Образование единого Российского государства во второй половине XV века. Период правления Ивана III

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства

В целом процесс объединения вокруг Москвы северо-восточных русских княжеств был завершён Иваном ІІІ Васильевичем (1462–1505). Он был известен как расчётливый, удачливый, осторожный и дальновидный государственный деятель. Одновременно, как и многие политики той эпохи, Иван ІІІ не брезговал коварством и интригами. Ему удалось последовательно подчинить Ярославское (1468), Ростовское (1474) и Тверское княжества (1485), Вятскую землю (1489), важную в промысловом отношении, а также ликвидировать Новгородскую республику.

Новгород на протяжении большей части XV в. оставался одним из главных политических и экономических конкурентов Москвы в русских землях. Первое крупное поражение новгородцев произошло ещё в 1456 г., после чего они были вынуждены отказаться от ряда прежних вольностей. В Яжелбицах было заключено соглашение, лишавшее Новгород права на самостоятельную внешнеполитическую деятельность. Но соблюдался этот договор недолго.

Объединительная деятельность московских князей пугала новгородских бояр, опасавшихся потерять свои привилегии, что подтолкнуло их в начале 1470‑х пойти на сближение с Великим княжеством Литовским (ВКЛ). Инициатором установления контактов с ВКЛ стала влиятельная антимосковская группа, которую возглавила вдова главы города Марфа Борецкая и её сыновья.

В ответ на это, уже в 1471 г. Иван ІІІ, обвинив бояр в предательстве православия, пошёл походом на Новгород и разбил новгородское ополчение в битве на р. Шелони. Новгородцы количественно превосходили противную сторону, но в бой шли неохотно; москвичи же, напротив, по свидетельству летописцев, сражались «как львы» и, заставив противника бежать, преследовали его более двадцати вёрст. Эти события привели к росту промосковских симпатий среди новгородцев. Иван III решил использовать выгодный для него момент. Осенью 1475 г. он нанёс визит в Новгород. Для укрепления позиций своих сторонников князь обратился к праву суда. Часть местных бояр была обвинена в предательстве и вывезена в Москву для окончательного разбирательства. Неудивительно, что все они относились к силам, враждебно настроенным к Ивану III. Таким образом, московскому князю удалось ослабить позиции своих противников, одновременно утвердив за собой имидж справедливого правителя.

Окончательное присоединение произошло в 1478 г. Символом подчинения Новгорода стала перевозка в Москву новгородского вечевого колокола. Все новгородские владения перешли под контроль Москвы. Городом управляли московские наместники, но он всё же сохранял отдельные привилегии (право на контакты со шведами, отказ от привлечения новгородцев к охране южных границ), которые полностью были ликвидированы лишь при Иване IV Грозном. Покорение Новгорода ускорило и процесс поглощения Тверского княжества, земли которого находились в окружении московских владений. Поводом для войны стал союз тверского князя с Казимиром IV. Не располагая поддержкой населения и боярства, тверской князь оказался не способен на сопротивление и бежал к своему литовскому союзнику.

Вхождение в состав Московского государства новгородских, вятских и пермских земель, населённых нерусскими народами севера и северо-востока, привело к заметному расширению его многонационального состава.

При правлении Ивана ІІІ был составлен памятник русского феодального права — Судебник 1497 года, состоявший из 68 статей и представлявший наиболее полный на тот момент свод законов Русского государства. В нём ограничивались привилегии бояр, монастырей и церковных лиц при рассмотрении дел; изменялась система комплектования войска: отныне оно состояло из дворян-помещиков. Данный свод законов отразил усиление роли центральной власти в государственном устройстве и системе судопроизводства.

В 1503 г. несколько западнорусских княжих родов (Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские) разорвали отношения с ВКЛ и признали верховенство Москвы.

Позже, при Василии ІІІ (1505–1533), влияние Москвы было распространено на Псков (1510). По приказу московского князя около 300 родов наиболее зажиточных псковичей выселили из города. Их место заняло такое же число переселенцев из московских городов. Вече было распущено. Управление Псковом перешло в руки московских наместников.

Следующим городом, попавшим под влияние Москвы, стал Смоленск (1514), в честь чего в Москве был воздвигнут Новодевичий монастырь, где поместили икону Смоленской богоматери, которая считается защитницей западных границ Руси, и Рязань (1521). Благодаря деятельности Ивана ІІІ и Василия ІІІ Московское княжество превратилось в крупнейшее государство в Европе, но всё ещё недостаточно централизованное.

