Древнерусское государство во второй половине X-начале XII века. Расцвет Киевской Руси

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Владимир I Великий (980–1015), победив во время междоусобной борьбы своих братьев и став князем, завершил объединение славянских земель вокруг Киева (присоединил Красную Русь, Закарпатье). Русь превратилась в крупнейшую державу тогдашней Европы с территорией более 800 тыс. квадратных километров и населением около 5 млн человек.

С целью повышения авторитета великокняжеской власти и усиления централизации государственного управления провёл ряд реформ:

  • религиозная (введение христианства или Крещение Руси);
  • административная (изменение границ между княжествами по территориальному принципу, их возглавляли либо его сыновья, либо наиболее преданные воеводы);
  • военная (строительство городов-крепостей на южных рубежах государства и возведение сторожевых башен, что повысило обороноспособность Руси. У этой реформы был и ряд других важных последствий: она позволила сформировать боеспособное, преданное князю войско; создать новую, или младшую, дружину, полностью зависимую от великого князя, которая играла роль своеобразного противовеса местному боярству);
  • финансовая (начал чеканить собственную монету — золотники и сребреники);
  • судебная («Устав о церковных судах и десятине»).

Расцвет Руси продолжался и в период правления Ярослава Мудрого (1019–1054). В первые годы правления его власть над русскими землями была не полной, поскольку уже в 1024 г. Ярослав потерпел поражение в битве под городом Лиственом от своего брата, черниговского князя Мстислава. Однако победитель не занял великокняжеский стол. Братьям удалось найти компромиссное решение: они образовали дуумвират, поделили Русь по Днепру и из двух центров — Киева и Чернигова — управляли огромным государством. Лишь после смерти Мстислава в 1036 году, Ярослав стал, по словам Нестора, «самовластителем Русской земли». Среди его основных достижений:

  • масштабное строительство культовых сооружений (только в Киеве насчитывалось более 400 церквей);
  • составление первого писаного сборника законов Русская Правда;
  • развитие книгописания и основание первой библиотеки;
  • составление первой летописи (1037–1039);
  • основание отдельной Киевской митрополии (1051).

В последние годы жизни Ярослав предпринял попытку решить болезненную проблему престолонаследия. В основу предложенного им механизма преемственности княжеской власти был положен принцип сеньората, то есть власти старшего в роде. В случае смерти киевского князя великокняжеский стол переходил к старшему по возрасту сына, что, по мнению Ярослава, давало возможность избежать семейных ссор, так как каждый из потомков имел шанс править в Киеве.

Принятие христианства

В числе мероприятий, направленных на укрепление Древней Руси, важное место занимали религиозные реформы. Их началом стала попытка князя Владимира (980–1015) поднять авторитет языческих богов. С этой целью в Киеве было построено новое святилище-пантеон с идолами Перуна, Симаргла, Стрибога, Даждьбога и Мокоши. Однако вскоре стало очевидным, что язычество изжило себя и не соответствовало уровню развития Древнерусского государства.

Основные причины принятия христианства

  • необходимость централизации власти в государстве и укрепления позиций великого киевского князя, который считался бы божьим ставленником;
  • желание поднять международный авторитет Древней Руси.

При выборе веры Владимир остановился на византийском (православном) христианстве. Оно удовлетворяло вышеуказанным требованиям. Кроме того, определяющую роль сыграло положение византийской церкви в государстве, которая, в отличие от римской, признавала верховенство светской власти.

Обеспечивая идеологические основы верховенства великокняжеской власти, взамен церковь получала множество привилегий и полную поддержку государства. Появилась новая форма подати — десятина. Она состояла из отчислений в пользу церкви с доходов всех княжеских владений и прибыли всех землевладельцев. Впервые десятина была введена киевским князем Владимиром после крещения Руси для строительства и содержания Десятинной церкви.

Крещение Руси. Последствия. Значение

В 987 г. византийский император Василий II, против которого выступил ряд крупных феодалов, попросил у Владимира военной помощи для подавления мятежников. Киевский князь согласился, но потребовал выдать за него сестру императора — Анну. Это было чрезвычайно высокое требование, ведь в соответствии с существовавшими тогда правилами, византийские принцессы могли выходить замуж только за равных себе или хотя бы за представителей семьи германских императоров.

