Москва как центр объединения русских земель. Формы землевладения и категории населения
Москва как центр объединения русских земель
После падения роли Киева как центра древнерусской государственности наибольшее значение в русской политической жизни приобрели Новгородская республика и Владимиро-Суздальское княжество. Ханы Золотой Орды считали владимирского князя главой всей Северо-Восточной Руси. Однако вскоре удельные князья начали оспаривать данную прерогативу, вступив в борьбу за княжение во Владимире. Наиболее активными в этой борьбе оказались тверские и московские князья.
Московское княжество получило самостоятельность в 1276 г. Его значение резко возрастает в XIV в., когда оно начинает играть роль главного объединительного центра русских земель. Этому способствовали следующие факторы:
- личностные качества первых московских князей (Иван І Калита, Дмитрий Донской), их политическая деятельность;
- выгодное географическое положение, способствовавшее увеличению населения;
- поддержка церкви и перенесение центра русского православия из Владимира в Москву;
- содействие Орды, передавшей ярлыки на княжение московским князьям.
Создание единого Российского централизованного государства включало два взаимодополняющих процесса: формирование территории государства и организация аппарата управления страной. Территория государства складывалась вследствие присоединения к Москве ранее независимых княжеств. Это происходило разными путями. Московские князья не только завоёвывали новые территории, но и занимались «округлением» своих владений, за счёт присоединения земель своих союзников, не брезговали они и подкупом приближённых противника и т.п. Этот процесс занял более двух веков.
Политика московских князей
У истоков московской княжеской династии был один из сыновей Александра Невского — Даниил Александрович (1276–1303). Уже в годы его княжения Москве удалось присоединить Коломну, Можайск и переяславльские земли. К концу его правления Московское княжество стало одним из крупнейших княжеств Северо-Восточной Руси.
В 1319 г. московский князь Юрий Данилович впервые получил в ставке хана ярлык на великое княжение. Обещая увеличить сбор дани, князь получил благосклонное отношение ордынцев. Не стоит упускать из виду и тот факт, что он был женат на сестре хана Узбека. Но окончательно лидерство Москвы было закреплено его преемником Иваном Даниловичем. Иван І Данилович Калита (1283–1340) — великий князь московский (1325–1340), владимирский и новгородский. Заложил основы в утверждение экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал дань с русских княжеств. Жёстко пресекал народное недовольство, вызванное постоянными поборами, расправлялся с политическими противниками. Так, в 1327 г. совместно с ордынцами подавил антиордынское восстание населения Твери. В результате подавления восстания произошёл не только переход великокняжеского ярлыка к Ивану Даниловичу. Было ликвидировано баскачество. Теперь миссия сбора дани возлагалась непосредственно на великого князя. Это предоставило московским князьям возможность получения дополнительных доходов.
Иван Калита постоянно находился в тесном контакте с отцами церкви — митрополитами Петром и Феогностом. Добился перемещения митрополичьей кафедры из Владимира в Москву (1328), после чего она приобрела статус религиозного и идеологического центра Руси. Князь распространил влияние Москвы на ряд земель севера Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Московское княжество считалось самым зажиточным, что объясняет и происхождение прозвища Ивана Даниловича — «Калита» (сума для денег).
Сыновья Ивана Калиты Семён Гордый (1340–1353) и Иван Красный (1353–1359) расширили территорию Московского княжества за счёт Дмитровских, Стародубских, Калужских и Костромских земель.
Дмитрий Донской (1350–1389) — князь московский (1359–1389) и владимирский. Будучи московским князем стал признанным лидером антиордынской коалиции и собирателем русских земель. Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при Дмитрии совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, что сделало процесс московского возвышения необратимым.
Дмитрий Донской получил ярлык на великое владимирское княжение в 1371 г. Вскоре он покорил Тверь. В эти годы князь все свои силы направил на объединение русских земель для борьбы с Ордой. События 60‑х — первой половины 70‑х гг. укрепили роль Москвы как общерусского центра. В 1374 г. князь Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Орде и тем самым разорвал с ней отношения. В 1377 г. московские и нижегородские войска взяли город Булгар, благодаря чему торговый путь по Волге оказался под контролем Москвы. В следующем 1378 г. московское войско во главе с князем Дмитрием Ивановичем разгромило ордынцев на реке Воже.