Становление органов центральной власти

Складывается система центрального и местного управления. Во главе государства — великий московский князь. Князья тех земель, что переходили к Москве, приобретали статус бояр московского государя («обояривание князей»). Сами княжества именовались уездами и находились под управлением наместников из Москвы.

Начиная с Ивана ІІІ, московских князей стали величать «Государи всея Руси», а в отношении русских земель всё чаще стали употреблять название «Россия». Росту авторитета великокняжей власти способствовал и факт женитьбы Ивана ІІІ на племяннице последнего императора Византии — Софьи (Зое) Палеолог. Гербом государства стал двуглавый орёл, также заимствованный у Византийской империи.

В начале XVI в., в годы правления Василия ІІІ, появляется идеологическая формула московского самодержавия, согласно которой Москва являлась преемницей Византии — третьим Римом. Согласно этой формуле, исторический процесс трактовался как смена мировых царств. После падения Римской империи — первого Рима, погибшего из-за распространения ереси, пришло время второго Рима — Константинополя, но и он при- шёл в упадок вследствие унии с католиками. И лишь третий Рим — Москва, как оплот истинного христианства, будет существовать вечно.

Центральными органами власти были Боярская дума, Дворец (ведал личными землями великого князя, стал основой для формирования русского дворянства) и Казна (государственная канцелярия, занималась финансовыми вопросами). Боярская дума (5–12 бояр и не более 12 окольничих) — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. Самостоятельной роли не играла, являясь совещательным органом, поддерживала все действия великого князя, составляя совместно с ним единую верховную власть. Бояре были заинтересованы в усилении власти князей и дальнейшей централизации государства, со временем став одной из главных опор самодержавной власти.

Формируется система приказов (министерств). Приказы — органы центрального государственного управления в Русском государстве, отвечавшие за конкретное направление государственной политики или заведовавшие отдельными областями государства. Большим влиянием в государстве обладал митрополит и собрание высшего духовенства — Освящённый собор.

Существовала система кормлений. Кормление — система содержания должностных лиц за счёт местного населения в течение всего периода службы. Кормления не способствовали созданию централизованного государства и позже были упразднены. На местах власть принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях и станах).

Образование Российского государства стало возможным после свержения ордынского ига

В XV в. огромное государство Золотая Орда распалось на несколько ханств: Казанское и Астраханское на Волге, Ногайскую Орду, Сибирскую, Узбекскую — к востоку от неё, Большую Орду и Крымское ханство.

Ослабленная внутренними противоречиями Орда не могла удержать под контролем русские земли. В 1476 г. Иван ІІІ прекратил выплачивать дань Орде. Судьба русских земель решилась в результате Стояния на Угре 1480 г., когда хан Ахмат не решился вступить в сражение и отвёл свои войска от границ русских княжеств. Ахмат надеялся на поддержку польского короля Казимира IV, но нападение на Польшу союзника Ивана ІІІ, крымского хана Менгли-Гирея, сорвало эти планы. Монголы окончательно утратили своё господство над Русью. Освобождение от унизительной и разорительной дани, отказ от системы ярлыков и ликвидация верховенства ордынского хана свидетельствовали об обретении Русским государством подлинной независимости. Вскоре Золотая Орда прекратила своё существование, распавшись на отдельные улусы.

Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения

Изменения в социальной структуре общества

В конце XV в. набирает оборот процесс закрепощения крестьян, главным образом путём реализации правительственных мер по предотвращению их бегства. Так, после принятия Судебника 1497 г. впервые переход крестьян от одного хозяина к другому был ограничен определённым периодом в году: неделя до 26 ноября (Юрьев день) и неделя после. За возможность ухода крестьян обязывали выплатить «пожилое» — плата за годы, которые они прожили на предыдущем месте. Появление этих ограничений свидетельствовало о постепенном закрепощении крестьян.

Прикрепление крестьян к земле, распространение на них юрисдикции феодалов в некотором роде уравнивали в правах большую часть земледельческого населения. В результате исчезли многие старые термины, которые использовались для обозначения форм социальной зависимости («смерд», «закуп», «изгой», «люди» и др.).

