Регистрация Войти
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ
Готовься к ЕГЭ по персональному плану, следи за своим прогрессом, устраняй пробелы, выполняй квесты и получай награды
или
Войти через Вконтакте
Регистрируясь, я принимаю условия пользовательского соглашения и даю свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с положением об обработке персональных данных

Типовая задача №1 (проза)

Теория к заданию 1 из ЕГЭ по литературе

Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы

Основные направления литературы

Классицизм (конец XVII – нач. XIX вв.) Правило «трех единств»: места, времени и действия (для драматических произведений); утверждение в произведениях положительных ценностей и государственного идеала Д.И. Фонвизин «Недоросль», Г. Державин «Памятник»
Сентиментализм (вторая половина XVIII в.) Главенство чувства над разумом; интерес к внутреннему миру героев Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Романтизм (конец XVIII — первая половина XIX вв.) Противопоставление мечты и действительности; мотив одиночества; изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах. В. Жуковский «Море», «Светлана»; ранние произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, поэмы «Мцыри», «Песня про купца Калашникова»; М. Горький «Старуха Изергиль»
Реализм (XIX век) Изображение типической личности в типических обстоятельствах А.С. Грибоедов «Горе от ума»; А.С. Пушкин «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор»; А.Н. Островский «Гроза»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; А.П. Чехов рассказы, «Вишневый сад»; И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»; М. Горький «На дне»; М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»; А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
Модернизм (XX век)
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Поиск нового стиля; внимание к форме А.Блок, О. Мандельштам, А. Ахматова, В. Маяковский


Роды литературы

Эпос Объективное описание событий и характеров Н.В. Гоголь «Мертвые души», И.А. Гончаров «Обломов», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Лирика Изображение внутреннего мира человека, мыслей, чувств; имеет особую языковую организацию (рифму, ритм, размер) М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно», С.А. Есенин «Письмо матери»
Драма Произведение предназначено для постановки на сцене; состоит из монологов, диалогов, авторских ремарок М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно», С.А. Есенин «Письмо матери»
Лиро-эпос (лиро-эпический) Произведение в стихотворной форме, в котором сочетаются эпическое и лирическое изображение жизни А.С. Пушкин «Медный всадник», М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Жанры литературы

Эпические жанры

Рассказ И. Бунин «Чистый понедельник»
Повесть Н.В. Гоголь «Шинель», В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
Роман М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Роман-эпопея Л.Н. Толстой «Война и мир»td>

Лирические жанры

Лирическое стихотворение А.С. Пушкин «Деревня», М.Ю. Лермонтов «Родина»

Драматические жанры

Комедия Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.П. Чехов «Вишневый сад»
Трагедия А. С. Пушкин «Борис Годунов»
Драма А. Н. Островский «Гроза»

Лиро-эпические жанры

Поэма Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Роман в стихах А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Легенда Жанр несказочной прозы в фольклоре, непосредственное повествование о фактах реальной действительности, содержащих элементы героики и фантастики. («Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»)
Сказ Форма повествования, которая основана на имитации речевой манеры рассказчика, представляющего определённую общественно-историческую, сословную, профессиональную группу (Н.С. Лесков «Левша»)

Поэтика (теория литературы, основные понятия)

Тема - то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

Тематика - круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.

Сюжет - система событий, изображённых в произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к представленным жизненным явлениям.

Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения.

Композиция - совокупность средств и приёмов, которые использовал автор для построения произведения, раскрытия и организации образов.

Конфликт - столкновение позиций, интересов персонажей, движущая сила действия, определяющая сюжет от завязки противоречий к их разрешению; острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет.

Мотив - формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)

Символ - многозначный, иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни, смысл которого выходит за пределы предметного значения

Время (художественное время) - категория художественного бытия героев (наряду с пространством), вымышленное время действия в произведении. Может быть искусственно растянуто, отзеркалено, циклично.

Художественное пространство - место действия произведения, является основной характеристикой художественного бытия героев.

Рассказчик - условный образ, от лица которого ведётся повествование в произведении.

"Маленький человек" - тип литературного героя, объединяющий в себе некоторые общие признаки: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищенность, что обуславливает особенность их психологии и сюжетную роль (Акакий Акакиевич Башмачкин, Евгений («Медный всадник»)

Композиция произведения

ЭкспозицияОбрисовка персонажей, времени и места перед началом действия
ЗавязкаИсходный эпизод, момент, определяющий последующее развёртывание действия; фрагмент, в котором намечается конфликт.
Развитие действияРазвитие сюжета произведения
КульминацияМомент наивысшего напряжения в развитии действия
РазвязкаЗаключительный эпизод; завершение конфликта
ЭпилогЗаключительная часть произведения, рассказывающая о дальнейшей судьбе героев после изображённых событий

"Авторские отступления" - композиционно-стилистический приём, который позволяет писателю в открытой форме высказать личные суждения по различным вопросам

Художественные средства создания образов (портрет, пейзаж, речевая характеристика и пр.), формы речи

ПортретОписание внешности (Это был человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с чёрной бородой чуть не по пояс; вышла из-за перегородки растеплённая, с пеленой слезы в неярких своих глазах).
ИнтерьерОписание обстановки помещения, где живёт герой произведения; служит для социальной и психологической характеристики персонажа.
ПейзажИзображение природы
(Кто видеть мог? Лишь тёмный лес
Да месяц, плывший средь небес!
Озарена его лучом,
Покрыта мохом и песком,
Непроницаемой стеной
Окружена, передо мной
Была поляна)
Речевая характеристикаИспользование элементов книжной речи или просторечий, профессионализмов для характеристики героя.
Просторечия (разговорные слова)Слова, не соответствующие литературной норме, принадлежащие к сниженной разновидности разговорного языка. (Завсяко-запросто, помирай, колотной, житёнки, куды др.)
Говорящая фамилияФамилии, отражающие особенности характеров и мировоззрение персонажей (Простакова, Скотинин, Правдин, Стародум, Башмачкин, Кутейкин, Вральман, Цыфиркин)
ПсихологизмСпособ раскрытия особенностей внутренней жизни героев, её динамики, смены душевных состояний (Глухой крик исторгает Григорий и просыпается, сроду в жизни не испытывал такого страха, сколько ни приходилось бывать в переплётах!)
Деталь (художественная деталь)Элемент художественного образа, несущий смысловую и эмоциональную нагрузку; выразительная подробность, служащая для характеристики персонажа (Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель)

Формы речи

Монолог - развернутое законченное высказывание одного героя, обращённое к слушателю и не зависящее от реплик других персонажей (монолог Кулигина, рассуждения Чичикова)

Диалог - обмен репликами двух людей.

Реплика - ответные слова в диалоге.

Ремарка - авторское пояснение пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе, указание на жесты, мимику, темп речи, паузы, обстановку действия, сопровождающее действие на сцене (например, входит Трофимов в поношенном студенческом мундире, в очках, смеётся; глядя в сторону, молчание).

Виды комического

ЮморДобрый смех, незлобная насмешкаРассказы А. П. Чехова, В. М. Шукшин
ИронияСкрытая насмешка в речи повествователя В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. (А.С. Пушкин)
СатираБеспощадное осмеяние общественно вредных явлений и человеческих пороков.Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина, поэма Н.В. Гоголя
СарказмГневная, язвительная, открытая насмешка над изображаемым Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. Маяковский)

Язык художественного произведения (тропы и фигуры речи)

Синтаксические средства

Риторический вопросВопрос, не предполагающий ответа и усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания; скрытое утверждениеНе так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
(А.С. Пушкин «Медный всадник»)
Риторическое восклицаниеЭмоциональное утверждение, передающие эмоциональное состояние герояМеж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
(Н. Некрасов)
Риторическое обращениеУсловное обращениеА вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов...
(М. Лермонтов)
ПовторПовтор одинаковых слов для усиления смысла высказыванияЖить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего (Ф.М. Достоевский)
АнафораПовтор начального слова в нескольких смежных строках Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих. (В. Высоцкий)
ЭпифораПовтор слов в конце строк или смежных отрезков речиФестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, <…> везде фестончики (Н.В. Гоголь)
ИнверсияНарушение привычного порядка слов в предложенииИ даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё неясно различал.
(А.С. Пушкин)
ГрадацияРасположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимостиБарина холить, беречь, ублажать.
(Н. Некрасов)
Антитеза (контраст)ПротивопоставлениеОни сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой
(А.С. Пушкин)
ПараллелизмОдинаковое синтаксическое построение предложенийСпит животное Собака,
Дремлет птица Воробей… (Н. Заболоцкий)
УмолчаниеНамеренный пропуск части предложения, имитация прерывистой речиИ эту секунду
бенгальскую,
громкую
Я ни на что б не выменял, —
я ни на...
(В. Маяковский «Облако в штанах»)

Фонетические приемы

АллитерацияПовтор согласныхВот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою
(В. Жуковский)
АссонансПовтор гласных звуковЖиви, да будет лик твой тих
И чист, как той весною ранней,
Среди оставшихся в живых
Воспоминаний
Поминаний;
Перед весной бывают дни такие,
И дома своего не узнаёшь
(В. Соколов)

Изобразительно-выразительные средства (тропы)

ЭпитетОбразное определениеУмный, робкий, наблюдательный, естественный взгляд. (Л.Н. Толстой)
МетафораПеренос свойств одного предмета или явления на другие по сходству или аналогииНаша пыль тебе глаза выест. (И.С. Тургенев)
МетонимияПеренос наименования по смежностиТорговал только рынок. (И. Бунин)
СинекдохаОбозначение части вместо целого«Дожить до седых волос» вместо «дожить до старости»
ОлицетворениеОдушевление неодушевлённых понятий Холодная дрожь прошла было по её телу. (Ф.М. Достоевский)
СравнениеСопоставление двух предметов по общему признакуПорой в ущелии шакал
Кричал и плакал, как дитя. (М.Ю. Лермонтов)

Пухлые руки, как сахар, белы. (Н. Некрасов)
ГиперболаНамеренное преувеличение предметов и явлений действительности для усиления художественного впечатленияДьявол был громаден, как утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный. (И. Бунин)
ЛитотаНамеренное преуменьшениеВаш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… (А.С. Грибоедов)
ПерифразЗамена слова описательным выражениемТвоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола. (А. Блок)
ОксюморонСоединение несовместимых понятий, противоречащих друг другуГрешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной причёской. (И. Бунин)
АллегорияИзображение отвлечённой идеи через конкретный образЦарский листвень не шелохнулся в ответ. Чуть склонившись, он, казалось, строго и внимательно смотрел на нижний край острова, где стояли материнские леса. (В. Распутин)

Лексические средства

ТавтологияИспользование близких по значению, однокоренных слов, создающих смысловую избыточностьИ никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку… (И. Бунин)
Книжные слова (устаревшие слова)Слова, вышедшие из употребления или имеющие аналог в современном русском языкеЛаниты, уста
Практика: решай 1 задание и тренировочные варианты ЕГЭ по литературе