Зарождение государственности у Славян. Деятельность первых Киевских князей в IX - первой половине X века

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Древность и Средневековье

Восточнославянские племена и их соседи

Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры, обособившись от более крупной индоевропейской общности. Первые письменные упоминания о них можно встретить в произведениях римских историков-летописцев І–ІІ вв. — Плиния Старшего, Тацита, Птолемея. Источников, проливающих свет на раннюю историю славян, немного. Это объясняется отсутствием у них письменности и удалённостью от крупных цивилизационных центров той эпохи. Фрагментарные сведения можно почерпнуть из работ римских, византийских, арабских, персидских историков и географов, а также благодаря данным археологических раскопок и сравнительному анализу славянских языков.

Происхождение славян

В современной исторической науке наиболее распространёнными теориями происхождения славян являются автохтонная и миграционная. Суть автохтонной теории состоит в том, что славяне — это коренное население Восточной Европы. Согласно этой точке зрения, восточные славяне — потомки носителей зарубинецкой (III в. до н. э. — II в. н. э.) и черняховской (ІІ–IV вв.) археологических культур.

С предками славян большинство приверженцев этой теории соотносят материалы, относящиеся к зарубинецкой культуре. Сообщество её носителей проживало вдоль берегов Среднего Поднепровья, Припяти и Десны на рубеже III–II вв. до н. э. — I в. н. э. Зарубинецкие памятники соответствуют времени существования единого древнеславянского (венедского) массива. К формированию же восточных славян — антов непосредственное отношение имело население северного ареала распространения черняховской культуры (II–IV вв. н. э.). Она была насыщена провинциальными римскими влияниями, которые в то время были распространены в Юго-Восточной и Центральной Европе. Материальные находки свидетельствуют, что культура черняховского сообщества также содержала скифо-сарматские, фракийские и германские элементы. Славяне в составе этой пестрой культуры, видимо, были политически несамостоятельны, особенно после появления в Северном Причерноморье племён готов и создания ими военного союза.

Сторонники миграционной теории утверждают, что славяне являются пришлым населением, которое появилось в Восточной Европе в первых веках нашей эры, а их прародиной был бассейн рек Одера, Рейна и Вислы. На рубеже І–ІІ вв. н. э., под давлением воинственных германских племён, они пересекли Вислу, а уже к IV–V вв. достигли Днепра.

Другая версия миграционной теории предполагала, что проникновение славян в восточноевропейский регион происходило от южного побережья Балтики до берегов Ладоги, где позже ими будет основан один из главных племенных центров — Новгород. Параллельно с процессом расселения происходила ассимиляция славянами представителей местного финно-угорского населения, ранее проживавшего на этих территориях. Тем не менее, отдельные народы этой группы и сегодня проживают в Российской Федерации (мордва, марийцы, коми).

Расселение славян

В период Великого переселения народов (II–VI вв.) славяне уже заселили значительную территорию Европы, впоследствии разделившись на три группы — венедов, склавинов и антов, что соответствовало нынешним западным, южным и восточным славянам:

  • западные (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
  • южные (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
  • восточные (русские, украинцы, белорусы).

Готское нашествие IV в. приостановило исторически первый процесс культурной, экономической и политической консолидации славянства. Разделение венедов готским «клином» на восточную и западную группы привело к возникновению антов Поднепровья и склавинов Поднестровья. Последние ассоциируются с пражской археологической культурой. А северо-западная окраина славянского мира после завершения готского нашествия продолжила носить прежнее общеславянское название венетов (комплекс археологических памятников в Центральной и Северной Польше).

Вначале анты терпели поражения от готов, но вскоре процессы их консолидации и самоутверждения продолжились, что способствовало образованию в будущем мощных военно-политических союзов. В отличие от достаточно мирных племён зарубинецкой культуры, тогдашнее славянство становится более воинственным, склонным к агрессии, экспансии на земли соседей. Поэтому именно анты превратились в главную силу, противостоявшую готам. Несколько позже славяне заняли место готского объединения в Юго-Восточной Европе.

Эти события, датированные концом IV–V вв., дали импульс к формированию новой этнокультурной и социально-экономической общности, в которой славянам принадлежало ведущее место. Находки этого времени, обнаруженные на границе лесостепной и полесской зон Восточной Европы, свидетельствуют о том, что именно эта местность стала прародиной раннесредневековых восточнославянских культур и отсюда во времена Великого переселения народов, с конца V в., началось расселение славян в северо-восточном, южном и юго-западном направлениях.

Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, полочане). Все они имели общие этнические черты. Восточных славян также упоминали византийские историки Прокопий Кесарийский и Иордан. К примеру, Прокопий Кесарийский так писал о них: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издавна живут в народоправстве, и поэтому у них успехи и неудачи воспринимаются как общее дело… У тех и других схожий язык... А ранее даже имя у славян и антов было единым». Вступая в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках. Панциря же никогда на себя не надевают; некоторые не имеют ни хитона, ни плаща, только штаны ... Все они и высокие, и очень сильные ... Образ жизни (их) грубый и неприхотливый ...».

После 602 г. в письменных источниках анты не упоминаются. Их исчезновение с исторической авансцены объясняется поражением от племенного союза аваров. Северная часть антов слилась со склавинами, а остальные перешли Дунай и осели в Византии.

Славяне, постепенно расселяясь по Восточно-Европейской равнине, контактировали с проживавшими там племенами финно-угров и балтов, ассимилируя их. На протяжении VI–IX вв. происходил процесс объединения славян в общности, которые, помимо родового, уже обладали и территориально-политическим характером. Племенные союзы (Славия, Артания, Куявия) стали первыми протогосударственными объединениями восточных славян.

К наиболее ранним археологическим культурам, отождествляемым с восточными славянами, относят Киевскую (II–V вв.) и Пеньковскую (VI–нач. VIII в.). Археологические раскопки в целом подтвердили летописные данные о расселении славянских племён.

Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. В первых веках нашей эры славяне тесно контактировали с народами индоиранской группы, главным образом — сарматами, а также с греческим населением античных городов-государств Северного Причерноморья. Позже поддерживали тесные отношения с племенами балтской группы. Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

Особую роль в жизни славян занимали отношения со степными кочевыми народами. В VI в. тюркоязычные авары (обры) сумели создать собственное государство, территория которого охватила большую часть южнорусских степей. Аварский каганат пал под ударами Византийской империи в 625 г.

В VII–VIII вв. на месте существования Аварского каганата возникли Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Эти государственные образования не имели прочной структуры. Основным видом деятельности населявших их кочевников были постоянные военные походы. После того, как Болгарское царство распалось, часть его жителей отправилась к Дунаю, где вскоре ассимилировала с проживавшими там племенами южных славян, которые приняли имя кочевого народа — болгар. Другая часть тюркских болгар нашла новое пристанище в районе среднего течения Волги, создав Волжскую Болгарию (Булгарию). По соседству с её землями в середине VII в. возник Хазарский каганат. Со временем хазары стали контролировать земли Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Хазарский каганат вплоть до конца IX в. облагал данью племена славян из Приднепровья. Таким образом, между VI–IX вв. вследствие продолжительной и сложной перегруппировки славянских племён, находившихся в постоянном взаимодействии с полиэтничной средой их обитания (балтами, финно-уграми, потомками кочевников Северного Причерноморья, тюрками и др.) и соседними народами (арабами, византийцами, скандинавами), произошло формирование общих черт этнического облика восточных славян, проживавших на территории Восточной Европы.

Занятия

Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве. Во время археологических раскопок часто обнаруживают остатки злаковых (ржи, пшеницы, ячменя, проса) и огородных культур (репы, капусты, свёклы, моркови, редьки, чеснока и др.). Типы земледельческих культур зависели от климатических условий.

В северных лесистых землях доминировала подсечно-огневая система. В первый год деревья подрубали, а на следующий их сжигали, выкорчёвывая пни. Полученная зола использовалась в качестве удобрения при посеве зерновых. В качестве орудий труда применяли мотыги, топоры, сохи, бороны и заступы. С помощью последних осуществлялось взрыхление почвы. Сбор урожая производили серпами. Молотили цепами. Для размалывания зерна использовали каменные зернотёрки и ручные жернова.

На юге приоритет был у переложной системы земледелия. Так как плодородных земель было больше, земельные участки засевали в течение двух-трёх лет подряд. Когда урожайность падала, начинали обрабатывать новые участки (перекладывались). Основными орудиями труда были соха, рало, деревянный плуг, оснащённый железным лемехом.

С земледелием тесно переплеталось скотоводство, которое имело вспомогательное значение. Славяне преимущественно разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Как рабочий скот в южных районах использовались волы, а в лесистой северной полосе — лошади.

