Регистрация Войти
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ

Готовься к ЕГЭ по персональному плану, следи за своим прогрессом, устраняй пробелы, выполняй квесты и получай награды

или
Войти через Вконтакте
Регистрируясь, я принимаю условия пользовательского соглашения
Русский язык
Математика
Обществознание
Физика
История
Биология
Химия
Информатика
География
ОГЭ

Государственность у восточных славян. Князья и дружина. Принятие христианства. Русская Правда

Возникновение государственности у восточных славян

В результате длительного процесса политической, экономической и этнокультурной консолидации восточнославянских племён на рубеже VIII–IX вв. возникло государственное образование с центром в Киеве. Основные причины появления государственности у восточных славян:

  • кризис родоплеменных отношений и переход к феодальному обществу;
  • общность этнокультурного происхождения;
  • необходимость защиты территорий от общих врагов;
  • близость политического устройства;
  • общие экономические цели.

Теории создания Киевской Руси

Норманнская (учёные XVIII в. Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлёцер). Сущность: созданию собственного государства восточные славяне обязаны исключительно внешнему, в частности норманнскому (варяжскому) воздействию. Эта теория основывалась на скандинавском происхождении многих древнерусских этнонимов, экономических связях норманнов со славянами, а также на том, что первые киевские князья были норманнами по происхождению. Согласно летописным данным, в 862 г. новгородские бояре пригласили на княжение варяжского конунга (вождя) Рюрика, который и стал впоследствии родоначальником династии Рюриковичей, пребывавшей на русском престоле до конца XVI в.

Антинорманнская теория (М. Ломоносов) отрицала какое-либо влияние норманнов на процесс создания Древнерусского государства. Большинство современных исследователей являются сторонниками теории естественно-исторического процесса. Не отрицая влияния норманнов на появление государства с центром в Киеве, они относятся к «варяжскому фактору» как к катализатору, который ускорил появление государственности у восточных славян.

Существование Древнерусской державы как относительно цельного образования охватывает период со второй половины IX до 30‑х гг. ХIII в. Началом политической истории Древней Руси принято считать 882 г., когда новгородский князь Олег осуществил поход из Новгорода в Киев, тем самым объединив северные и южные русские земли. Политической формой этого объединения стала раннефеодальная монархия с элементами федерализма.

Князья и дружина

Вечевые порядки. Князь — вождь племени, с развитием феодальных отношений — руководитель государства либо государственного образования. На Руси старший из князей назывался великим, остальные — удельными.

Дружина — вооружённые отряды в Древней Руси, которые были постоянной военной силой князя. Дружина принимала участие в управлении княжеством и личным хозяйством князя. Возглавлялась князем. Состояла из двух частей: старшей дружины — бояр и младшей дружины — ядра княжеского войска.

Вече — народное собрание у восточных славян. Его истоки в племенных собраниях славян. Впервые вече упоминается в летописях в Новгороде (1016). В его компетенции находились вопросы войны и мира, оно призывало к власти и лишало власти князей, принимало законы, заключало соглашения с другими землями. Часто использовалось феодальной верхушкой для ограничения княжеской власти.

Киевский князь сосредотачивал в своих руках всю административную, военную, судебную власть и управлял государством с помощью ближайшего окружения: собственного войска (дружины), удельных князей и наместников, управлявших отдельными городами (градами). Органом местного самоуправления было народное вече.

Древняя Русь не была монолитной державой, а состояла из приблизительно 15 удельных княжеств, которые сохраняли определённую самостоятельность. Их зависимость от центра часто ограничивалась уплатой дани и обязательством в случае войны предоставлять помощь князю, давая в его распоряжение собственные дружины и народное ополчение. В отношении территориального устройства Древнюю Русь называют конфедерацией, содружеством князей и даже суперсоюзом.

Внутренняя политика великих киевских князей

Правление Олега (882–912) прошло под знаком собирания русских земель и консолидации их вокруг Киева. В основу этого процесса он положил модель централизованного государства. Во время одного из своих походов он погиб (по другой версии — умер от болезни).

Сын легендарного Рюрика Игорь (912–945) жестоко подавлял сепаратистские настроения покорённых племён (древлян, уличей). Племена древлян и уличей не хотели признавать верховенство киевского князя и платить ему дань. Силой Игорь подчинил древлян и после длительного противостояния, длившегося три года, присоединил уличей, но последние лишь формально признали власть Великого князя и, покинув земли Среднего Поднепровья, переместились на Подунавье. Походы поглощали значительное количество средств, что заставляло князя постоянно увеличивать дань (полюдье). Это привело к восстанию древлян, во время которого Игорь был убит.

Его жена — княгиня Ольга (945–964) — своё правление начала с подавления древлянского восстания: уничтожила древлянскую элиту, а их главный город Искоростень был сожжён. В дальнейшем Ольга провела некоторые реформы: налоговую (погосты — уставы — уроки), административную (появление посадников), поднималась проблема христианизации Руси (княгиня приняла христианство в 957 г.). Также Ольга поддерживала контакты со Священной Римской империей.

