я ш. Всё одно.
Молчание.
Ку л и г и н (показывая в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
Ку д р я ш. Это? Это — Дико́й племянника ругает.
Ку л и г и н. Нашёл место! Ку д р я ш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нём и ездит.
Ша п к и н. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт.
Ку д р я ш. Пронзительный мужик.
Ша п к и н. Хороша тоже и Кабаниха.
Ку д р я ш. Ну, да та хоть, по крайности, всё под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!
Ша п к и н. Унять-то его некому, вот он и воюет!
Ку д р я ш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.
Ша п к и н. А что бы вы сделали?
Ку д р я ш. Постращали бы хорошенько.
Ша п к и н. Как это?
Ку д р я ш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шёлковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.
Ша п к и н. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.
Ку д р я ш. Хотел, да не отдал, так это всё одно что ничего. Не отдаст он меня, он чует носом-то своим, что я свою голову дёшево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.
Ша п к и н. Ой ли?
Ку д р я ш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.
Ша п к и н. Уж будто он тебя и не ругает?
Ку д р я ш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.
Ку л и г и н. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть.
Ку д р я ш. Ну, вот, коль ты умён, так ты его прежде учтивости-то выучи, да потом и нас учи. Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.
Ша п к и н. А то что бы?
Ку д р я ш. Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!
Проходят Дико́й и Борис. Кулигин снимает шапку.
Ш а п к и н (Кудряшу). Отойдем к стороне: ещё привяжется, пожалуй.
Отходят.
(А. Н. Островский, «Гроза»)
Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА |
А) Кудряш Б) Тихон В) Борис | 1) сбежит из города с Варварой 2) закончит жизнь самоубийством 3) будет отослан в Сибирь 4) обвинит Кабаниху в смерти Катерины |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Установите соответствие между типами персонажей и их определением: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТИП ПЕРСОНАЖЕЙ | ОПРЕДЕЛЕН… |
Установите соответствие между формами эпоса и примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМА ЭПОСА | ПРИМЕРЫ |
А) Малая фор… |
Все это представилось до того отчетливо и ясно, что вдруг ему страстная охота пришла: «Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!» Но едва он подумал об этом, как опять …