В XV–XVII вв. крестьянство делилось на следующие категории:

  • владельческие, принадлежавшие феодалам-собственникам;
  • дворцовые, находившиеся в ведении дворцового ведомства московских царей;
  • государственные, не принадлежавшие конкретному владельцу, но связанные обязательствами нести определённые повинности в пользу государства. Среди повинностей преобладал натуральный оброк.

К холопам относили:

  • дворовую челядь;
  • ремесленников, обслуживающих господскую семью;
  • приказных людей, имевших дело с правительственными учреждениями и управлявших вотчинами;
  • военных слуг, сопровождавших хозяина в походах.

Обработкой барских пашен преимущественно занимались холопы.

Наряду с великими князьями крупнейшим землевладельцем выступала Церковь. Ордынцы, заинтересованные в сохранении своего владычества, решили не отбирать у церкви её земельные владения. В поддержке духовенства нуждались и русские князья. Если на предшествующих этапах церковный налог — десятину — выплачивали в денежной или натуральной форме, то теперь десятина была заменена князьями раздачами земель. Росту феодального могущества монастырей способствовало и то обстоятельство, что, в отличие от княжеских владений, монастырские земли не подлежали разделу среди наследников.

Рост церковного землевладения осуждался рядом её представителей. Так, в XV в. появились нестяжатели во главе с монахом Нилом Сорским (некоторое время нестяжателей поддерживал и Иван ІІІ, который уже давно планировал ограничить процесс беспрестанного роста монастырских землевладений и церковного имущества). Они выступали за аскетизм в жизни Церкви. Нестяжатели утверждали, что уход от мира должен привести к индивидуальному нравственному совершенствованию и спасению души. Это предполагало полное отсутствие заинтересованности в каких-либо материальных благах, а владение собственностью, особенно населёнными землями, резко осуждалось. Сторонниками Н. Сорского это квалифицировалось как стяжательство — тяжкий грех, идущий в разрез с установками христианской веры. По их мнению, в качестве источников к существованию можно было рассматривать лишь собственную трудовую деятельность, дары и подаяния.

Идеям нестяжателей противостояли иосифляне (Иосиф Волоцкий — настоятель Волоколамского монастыря), обосновывавшие необходимость наличия у Церкви значительного земельного фонда. Практическое воплощение взглядов иосифлян олицетворял Иосифо-Волоколамский монастырь. Его отличал быстрый рост земельных вотчин, наличие отлаженной системы хозяйственной жизни, продуманная до мелочей сетка «тарифов» на услуги монахов, которые они оказывали прихожанам. Иосифляне твёрдо стояли на том, что пожертвования монастырям дарованы Богом, а потому не подлежат изъятию ни при каких обстоятельствах. Помимо этого, иосифляне жестоко расправлялись с представителями еретических течений стригольников и жидовствующих, получивших довольно широкое распространение в церковной среде Руси того времени.

На церковном соборе 1502 г. иосифлянам удалось склонить на свою сторону великого князя, провозгласив его царём земным. Русская церковь приобретала характер государственной и национальной. Церковное и монастырское землевладение продолжало расти.

Формы феодального землевладения

Главным новшеством было создание государственной поместной системы. Её суть состояла в том, что военные слуги государства «испомещались» на земле, при этом обеспечивая себя всем необходимым для несения военной и другой государственной службы. Они стали называться помещиками, а их владения — поместьями. Формально владение поместьем отличалось от вотчины, которая составляла полную и наследственную собственность владельца, условным и временным характером. Поместная система не предусматривала передачу земель светских владельцев монастырям, что могло сократить фонд земель, передаваемых за службу. Размеры владения могли быть как крупными, так и мелкими, независимо от формы землевладения.

Формирование поместной системы упростило передачу государственных земель частным землевладениям, так как считалось, что земельные наделы остаются в руках великого князя, что делало сопротивление крестьян при передаче их земель в поместье менее активным, чем в случае с вотчиной.

Другой важной особенностью социально-экономического развития средневековой России стало разделение разных форм феодального землевладения по территориальному принципу. К примеру, в центральных районах с высокой плотностью населения сложилось устойчивое поместно-вотчинное землевладение различных категорий феодалов. Тогда как на окраинах по-прежнему были распространены общинные формы крестьянского землевладения.

Рост крепостнического землевладения происходил за счёт пожалования помещикам чёрных и дворцовых земель, что сопровождалось увеличением численности закрепощённых крестьян.