Также есть сведения о том, что восточные славяне занимались рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), охотой, особенно ценилась добыча пушного зверя (белки, куницы, соболя). Существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное). Обработкой металлов, изготовлением орудий труда из железа, а так же украшений из драгоценных металлов, занимались настоящие профессионалы — мастера своего дела. В то же время гончарное, ткацкое ремесло, выделка шкур, работа по камню и дереву из-за сохранявшегося натурального образа жизни оставалась на достаточно примитивном уровне. К примеру, об этом свидетельствуют находки фрагментов лепной керамики, присущей большинству славянских культур, тогда как изделия, выполненные с помощью гончарного круга, встречались значительно реже.

Интенсивно развивалась торговля, которая в основном имела характер натурального обмена. Лишь в ареале распространения черняховской культуры часто использовались римские серебряные динарии. Основными предметами экспорта были меха, мёд, воск, зерновые, покупали же ткани и драгоценности.

Огромное значение для развития восточнославянских племён, становления их государственности, имело прохождение через их земли знаменитого торгового пути «из варяг в греки», связывавшего Северную и Южную Европу.

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине (мир, вервь). На смену родовым связям, пришедшим в упадок, приходят территориальные. Теперь членов рода стали объединять общность территории и ведения хозяйства. Частная собственность уже существовала (дома, приусадебные участки, домашний скот, рабочий инвентарь), но земля, лесные и промысловые угодья, водоёмы оставались в общем владении. Главные вопросы решало народное собрание — вече.

Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. В это время значительное развитие получили общественные институты, присущие стадии военной демократии. Выделилась родоплеменная знать: вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооружённой силой, неподвластной вечевым порядкам и способной принудить рядовых общинников к повиновению.

Археологические данные и византийские историки указывают, что дружины у восточных славян появились в VI–VII вв. Дружину делили на старших (послы, княжеские управители, наделённые собственной землёй) и младших (жили при князе, обслуживая его двор и хозяйство). Князья отправляли дружинников к покорённым племенам с целью сбора дани. Подобные походы назывались полюдьем. Дань, как правило, собирали с ноября по апрель, а завершали во время весеннего ледохода, когда князья возвращались в Киев. Данью облагали крестьянский двор (дым) либо земельную площадь, которая обрабатывалась крестьянским двором (рало, плуг).

Так в среде славян складывались первые признаки государственности. В первую очередь они были заметны в тех восточнославянских землях, где уровень экономического развития был выше по сравнению с другими территориями. Это касалось земель полян и новгородских словен.

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Язычество — политеизм, вера во множество богов. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы, отражая социальные и общественные отношения того времени.

Важная роль в славянском язычестве была отведена волхвам — служителям языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Византийский историк Прокопий Кесарийский отмечал, что «…они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды...».

К главным богам славян относятся:

  • Перун — бог грома, молнии, войны;
  • Сварог — бог огня;
  • Велес — покровитель скотоводства;
  • Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени;
  • Даждьбог (Ярило) — бог солнца;
  • Симаргл — бог подземного мира.

Возникновение государственности у восточных славян

В результате длительного процесса политической, экономической и этнокультурной консолидации восточнославянских племён на рубеже VIII–IX вв. возникло государственное образование с центром в Киеве. Основные причины появления государственности у восточных славян:

  • кризис родоплеменных отношений и переход к феодальному обществу;
  • общность этнокультурного происхождения;
  • необходимость защиты территорий от общих врагов;
  • близость политического устройства;
  • общие экономические цели.

Теории создания Киевской Руси

Норманнская (учёные XVIII в. Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлёцер). Сущность: созданию собственного государства восточные славяне обязаны исключительно внешнему, в частности норманнскому (варяжскому) воздействию. Эта теория основывалась на скандинавском происхождении многих древнерусских этнонимов, экономических связях норманнов со славянами, а также на том, что первые киевские князья были норманнами по происхождению. Согласно летописным данным, в 862 г. новгородские бояре пригласили на княжение варяжского конунга (вождя) Рюрика, который и стал впоследствии родоначальником династии Рюриковичей, пребывавшей на русском престоле до конца XVI в.

Антинорманнская теория (М. Ломоносов) отрицала какое-либо влияние норманнов на процесс создания Древнерусского государства. Большинство современных исследователей являются сторонниками теории естественно-исторического процесса. Не отрицая влияния норманнов на появление государства с центром в Киеве, они относятся к «варяжскому фактору» как к катализатору, который ускорил появление государственности у восточных славян.

Существование Древнерусской державы как относительно цельного образования охватывает период со второй половины IX до 30‑х гг. ХIII в. Началом политической истории Древней Руси принято считать 882 г., когда новгородский князь Олег осуществил поход из Новгорода в Киев, тем самым объединив северные и южные русские земли. Политической формой этого объединения стала раннефеодальная монархия с элементами федерализма.