На склоне лет князь самостоятельно, без согласия Золотой Орды, передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389–1425), что привело к слиянию Владимирского и Московского княжеств.
К середине XV в. московские князья добились существенной независимости русской церкви от константинопольского патриарха, а после падения Константинополя (1453) главу русской церкви стали определять в Москве.
Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества
Усиление позиций Москвы совпало с началом периода внутренних конфликтов и междоусобиц в Золотой Орде. Поводом к обострению отношений с монголами стало требование хана Мамая увеличить размер собираемой дани. И русичи, и ордынцы тщательно готовились к сражению. Ордынцы собрали до 100 тыс. человек. Их поддерживали князь ВКЛ Ягайло и рязанский князь Олег Иванович.
Дмитрию Донскому удалось собрать общерусское ополчение. В союзе с ним выступили даже литовские князья Андрей Полоцкий и Дмитрий Трубецкой. Русское воинство поддерживала Православная церковь. Существует легенда, что перед битвой на Куликовом поле Дмитрий Иванович получил благословление от Сергия Радонежского.
Ощутимое поражение было нанесено ордынцам в Куликовской битве (1380). Началу битвы предшествовал ставший легендарным поединок между русским богатырём Пересветом и Челубеем со стороны монголов. Хотя победа войска московского князя Дмитрия Донского не привела к полному освобождению Руси от ига, более того, в 1382 г. Москва была сожжена ханом Тохтамышем, сменившим Мамая, однако именно после битвы на Куликовом поле окончательно утвердилась роль Москвы как общерусского центра сплочения всех сил против Орды, а жители разных русских городов впервые ощутили себя представителями одного народа.
Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории на селения. Русский город
Колонизация Северо-Восточной Руси
Северо-Восточная Русь — группа русских княжеств, объединившихся в междуречье Волги и Оки в IX–XV вв., вокруг которых стало складываться современное Российское государство.
Славянская колонизация Северо-Восточной Руси — достаточно длительный процесс расселения славян на финно-угорских землях Волго-Окского междуречья, начало которому было положено в IX в. В результате этого процесса были созданы предпосылки к формированию в этом регионе великорусской народности, следствием чего стало увеличение удельного веса Владимиро-Суздальского княжества среди земель, ранее входивших в состав Древней Руси.
Славянскую колонизацию данного региона можно разделить на несколько этапов. Первым этапом стало появление в северо-восточной части Руси в IX–X вв. первых славянских поселенцев. По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали расселяться кривичи, компактно осевшие в районе Суздальского ополья. Дальше на север заняли территорию ильменские словене. Юг Подмосковья и Рязанщину заселяли вятичи, а также радимичи и северяне.
На втором этапе колонизации в XII–XIII вв. миграция южнорусского населения происходила в Ростово-Суздальскую землю. Активным участником колонизации Северо-Восточной Руси был сын Владимира Мономаха, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. Он переманивал новых поселенцев, предоставляя им ссуды для обоснования на новом месте. Переселенцы получали статус вольных земледельцев, что освобождало их от несения многих феодальных повинностей. Андрей Боголюбский продолжил колонизационную деятельность отца.
Третий этап колонизации приходится на период монголо-татарского нашествия в XIII–XIV вв. Население, в том числе и знатного происхождения, Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств, массово переселялось на северо-восток. Тогда же состоялся переезд митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме (1299). Эти процессы были обусловлены меньшим масштабом разорений и более быстрыми темпами восстановления Северо-Восточной Руси.
Восстановление экономики русских земель
Золотоордынское нашествие стало причиной торможения и упадка экономического развития русских земель. Процесс восстановления Северо-Восточной Руси пришёлся на XIV–XV вв. Восстанавливались заброшенные угодья и осваивались новые земли, основывались новые поселения — слободы, деревни, сёла. Происходило увеличение площадей пахотных земель и совершенствование способов обработки почв. Трёхполье стало доминирующей системой земледелия. Повсеместно использовались орудия труда, изготовленные из металлов (соха, плуг). Возрождалось огородничество и садоводство. На смену бортничеству пришло пасечное пчеловодство.