Сын Игоря и Ольги Святослав (964–972) прежде всего известен активной внешнеполитической деятельностью. В 964–966 гг. он подчинил вятичей, волжских булгар и буртасов (мордву); разгромил Хазарский каганат; обложил данью племена ясов и касогов на Северном Кавказе. В 968 г. киевский князь во главе шестидесятитысячного войска двинулся на Болгарию. Святослав разбил болгар и захватил 80 городов вдоль Дуная. Впоследствии снял осаду Киева печенегами (968). Второй поход на Балканы (969) был менее удачным, и в 971 г. Святослав был вынужден подписать мир под Доростолом. Был убит печенегами в 972 г.

Владимир I Великий (980–1015), победив во время междоусобной борьбы своих братьев и став князем, завершил объединение славянских земель вокруг Киева (присоединил Красную Русь, Закарпатье). Русь превратилась в крупнейшую державу тогдашней Европы с территорией более 800 тыс. квадратных километров и населением около 5 млн человек.

С целью повышения авторитета великокняжеской власти и усиления централизации государственного управления провёл ряд реформ:

  • религиозная (введение христианства или Крещение Руси);
  • административная (изменение границ между княжествами по территориальному принципу, их возглавляли либо его сыновья, либо наиболее преданные воеводы);
  • военная (строительство городов-крепостей на южных рубежах государства и возведение сторожевых башен, что повысило обороноспособность Руси. У этой реформы был и ряд других важных последствий: она позволила сформировать боеспособное, преданное князю войско; создать новую, или младшую, дружину, полностью зависимую от великого князя, которая играла роль своеобразного противовеса местному боярству);
  • финансовая (начал чеканить собственную монету — золотники и сребреники);
  • судебная («Устав о церковных судах и десятине»).

Расцвет Руси продолжался и в период правления Ярослава Мудрого (1019–1054). В первые годы правления его власть над русскими землями была не полной, поскольку уже в 1024 г. Ярослав потерпел поражение в битве под городом Лиственом от своего брата, черниговского князя Мстислава. Однако победитель не занял великокняжеский стол. Братьям удалось найти компромиссное решение: они образовали дуумвират, поделили Русь по Днепру и из двух центров — Киева и Чернигова — управляли огромным государством. Лишь после смерти Мстислава в 1036 году, Ярослав стал, по словам Нестора, «самовластителем Русской земли». Среди его основных достижений:

  • масштабное строительство культовых сооружений (только в Киеве насчитывалось более 400 церквей);
  • составление первого писаного сборника законов Русская Правда;
  • развитие книгописания и основание первой библиотеки;
  • составление первой летописи (1037–1039);
  • основание отдельной Киевской митрополии (1051).

В последние годы жизни Ярослав предпринял попытку решить болезненную проблему престолонаследия. В основу предложенного им механизма преемственности княжеской власти был положен принцип сеньората, то есть власти старшего в роде. В случае смерти киевского князя великокняжеский стол переходил к старшему по возрасту сына, что, по мнению Ярослава, давало возможность избежать семейных ссор, так как каждый из потомков имел шанс править в Киеве.

Принятие христианства

В числе мероприятий, направленных на укрепление Древней Руси, важное место занимали религиозные реформы. Их началом стала попытка князя Владимира (980–1015) поднять авторитет языческих богов. С этой целью в Киеве было построено новое святилище-пантеон с идолами Перуна, Симаргла, Стрибога, Даждьбога и Мокоши. Однако вскоре стало очевидным, что язычество изжило себя и не соответствовало уровню развития Древнерусского государства.

Основные причины принятия христианства

  • необходимость централизации власти в государстве и укрепления позиций великого киевского князя, который считался бы божьим ставленником;
  • желание поднять международный авторитет Древней Руси.

При выборе веры Владимир остановился на византийском (православном) христианстве. Оно удовлетворяло вышеуказанным требованиям. Кроме того, определяющую роль сыграло положение византийской церкви в государстве, которая, в отличие от римской, признавала верховенство светской власти.

Обеспечивая идеологические основы верховенства великокняжеской власти, взамен церковь получала множество привилегий и полную поддержку государства. Появилась новая форма подати — десятина. Она состояла из отчислений в пользу церкви с доходов всех княжеских владений и прибыли всех землевладельцев. Впервые десятина была введена киевским князем Владимиром после крещения Руси для строительства и содержания Десятинной церкви.

Крещение Руси. Последствия. Значение

В 987 г. византийский император Василий II, против которого выступил ряд крупных феодалов, попросил у Владимира военной помощи для подавления мятежников. Киевский князь согласился, но потребовал выдать за него сестру императора — Анну. Это было чрезвычайно высокое требование, ведь в соответствии с существовавшими тогда правилами, византийские принцессы могли выходить замуж только за равных себе или хотя бы за представителей семьи германских императоров.