Князья и дружина

Вечевые порядки. Князь — вождь племени, с развитием феодальных отношений — руководитель государства либо государственного образования. На Руси старший из князей назывался великим, остальные — удельными.

Дружина — вооружённые отряды в Древней Руси, которые были постоянной военной силой князя. Дружина принимала участие в управлении княжеством и личным хозяйством князя. Возглавлялась князем. Состояла из двух частей: старшей дружины — бояр и младшей дружины — ядра княжеского войска.

Вече — народное собрание у восточных славян. Его истоки в племенных собраниях славян. Впервые вече упоминается в летописях в Новгороде (1016). В его компетенции находились вопросы войны и мира, оно призывало к власти и лишало власти князей, принимало законы, заключало соглашения с другими землями. Часто использовалось феодальной верхушкой для ограничения княжеской власти.

Киевский князь сосредотачивал в своих руках всю административную, военную, судебную власть и управлял государством с помощью ближайшего окружения: собственного войска (дружины), удельных князей и наместников, управлявших отдельными городами (градами). Органом местного самоуправления было народное вече.

Древняя Русь не была монолитной державой, а состояла из приблизительно 15 удельных княжеств, которые сохраняли определённую самостоятельность. Их зависимость от центра часто ограничивалась уплатой дани и обязательством в случае войны предоставлять помощь князю, давая в его распоряжение собственные дружины и народное ополчение. В отношении территориального устройства Древнюю Русь называют конфедерацией, содружеством князей и даже суперсоюзом.

Внутренняя политика великих киевских князей

Правление Олега (882–912) прошло под знаком собирания русских земель и консолидации их вокруг Киева. В основу этого процесса он положил модель централизованного государства. Во время одного из своих походов он погиб (по другой версии — умер от болезни).

Сын легендарного Рюрика Игорь (912–945) жестоко подавлял сепаратистские настроения покорённых племён (древлян, уличей). Племена древлян и уличей не хотели признавать верховенство киевского князя и платить ему дань. Силой Игорь подчинил древлян и после длительного противостояния, длившегося три года, присоединил уличей, но последние лишь формально признали власть Великого князя и, покинув земли Среднего Поднепровья, переместились на Подунавье. Походы поглощали значительное количество средств, что заставляло князя постоянно увеличивать дань (полюдье). Это привело к восстанию древлян, во время которого Игорь был убит.

Его жена — княгиня Ольга (945–964) — своё правление начала с подавления древлянского восстания: уничтожила древлянскую элиту, а их главный город Искоростень был сожжён. В дальнейшем Ольга провела некоторые реформы: налоговую (погосты — уставы — уроки), административную (появление посадников), поднималась проблема христианизации Руси (княгиня приняла христианство в 957 г.). Также Ольга поддерживала контакты со Священной Римской империей.

Сын Игоря и Ольги Святослав (964–972) прежде всего известен активной внешнеполитической деятельностью. В 964–966 гг. он подчинил вятичей, волжских булгар и буртасов (мордву); разгромил Хазарский каганат; обложил данью племена ясов и касогов на Северном Кавказе. В 968 г. киевский князь во главе шестидесятитысячного войска двинулся на Болгарию. Святослав разбил болгар и захватил 80 городов вдоль Дуная. Впоследствии снял осаду Киева печенегами (968). Второй поход на Балканы (969) был менее удачным, и в 971 г. Святослав был вынужден подписать мир под Доростолом. Был убит печенегами в 972 г.

Важные даты

 VI–IX вв. — образование племенных союзов восточных славян
 IX в. — cоздание раннегосударственных объединений восточных славян
 862 г. — изгнание варягов из Новгорода и призвание на княжение Рюрика
 882 г. — поход Олега на Киев, объединение под его властью Новгорода и Киева
 883 г. — покорение древлян, отвоевание у хазар племён северян, полян и радимичей
 907 г. — поход Олега на Константинополь. Первый договор Руси с Византией
 911 г. — второй договор Руси с Византией
 941 г. — первый поход князя Игоря на Константинополь
 944 г. — второй поход князя Игоря на Константинополь. Договор Руси с Византией.
 945 г.— восстание древлян. Убийство князя Игоря
 945 г. — подавление восстания древлян, введение новой системы сбора дани (повоз), её размера (урок) и мест сбора (погосты)
 955 г. или 957 г. — княгиня Ольга приняла в Константинополе христианство под именем Елена
 964–965 гг. — разгром Хазарского каганата. Установление контроля над торговым путём Волга — Каспийское море
 968 (969) г. — разгром печенегов под Киевом
 968–971 гг. — походы кн. Святослава в Дунайскую Болгарию. Войны с Византией и печенегами
 972–980 гг. — первая усобица: борьба Ярополка, Олега и Владимира, сыновей Святослава, за киевский престол