В этот период Москва не только увеличила своё политическое значение, но и стала крупным центром ремесленного и сельскохозяйственного производства, торговли. Этому способствовало её географическое положение важного узла сухопутных и водных путей, служивших как для торговых, так и военных целей.
Формы землевладения и категории населения
С конца XIII в. начинается период быстрого роста крупного феодального землевладения. Её основной формой оставалась крупная княжеская, боярская и церковная вотчина. С середины XIV в. значительно возросли землевладения монастырей. Это можно проследить на примере знаменитого Троицкого монастыря (Троице-Сергиева лавра), у истоков которого стоял Сергий Радонежский (1321–391). На окраинах Руси также ещё оставались земли крестьянских общин, которые платили подати в государственную казну.
Увеличению вотчинных наделов способствовало пожалование князем земли с крестьянами. Крупные феодалы (князья, бояре, монастыри) с целью более быстрого освоения и успешной эксплуатации вотчин предоставляли часть неосвоенных земель своим дворцовым и военным слугам в условное держание на определённых условиях. В Русском государстве XIV–XV вв. эта форма землевладения получила название служилого, или поместного, и стала основой материального благополучия дворян.
К основным категориям населения относились: великие князья, удельные князья, служилые князья, бояре, слуги. К XIV в. отошли в прошлое многие термины, обозначавшие разнообразные формы зависимости эпохи Древней Руси («закупы», «смерды», «изгои»). Им на смену пришло универсальное название — крестьяне (свободные общинники и находившиеся в полной зависимости от феодалов).
Русский город
Восстановление сельскохозяйственных угодий благоприятно сказалось на развитии городов. Упадок таких крупных городов, как Владимир, Суздаль, Ростов, изменения в характере экономических и торговых отношений обусловили появление в XIII– XV вв. новых центров: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В них росло население, возрождалось строительство из камня, увеличивался удельный вес ремесленников и купцов. Наиболее развитой оставалась торговля сельскохозяйственной продукцией, но быстро развивались и ремёсла: кузнечное и литейное дело, металлообработка, монетное дело.
Русские города по-прежнему зависели от феодального государства, что отличало их от городов Западной Европы, многие из которых имели самоуправление. Свободных горожан делили на «чёрных ремесленников», которые были обременены «тяглом» — комплексом повинностей натурального и денежного характера, выплачиваемых в пользу государства, и боярских, монастырских либо княжеских ремесленников, освобождённых от тягловой повинности.
Культурное развитие русских земель и княжеств в XIIІ — середине XV в
На развитие культуры этого периода определяющее влияние оказало преодоление последствий ордынского нашествия и превращение Москвы в главный объединительный центр Северо-Восточной Руси.
В литературе значительное количество произведений было посвящено борьбе с ордынцами («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и др.). Одним из первых памятников светской литературы стало повествование русского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (1468–1474) — первое русское произведение с точным описанием торгового и нерелигиозного путешествия. Большая часть записок Никитина посвящена Индии. Сочинение наполнено лирическими вставками и эпизодами автобиографического характера. Широкое распространение получили жития, являвшиеся примером симбиоза церковной и светской литературы («Житие Александра Невского»). Возродилось летописание («Русский Хронограф»). В 1408 г. было завершено составление первого Общерусского летописного свода (Троицкая летопись).
В архитектуре возвращает былые позиции каменное строительство (церковь Спаса в Новгороде, белокаменные стены Московского Кремля (1367), являвшегося единственной каменной крепостью в Северо-Восточной Руси, Спасский собор Андроникова монастыря в Москве и др.). Начинается привлечение европейских архитекторов, главным образом, итальянцев.
В живописи по-прежнему доминирует иконопись. Выдающимися представителями иконописи того периода были Феофан Грек (1340–1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей (московская церковь Рождества Богородицы) и Андрей Рублёв (ок. 1360–1428) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV в., канонизированный Русской православной церковью в лике преподобных. Кисти Андрея Рублёва принадлежит знаменитая икона «Троица» (ок. 1420–1430), которая стала одной из вершин не только русского, но и мирового искусства. Выдающемуся иконописцу принадлежит также фресковая роспись Успенского собора во Владимире, икон Звенигородского собора, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре.