СССР в 1985-1991 годы. Перестройка М.С. Горбачева. Распад СССР

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980‑х гг. Перестройка и гласность. Формирование многопартийности

Последние годы застоя. Приход к власти М. Горбачёва

К середине 1980‑х гг. кризис социалистической системы стал очевиден. Он проявлялся в экономике, политике, социальной сфере, влиял на морально-психологическое состояние общества. Авторитет руководства страны катастрофически падал. Перед партийно-бюрократической элитой реально встал вопрос о сохранении своей власти. Попытки реанимировать систему силовыми методами, предпринятые Ю. Андроповым (ноябрь 1982 — февраль 1984), себя не оправдали. Назначение генеральным секретарём тяжелобольного К. Черненко только усугубило кризисные явления.

В марте 1985 г., после смерти К. Черненко, вновь стал актуальным вопрос о его преемнике как главы партии и государства. Избрание в апреле 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачёва ознаменовалось переходом к политике, направленной на радикальное обновление общества. Михаил Горбачёв (род. 1931) — государственный, политический и общественный деятель. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Единственный Президент СССР. Инициатор политики перестройки.

Перестройка — попытка реконструкции социалистической системы в СССР в 1985–1991 гг. на основе развития политического плюрализма, гласности, внедрения рыночных отношений и нового подхода к проблемам национально-государственного устройства. Несмотря на добрые намерения, реформаторам так и не удалось создать чёткую концепцию новой политики, что стало одной из основных причин её краха в будущем.

Попытки модернизации советской экономики

На апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС был декларирован курс на ускорение социально-экономического развития СССР. Реформы в сфере народного хозяйства предполагали создание экономики смешанного типа, которая бы сочетала как элементы государственного регулирования, так и частную инициативу. Государственные предприятия переводились на хозрасчёт и самофинансирование. Этими мерами предполагалось остановить падение темпов экономического роста, добиться широкого внедрения в различные отрасли народного хозяйства достижений НТР, развивать материальные стимулы производства, усовершенствовать структуру управления хозяйством.

12 июля 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О внедрении новых методов хозяйствования и усиления их влияния на ускорение научно-технического прогресса». Это базовое постановление предоставило возможность принять целый ряд законодательных актов, которые конкретизировали экономические реформы.

19 ноября 1986 г. был издан Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». С целью расширения частного сектора в экономике допускалось создание кооперативов для производства товаров народного потребления (февраль 1987). Кооператив — экономическое предприятие, основанное на совместной деятельности и взаимопомощи его членов. Это позволило легализовать многие предприятия, ранее относившиеся к теневой экономике (система производства, действующая нелегально, с нарушениями существующего законодательства). Однако реформы первых лет перестройки не стали переходом к экономическим методам руководства. Благодаря им удалось достичь лишь частичного ограничения администрирования. Так как сохранялась государственная собственность на средства производства и монопольное положение государственных производителей, на практике это вылилось в рост цен и снятие с производства нерентабельной продукции. Кооперативы облагались огромным налогом (свыше 40 %). К 1988 г. кооперативы и индивидуальные хозяйства составляли чуть более 1 % от общего количества предприятий в СССР.

Несмотря на то, что большинство начинаний советского руководства не произвело должного эффекта из-за громоздкости создававшейся годами командно-административной системы, в начале 1987 г. было решено перейти ко второму этапу реформирования (реформа Н. Рыжкова — Л. Абалкина). Её суть сводилась к расширению хозяйственной самостоятельности предприятий. В связи с этим ключевое значение имел закон «О государственном предприятии» от 8 августа 1987 г., который перераспределил полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Тем не менее, данный акт не отменял обязательный государственный заказ и регулирование поставок сырья и комплектующих материалов, что ограничивало свободу деятельности предприятий. Начали проводиться выборы директоров предприятий. Рабочие в законодательном порядке получили право на забастовки.

Третьим этапом реформ стала попытка перехода к регулированной рыночной экономике (1990–1991). Суть реформы состояла во внедрении под контролем государства рыночных механизмов. Острые дискуссии велись в отношении методов и темпов перехода к рыночной экономике. Экономисты С. Шаталин и Г. Явлинский предлагали методы «шоковой терапии». Их программа стала известна под названием «500 дней». Руководство страны настаивало на проведении более поступательных преобразований. В итоге ни одна из программ не была реализована в полной мере. Правительство В. Павлова (январь — август 1991 г.), оказавшись не способным осуществить кардинальные реформы, ограничилось лишь рядом мер конфискационного характера: были заморожены вклады в сберкассах, введён 5% налог с продаж, цены подскочили на 50–70% и т. д. Всё это не могло привести к улучшению экономического положения в стране.