Киевские князья

  862–879 гг. — Рюрик (князь Новгородский)
  879–912 гг. — Олег (киевский князь с 882 г.)
  912–945 гг. — Игорь
  945–972 гг. — Святослав Игоревич
  972–980 гг. — Ярополк Святославич

Термины

Вервь – название общины в Древней Руси.
Вече (от «вещать» – говорить) – народное собрание в Древней и Средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел. Возникло из племенных собраний славян.
 В летописи впервые упоминается о Белгороде в 997 г. ВZедению веча подлежали вопросы войны и мира, призвания и изгнания князей, выборы и смещение представителей власти (посадников, тысяцких и др., а в Новгороде также архиепископа), заключение договоров с другими землями и княжествами, наделение землёй и привилегиями, принятие законов (напр., Новгородская и Псковская судные грамоты). Судебные и административные вопросы, как правило, не входили в компетенцию веча.
 В Северо-Восточной Руси вечевые учреждения были ликвидированы к концу XIV в. Дольше всего вечевой строй сохранялся в Новгородской и Псковской феодальных республиках. С присоединением к Москве Новгорода (1478 г.) и Пскова (1510 г.) вече в этих городах было упразднено.
Вира – в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. По «Русской Правде», за убийство простого свободного человека платилось 40 гривен, за убийство представителей княжеской администрации (огнищанина, тиуна) – 80. Полувирье (20 гривен) взималось за тяжёлые увечья. Когда убийца не был известен, община-вервь, на территории которой находили убитого, платила «дикую» виру.
Воевода – славянский термин, обозначавший военачальника, правителя. В качестве начальника княжеской дружины или предводителя народного ополчения воеводы упоминаются в русских летописях с X в.
Военная демократия – форма общественных отношений, сложившаяся у восточных славян в VII–VIII вв., для которой характерны: а) особая роль народного собрания (племенного схода) как высшего органа власти; б) участие всех мужчин племенного союза в решении важнейших вопросов жизни племени; в) всеобщее вооружение населения.
Волхвы – древне-русское название жрецов, служителей языческого религиозного культа. Волхвам приписывалось влияние на силы природы, лечение болезней, предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописи в 912 г. в связи с сообщением о предсказании ими смерти кн. Олегу. В XI в. происходили восстания крестьян и горожан в Суздале (1024 г.), Киеве (1068 г.), Белоозере и др., во главе которых стояли волхвы, использовавшие их для борьбы с христианской религией. С распространением христианства на Руси язычество и волхвы подверглись гонениям со стороны государства. Так, в 1227 г. в Новгороде были публично сожжены 4 волхва.
Повоз – система сбора дани, введённая киевской княгиней Ольгой в 945 г., при которой князь с дружиной не объезжал все подвластные селения, а приезжал за данью в специально определённые места – погосты.
Погост – места сбора дани, введённые киевской княгиней Ольгой в 945 г.
Полюдье – объезд князем и дружиной подвластных племён для сбора дани. Просуществовало до 945 г., заменено повозом.
Посадник – первоначально наместник князя в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Впервые термин «посадник» встречается в «Повести временных лет» под 997 г. Позднее термин «посадник» стал означать название высшей государственной должности в Новгороде (до 1478 г.) и Пскове (до 1510 г.). Посадники избирались на вече из представителей наиболее богатых и знатных боярских семей. В Новгороде реформа Онцифора Лукинича (1354 г.) вместо одного посадника ввела шестерых, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался новый – «степенный» посадник. Реформой 1416–1417 гг. число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода. С присоединением Новгорода и Пскова к Москве институт посадничества в них был ликвидирован.
Урок – размер дани с подвластных восточнославянских племён, установленный киевской княгиней Ольгой в 945 г.
Усобицы – борьба представителей княжеского дома за власть. Первая усобица началась в 972 г. после гибели кн. Святослава.
Аскольд и Дир – киевские князья (вторая половина IX в.). Согласно «Повести временных лет», дружинники Рюрика, отпросившиеся у него в Царьград (Константинополь). По дороге они остановились в Киеве и стали там княжить. В 866 г. совершили поход на Византию. В 882 г. убиты новгородским кн. Олегом Вещим, объединившим Киев и Новгород.
Мал – князь древлян, при котором в 945 г. произошло восстание против киевского князя Игоря. Убит при подавлении восстания.

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!