Однако обстоятельства были сильнее традиции: реальная угроза Константинополю заставила Василия II пойти на уступки, в тоже время, он сам потребовал, чтобы Владимир крестился и, выполняя условия русско-византийского соглашения, с 988 г. приступил к обращению в христианскую веру жителей Киева и других древнерусских городов. Данное событие и стало точкой отсчёта процесса введения христианства на Руси, который охватил несколько веков. Этим актом Русь окончательно определила своё место в Европе. Возрос международный авторитет государства, началось его политическое сближение с европейскими государствами, в первую очередь с Византией.

В самой Руси принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры. Важным центром образования, литературы и искусства стали монастыри и храмы. Уже в годы правления Ярослава Мудрого (1019–1054) на Руси существовало около 70 больших монастырей, самым крупным из них был Киево-Печерский. Новая религия оказала значительное влияние на процесс формирования древнерусской народности, способствовала укреплению государственного единства Руси.

Категории населения на Руси

В IX–X вв. феодальные отношения стали главной тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси. В это время происходит процесс формирования привилегированного класса феодалов, к которому относились князья и местные бояре. Князья, бояре и церковь имели право собственности на землю. Они не платили дань и обладали целым рядом других привилегий. Кроме феодалов существовали свободные крестьяне-общинники, свободное городское население, феодально-зависимые крестьяне и рабы.

Основную массу городского и сельского населения Древней Руси составляли люди — феодально-зависимые крестьяне, эксплуатировавшиеся государством путём сбора дани. Её размер зависел от количества и качества земли, которая была в распоряжении крестьянина. Значительную часть населения составляли смерды — категория населения по «Русской правде», крестьяне на Руси IX–XIV вв., занимавшиеся земледелием. Изначально были свободными, но по мере развития феодальных отношений постепенно утратили личную свободу.

С развитием феодальных отношений количество смердов на Руси уменьшалось, поскольку они превращались в феодально-зависимых крестьян — закупов. Закупы — категория полусвободных крестьян в Древней Руси в XI–XII вв. Закупами называли людей, становившихся должниками, одалживавших у землевладельцев зерно для посева, скот, ремесленную продукцию, т. е. бравших «купу». Отрабатывать долг они должны были в форме исполнения различных феодальных повинностей.

К категории полностью бесправного населения, фактически рабов, относили челядь и холопов — категорию зависимого населения в Древней Руси, которая по своему правовому положению приближалась к рабам.

Отдельную категорию населения составляли изгои — люди, в силу определённых обстоятельств выбывшие из своей обычной социальной среды (крестьяне, вышедшие из общины, холопы, которые выкупились, но не имели средств к существованию, разорившиеся купцы и т. п.).

Русская Правда

Социально-экономические отношения на Руси регулировала Русская Правда — первый сборник законов. Он объединил правовые обычаи Древней Руси, узаконил изменения, произошедшие в обществе и сознании людей. Основным объектом защиты стала жизнь и личная неприкосновенность человека. Обычай кровной мести был существенно ограничен, а впоследствии и вовсе отменён. Кодекс предусматривал защиту жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, правовое положение феодально-зависимой части населения, право наследования и др. Оригинал Русской Правды обнаружен не был, зато до наших дней дошло немало её списков, датированных XIII–XVIII вв. Всего их известно около 100. История составления Русской Правды и её последующих списков, которые разделяют на три редакции (краткую, широкую и сокращённую), до сих пор освещена в исторической науке фрагментарно. Краткая редакция Русской Правды была открыта В. Татищевым в 1738 г. во время изучения им текста Новгородской летописи, относящейся к 40-м гг. XV в. Напечатана она была А. Шлёцером в 1767 году.

Основу Русской Правды составляют: Правда Ярослава Мудрого (1016), Правда Ярославичей (1060–1070-е), Устав Владимира Мономаха (1110-е). Что касается времени появления первой редакции Русской Правды, то мнения исследователей расходятся. Одни считают, что годом её издания мог быть 1016 г., другие склонны её датировать 1030-ми гг. Большинство положений старейшей редакции уходят корнями в VIII–IX вв., а то и к более древним временам, о чём свидетельствует наличие института кровной мести, после принятия христианства частично заменённой системой денежных штрафов. Основы краткой правды составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Есть также разделы, посвящённые охране жизни, здоровья и имущества.

Правду Ярославичей составили сыновья Ярослава Мудрого — Изяслав, Всеволод и Святослав, во время своего съезда в Вышгороде (1072). Её нормы ревностно оберегают интересы князя, его земли, чиновников и имущество. Разные нормы денежных штрафов за убийство определялись общественным положением убитого, что указывало на процессы социальной и имущественной дифференциации в среде славян.

Твой план подготовки к ЕГЭ 2017 почти готов

Построить свой план

всего за 3 минуты

Как подготовиться к ЕГЭ по истории?