С 1990 г. было узаконено создание малых предприятий, совместных предприятий, акционерных обществ, коммерческих банков. Но в большинстве случаев их возглавляли бывшие государственные руководители и партийные функционеры. Несовершенство законодательной базы, обслуживавшей интересы предпринимателей, открыло массу возможностей для криминальных структур, очень быстро приобретавших организованные формы. В повседневный обиход советских людей вошли такие понятия, как «коррупция», «рэкет».

Однако ускоренный перевод экономики на новые методы хозяйствования не только не привёл к позитивным изменениям экономической ситуации, но из-за половинчатости, непродуманности многих реформ как, к примеру, антиалкогольная кампания, начатая в мае 1985 г., которая привела к уничтожению 265 тыс. га виноградников, потери товарооборота составили около 89 млрд руб. Ощущалось недостаточное финансирование многих реформ. У населения скапливались значительные суммы денег. Из-за инфляции, которая с 1989 г. приобрела практически неконтролируемый характер, предприятия при взаиморасчётах всё чаще использовали безденежный товарообмен, отказывались от государственных заказов, стремясь реализовать свою продукцию на внешнем рынке. Аналогичные процессы имели место и в сельском хозяйстве. Колхозы и совхозы не хотели продавать государству продукцию. Для них куда выгоднее представлялось устанавливать непосредственные контакты с предприятиями, переходя на натуральный обмен (бартер). В результате, даже высокая урожайность не стала залогом отсутствия продовольственных проблем конца 1980-х гг. Основные продукты питания распределялись по талонам.

Отсутствие результатов у большинства экономических реформ эпохи перестройки объяснялось и рядом субъективных факторов. С середины 1980-х гг. на мировом рынке началось падение цен на нефтепродукты, являвшиеся ключевой статьёй советского экспорта. Следствием этого стало сокращение поступлений валюты и уменьшение импорта, что негативно сказалось на состоянии потребительского рынка. Ситуация ещё более осложнилась из-за масштабной экологической катастрофы, произошедшей вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. Значительных средств потребовала ликвидация последствий землетрясения 1988 г., практически полностью уничтожившего несколько армянских городов (Спитак, Ленинакан, Кировакан и др.).

К началу 1990 х гг. стало очевидным, что ситуация требовала не просто отдельных реформ, а смены всей существовавшей экономической модели. Действительно, в 1990–1991 гг. советский социально-экономический строй приближается к капитализму: происходит легализация частной собственности, появляются фондовый и валютный рынки, кооператоры превращаются в бизнесменов западного типа. Но в тоже время массово закрываются государственные предприятия, разоряются колхозы и совхозы. Общество сталкивается с такими явлениями, как массовое обнищание и рост безработицы.

Перестройка и гласность. Формирование многопартийности

Приступив к реформированию экономики, партийное руководство во главе с М. Горбачёвым вскоре осознало и необходимость незамедлительных изменений в политической сфере. Они происходили под лозунгами: плюрализм, гласность, демократия.

Прежде всего состоялось кардинальное обновление и омоложение партийного руководства. Секретарями ЦК стали Б. Ельцин и Л. Зайков. За кадровую и идеологическую работу в руководстве партии отвечал Е. Лигачёв, министром иностранных дел назначили Э. Шеварднадзе, Главой Верховного Совета — А. Громыко, а Совет министров возглавил Н. Рыжков. Эти люди стали олицетворением нового политического курса СССР.

На XXVII съезде КПСС (февраль – март 1986 г.) в партийную программу были внесены изменения. Из неё изъяли тезис о «построении коммунизма», заменив его курсом на «совершенствование социализма». В экономической части ставилась задача к 2000 году в два раза увеличить экономический потенциал СССР и каждой семье выделить отдельное жильё.

Одной из важнейших его составляющих была гласность. Впервые публично инициативу развития гласности и демократизации общества М. Горбачёв озвучил на январском пленуме ЦК КПСС 1987 г. Эта политика предполагала ослабление цензуры, возможность широкого доступа к различным источникам информации. Начало открытым дискуссиям с партийной трибуны положил Б. Ельцин, в октябре 1987 г. жёстко раскритиковавший работу секретариата ЦК, концентрацию всей полноты государственной власти в руках небольшой группы партийных лидеров. После своего выступления Б. Ельцин заявил о своей добровольной отставке с должности первого секретаря Московского горкома партии. С этого момента началось противостояние М. Горбачёва и Б. Ельцина, длившееся до распада Советского Союза. Широкий резонанс имела публикация в газете «Советская Россия» от 13 марта 1988 г. письма Нины Андреевой, преподавателя химии из Ленинграда, — «Не могу поступиться принципами». Оно отражало взгляды консервативной части Политбюро во главе с Е. Лигачёвым. Однако остановить процессы, запущенные перестройкой, было уже очень сложно.

Возобновился приостановленный в брежневские времена процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. 6 мая 1987 г. в Москве состоялась первая несанкционированная демонстрация, проведённая некоммунистической организацией — обществом «Память». В сентябре 1987 г. начала работу комиссия Политбюро ЦК КПСС во главе с А. Яковлевым, которая занималась вопросами реабилитации. В конце 1987 г. для верующих был открыт доступ к Оптиной пустоши и Толгскому монастырю, в 1988 г. состоялся ряд публичных мероприятий, посвящённых 1000-летию принятия Русью христианства. Это стало свидетельством изменений в религиозной политике государства.

Изменилось отношение к диссидентам. Многие из них возвращались из эмиграции и мест заключения, восстанавливались в политических и гражданских правах. В 1990 г. был принят закон «О прессе», декларировавший свободу СМИ и отказ от цензуры. Большой популярностью у читателей пользовались газеты «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Московские новости», журнал «Огонёк». Внимание сотен тысяч телезрителей приковывало первое ток-шоу на советском телевидении — программа «Взгляд», регулярно выходившая в эфир с октября 1987 г.

Политика гласности способствовала активизации национальных движений в республиках (Народный Рух на Украине, Саюдис в Литве, Народные фронты в Латвии и Эстонии и др.) и создала предпосылки перехода к политическим преобразованиям.

Ключевую роль в политическом переустройстве общества сыграла XIX партийная конференция (июнь 1988), на рассмотрение которой был вынесен проект конституционной реформы. В этом же году принятием Закона «О выборах народных депутатов СССР» были заложены основы многопартийности в политической жизни. Большинство новых политических партий создавалось на основе неформальных объединений, часть из которых появилась ещё в период «застоя» и действовала нелегально.

Весной 1989 г. состоялись первые выборы на альтернативной основе участников Съезда народных депутатов СССР, который начал свою работу 25 мая 1989 г. Среди народных депутатов, помимо традиционных представителей номенклатуры, появились и сторонники системных преобразований, как в экономической, так и политической жизни: А. Сахаров, Г. Попов, Б. Ельцин, А. Собчак, Ю. Афанасьев и др. Но, учитывая сохранение монополии на власть КПСС, на том этапе Съезд реально влиял только на общественное мнение. Съезд принял постановление «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР». С целью повышения эффективности руководства реформационным процессом учреждался пост президента СССР, на который 14 марта 1990 г. был избран М. Горбачёв.

Свидетельством развития демократических процессов стал Указ Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении советского гражданства ряда политэмигрантов, в том числе Г. Вишневской, М. Ростроповича, В. Войновича. 14 ноября 1989 г. ВС СССР принял «Декларацию о признании незаконными и преступными всех репрессивных актов против народов, подвергнутых насильственному переселению, и безусловном восстановлении их прав». На ІІ съезде народных депутатов СССР (декабрь 1989) впервые были опубликованы секретные дополнительные протоколы к пакту Молотова — Риббентропа 1939 г.

Прошедшие в 1990 г. выборы народных депутатов РСФСР, УССР и БССР принесли успех демократическим силам. Советы двух крупнейших городов страны — Москвы и Ленинграда — возглавили Г. Попов и А. Собчак, представлявшие лагерь демократов-реформаторов. В марте 1990 г., в ходе работы ІІІ съезда народных депутатов, из Конституции СССР была изъята одиозная 6-я статья — о руководящей роли КПСС в советском обществе. Это решение заметно ускорило формирование многопартийности.

Общедемократических ценностей придерживались Аграрная, Крестьянская, Народная, Республиканская партии. Большинство партий на том этапе поддерживали идею необходимости построения смешанной экономики, а преодоление кризиса видели в проведении реформ сверху. Идейный кризис в рядах КПСС привёл к возникновению ряда новых партий социалистической направленности: Коммунистическая партия РСФСР (предтеча КПРФ), Российской партии коммунистов, Российской коммунистической рабочей партии и др. Правый фланг политического спектра был представлен силами, имевшими национально-патриотическую ориентацию (Республиканская народная партия России, Либерально-демократическая партия).

Перестроечную эйфорию сменило всеобщее разочарование, неуверенность в завтрашнем дне. Это подогревало массовые антикоммунистические и антисоветские настроения. К 1990 г. идея «совершенствования социализма» становится неактуальной. Повсеместно стали звучать призывы к построению демократии и рыночной экономики капиталистического типа.

На І съезде народных депутатов РСФСР (16 мая — 12 июня 1990) Главой Верховного Совета РСФСР избрали Б. Ельцина. Настало время «парада суверенитетов» республик, что продемонстрировало неспособность старой партийной верхушки предложить обществу достойную альтернативу и вызвало «войну законов» между республиками и союзным Центром.

«Новое политическое мышление»

Политика перестройки, начавшаяся в СССР в середине 1980‑х гг., существенно повлияла на характер международных отношений. М. Горбачёв был сторонником «нового политического мышления», которое подразумевало взаимный отказ главных фигурантов холодной войны от продолжения гонки вооружений; установление диалога Восток — Запад; разрешение локальных конфликтов исключительно дипломатическими методами; отказ СССР от силовой поддержки просоветских режимов в странах социалистического блока. Эта политика признавала многообразие и целостность мира. Окончательно новая концепция советской внешней политики была сформулирована М. Горбачёвым в декабре 1988 г. во время выступления на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, подчёркивавшим приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми.

С середины 1980‑х гг. регулярно стали проводиться советско-американские переговоры на высшем уровне. Состоялись встречи М. Горбачёва и Р. Рейгана в Женеве (1985) и Рейкьявике (1986). В итоговых протоколах говорилось о недопустимости ядерного конфликта, в котором не может быть победителей. В результате были подписаны договоры об уничтожении на территории Европы ядерных ракет среднего и малого радиуса действия (8 декабря 1987), а также об общем сокращении стратегических вооружений.

Во время встречи на о. Мальта с президентом США Д. Бушем-старшим в конце 1989 г. М. Горбачёв выступил с инициативой о том, что СССР не будет рассматривать США в качестве своего потенциального противника. В свою очередь американский президент гарантировал, что Соединённые Штаты в будущем не будут представлять угрозу для безопасности СССР. В июле 1991 г. состоялось подписание Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Другим важным аспектом советско-американского сотрудничества стало налаживание взаимовыгодных контактов в гуманитарной и экономической сферах.

Потепление отношений с США, выведение советских войск из Афганистана в феврале 1989 г. благоприятно отразились и на связях с ведущими европейскими государствами: Великобританией, ФРГ, Францией. В июле 1990 г. СССР поддержал идею объединения ФРГ и ГДР, не возражая против членства единой Германии в НАТО. 12 сентября 1990 г. состоялось подписание Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии. В этом же году при участии СССР была достигнута договорённость о сокращении обычных видов вооружений в Европе. Советский Союз стал членом Международного валютного фонда (МВФ).

Произошла нормализация отношений со многими странами Юго-Восточной и Южной Азии. В 1989 г. М. Горбачёв осуществил визит в Китай, что способствовало восстановлению в полном объёме советско-китайских межправительственных связей и скорейшему разрешению всех спорных вопросов. В апреле 1991 г. М. Горбачёв посетил Японию. Во время визита в центре внимания сторон оказались условия подписания мирного договора и интенсификации межгосударственных контактов. Советская сторона официально признала наличие территориальных споров с Японией, порождённых изменениями границ после завершения Второй мировой войны. В это же время устанавливаются дипломатические отношения с Южной Кореей и восстанавливаются с Израилем.

Распад мировой социалистической системы

Изменилось и отношение Советского Союза к своим восточноевропейским партнёрам. М. Горбачёв дал понять своим восточным партнёрам, что СССР не собирается продолжать действовать в рамках «доктрины Брежнева». Начался вывод советских воинских контингентов из стран Восточной Европы, что привело в 1989–1990 гг. к череде «бархатных революций» (процесс ненасильственного реформирования социалистических режимов в странах Восточной Европы), в результате которых на смену местным коммунистическим режимам пришли представители демократической оппозиции, начались реформы в духе рыночной экономики.

Эти изменения поставили под сомнение целесообразность существования Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи, которые были распущены летом 1991 г. Это привело к значительному сокращению экономических контактов СССР со странами Восточной Европы. Их доля во внешнеторговом обороте к началу 1990‑х гг. сократилась с 52 % до 16 %.

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!