 1463 г. – присоединение Ярославского княжества к Москве
 1466–1472 гг. – путешествие тверского купца Афанасия Никитина в Индию («Хождение за три моря»)
 1471 г. – первый поход Ивана III на Новгород. Разгром новгородцев на р. Шелонь. Признание Новгорода вотчиной великого князя Московского
 1474 г. – присоединение Ростовского княжества к Москве
 1477–1478 гг. – второй поход Ивана III на Новгород. Ликвидация Новгородской республики. Присоединение Новгорода к Москве
 1480 г. – поход хана Ахмата на Москву; «стояние на р. Угре». Отступление Ахмата. Ликвидация ордынского ига на Руси
 1485 г. – присоединение Твери к Москве
 1392–1393 гг. – присоединение Нижнего Новгорода к Москве
 1497 г. – принятие «Судебника» Ивана III. Установление единого срока перехода крестьян (неделя до и неделя после осеннего Юрьева дня, 26 ноября)
 1510 г. – присоединение Пскова к Москве
 1514 г. – присоединение Смоленска к Москве
 1521 г. – присоединение Рязани к Москве
 1525 г. – осуждение «нестяжателей» церковным собором. Казнь Ивана Берсень-Беклемишева
 1462–1505 гг. — Иван III Васильевич
 1505–1533 гг. — Василий III Иванович
Поместье – условная форма феодальной собственности на землю. Земля, данная князем или вотчинником своему слуге за службы и на время службы.
Выход крестьянский – право крестьянина в России XI–XVII вв. покидать феодала. Судебник 1497 г. установил единый срок в году, в Юрьев день, для выхода крестьянского с обязательной выплатой феодалу-землевладельцу пожилого. В 1581 г. правительство Ивана IV в обстановке тяжёлого хозяйственного разорения, вызванного Ливонской войной и опричниной, запретило в ряде районов (главным образом северных и центральных) выход крестьянский, введя заповедные лета, а около 1592–1593 гг. был издан указ, запретивший вы- ход крестьянский на всей территории государства. Частичное разрешение выхода крестьянского было произведено Борисом Годуновым в 1601–1602 гг. во время голода. Указ о запрещении выхода крестьянского был подтверждён 9 марта 1607 г. в Соборном уложении царя Василия Шуйского, принятом в разгар восстания И.И. Болотникова и призванном укрепить систему крепостнических отношений. Соборное уложение 1649 г. полностью отменило выход крестьянский.
Ереси (от греческого hairеsis – особое вероучение) – течения в христианстве, отклонявшиеся от официальной церковной доктрины. В Древней Руси бытовали с XI в. В XIV–XV вв. известна ересь стригольников в Новгороде и Пскове, в конце XV – начале XVI в. ересь жидовствующих в Новгороде и Москве. Наибольшего развития в России ереси получили в середине XVI в. в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Заволжье, на Северной Двине (Матвей Семёнович Башкин, Феодосий Косой и др.).
Иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV – середине XVI в., отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Выражали интересы крупного монастырского землевладения. Иосиф Волоцкий возглавлял церковно-политическое течение иосифлян, противостоящих течению нестяжателей. Главный вопрос, вызвавший непримиримые разногласия между ними, – о праве церкви на владение капиталом, землями, населёнными зависимыми крестьянами, и т.д. Иосиф Волоцкий и его сторонники считали, что монастыри имеют право владеть недвижимым имуществом, вести собственное хозяйство, – это необходимо им для выполнения своей высокой миссии в государстве. Постепенно из взглядов иосифлян выросло учение о самодержавной власти московских государей, стремившихся усилению централизованного Московского государства и преодолению феодальной раздробленности. Иосиф Волоцкий и его преемники были сторонниками тесного союза государства с церковью ко взаимной выгоде обоих. При Василии III иосифляне одержали верх над нестяжателями, их взгляды стали господствующими в церкви и в государстве.
Нестяжатели – религиозно-политическое течение в России конца XV – начала XVI века. Противники церковного землевладения в России. Широкое недовольство церковью, в частности стяжанием ею земель и других богатств, выступления против церкви еретиков вынудили некоторых представителей духовенства искать пути восстановления пошатнувшегося авторитета церкви. Во главе них стоял Нил Сорский, выступивший с проповедью аскетизма. Когда великокняжеская власть на церковном соборе (1503) поставила вопрос о секуляризации церковных земель, что могло бы ослабить материальные средства церкви, сопротивлявшейся укреплению власти великого князя, и создать резерв земель, необходимых для раздачи дворянству, Нил Сорский и его сподвижники поддержали это предложение. Однако иосифляне отстояли право церкви на земельную и другую собственность. Великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, сохранив её земли и получив её поддержку в борьбе с крупными феодалами. После смерти Нила Сорского идея секуляризации монастырских земель была подробно обоснована Вассианом Патрикеевым. Полемика с иосифлянами завершилась осуждением Нила и нестяжателей на церковном соборе 1531 г.
Пожилое – пошлина в России конца XV–XVII вв., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца в Юрьев день. Впервые пожилое упомянуто в Судебнике 1497 г. Полный размер пожилого (в удалённой от леса местности — 1 руб., в лесистой — полтина (50 коп.)) уплачивался после 4-летнего проживания крестьян на земле феодала. За 1 год платилась одна четверть, за 2 — половина и т. д. Судебник 1550 г. увеличил размер пожилого на 2 алтына (6 коп.), здесь же было уточнено, что пожилое взимается с двора как хозяйственной единицы. В связи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев пожилое исчезает в конце XVI – начале XVII в.
Судебник – сборник законов Московского государства. Принимался Иваном III в 1497г. и Иваном IV в 1550 г. Судебник 1497 г. сыграл большую роль в ликвидации феодальной раздробленности, централизации Русского государства и создании общерусского права. Он установил единую систему государственных судебных органов, определил их компетенцию и соподчинённость, регламентировал судебные пошлины. Судебник ввёл уплату пожилого при уходе крестьянина от феодала, а также установил единый для всего государства срок перехода крестьян от одного владельца к другому (Юрьев день).
Юрьев день (осенний), 26 ноября по старому стилю – 1) церковный праздник в честь святого Георгия; 2) Дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, т. к. к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам. В общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 г. подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет в 1581 г., а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. подтвердило запрет переходов тяглого населения.
Ахмат (Ахмед) (? – 6 января 1481 г.) – хан Большой Орды (совместно со старшим братом с 1460 г., единолично с 1471 по 1481гг.). Последний ордынский правитель, в политической зависимости от которого находились московские князья. Проводил политику, направленную на консолидацию татарских государств, стремясь утвердить своё верховенство на территории бывшей Золотой Орды. В отношениях с Русью стремился восстановить реальную зависимость, однако не имел для этого достаточных сил. В 1460 г., в первый год правления Ахмата, русские летописи сообщают о его походе на Переяславль Рязанский. В 1468 г. татары Большой Орды совершили набег на Рязанское княжество. В июле 1472 г. совершил неудачный поход на Москву. Осенью 1480 г., заручившись поддержкой Казимира, Ахмат предпринял крупномасштабный поход на Москву. Стояние на реке Угре закончилось отступлением хана без генерального сражения. В январе 1481 г. хан Ахмат был убит в своей кочевой ставке тюменским ханом Ибаком.
Марфа-посадница – Борецкая Марфа Ивановна (по другим источникам Семёновна), жена посадника Исаака Андреевича Борецкого, обыкновенно называемая Марфой-посадницей. Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве. В 1471 г. Марфа и её сын, новгородский посадник Дмитрий, выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы. После полного присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. земли Марфы были конфискованы, её с внуком сначала привезли в Москву, а затем выслали в Нижний Новгород, где постригли в монашество. По другой версии, Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву.
Нил Сорский (в миру – Николай Федорович Майков) (1433–1508) – русский церковно-политический деятель, публицист, один из идеологов нестяжательства. В 1490 г. участвовал в церковном соборе против новгородских еретиков. На соборе 1503 г. великокняжеская власть поставила вопрос об отобрании у монастырей бывших в их владении земель, равнявшихся почти трети территории государства, чтобы создать собственный резерв земель, необходимых для раздачи дворянам. Нил Сорский выступил в пользу правительственных притязаний на монастырские земли. Призывал церковь к нестяжанью имущества, отказа от стремления к накопительству и внешнему великолепию, дабы иметь только необходимое, «повсюду обретаемое и удобь покупаемое». Призывал «жити по пустыням, а кормити бы ся рукоделием». Пообещав Ивану III поддержку в борьбе с крупными светскими феодалами, иосифляне отстояли право церкви на земельную и иную собственность. На соборе 1504 г. Нил Сорский и его сторонники были обвинены в ереси и преданы анафеме.

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!