Однако обстоятельства были сильнее традиции: реальная угроза Константинополю заставила Василия II пойти на уступки, в тоже время, он сам потребовал, чтобы Владимир крестился и, выполняя условия русско-византийского соглашения, с 988 г. приступил к обращению в христианскую веру жителей Киева и других древнерусских городов. Данное событие и стало точкой отсчёта процесса введения христианства на Руси, который охватил несколько веков. Этим актом Русь окончательно определила своё место в Европе. Возрос международный авторитет государства, началось его политическое сближение с европейскими государствами, в первую очередь с Византией.

В самой Руси принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры. Важным центром образования, литературы и искусства стали монастыри и храмы. Уже в годы правления Ярослава Мудрого (1019–1054) на Руси существовало около 70 больших монастырей, самым крупным из них был Киево-Печерский. Новая религия оказала значительное влияние на процесс формирования древнерусской народности, способствовала укреплению государственного единства Руси.

Категории населения на Руси

В IX–X вв. феодальные отношения стали главной тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси. В это время происходит процесс формирования привилегированного класса феодалов, к которому относились князья и местные бояре. Князья, бояре и церковь имели право собственности на землю. Они не платили дань и обладали целым рядом других привилегий. Кроме феодалов существовали свободные крестьяне-общинники, свободное городское население, феодально-зависимые крестьяне и рабы.

Основную массу городского и сельского населения Древней Руси составляли люди — феодально-зависимые крестьяне, эксплуатировавшиеся государством путём сбора дани. Её размер зависел от количества и качества земли, которая была в распоряжении крестьянина. Значительную часть населения составляли смерды — категория населения по «Русской правде», крестьяне на Руси IX–XIV вв., занимавшиеся земледелием. Изначально были свободными, но по мере развития феодальных отношений постепенно утратили личную свободу.

С развитием феодальных отношений количество смердов на Руси уменьшалось, поскольку они превращались в феодально-зависимых крестьян — закупов. Закупы — категория полусвободных крестьян в Древней Руси в XI–XII вв. Закупами называли людей, становившихся должниками, одалживавших у землевладельцев зерно для посева, скот, ремесленную продукцию, т. е. бравших «купу». Отрабатывать долг они должны были в форме исполнения различных феодальных повинностей.

К категории полностью бесправного населения, фактически рабов, относили челядь и холопов — категорию зависимого населения в Древней Руси, которая по своему правовому положению приближалась к рабам.

Отдельную категорию населения составляли изгои — люди, в силу определённых обстоятельств выбывшие из своей обычной социальной среды (крестьяне, вышедшие из общины, холопы, которые выкупились, но не имели средств к существованию, разорившиеся купцы и т. п.).

Русская Правда

Социально-экономические отношения на Руси регулировала Русская Правда — первый сборник законов. Он объединил правовые обычаи Древней Руси, узаконил изменения, произошедшие в обществе и сознании людей. Основным объектом защиты стала жизнь и личная неприкосновенность человека. Обычай кровной мести был существенно ограничен, а впоследствии и вовсе отменён. Кодекс предусматривал защиту жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, правовое положение феодально-зависимой части населения, право наследования и др. Оригинал Русской Правды обнаружен не был, зато до наших дней дошло немало её списков, датированных XIII–XVIII вв. Всего их известно около 100. История составления Русской Правды и её последующих списков, которые разделяют на три редакции (краткую, широкую и сокращённую), до сих пор освещена в исторической науке фрагментарно. Краткая редакция Русской Правды была открыта В. Татищевым в 1738 г. во время изучения им текста Новгородской летописи, относящейся к 40-м гг. XV в. Напечатана она была А. Шлёцером в 1767 году.

Основу Русской Правды составляют: Правда Ярослава Мудрого (1016), Правда Ярославичей (1060–1070-е), Устав Владимира Мономаха (1110-е). Что касается времени появления первой редакции Русской Правды, то мнения исследователей расходятся. Одни считают, что годом её издания мог быть 1016 г., другие склонны её датировать 1030-ми гг. Большинство положений старейшей редакции уходят корнями в VIII–IX вв., а то и к более древним временам, о чём свидетельствует наличие института кровной мести, после принятия христианства частично заменённой системой денежных штрафов. Основы краткой правды составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Есть также разделы, посвящённые охране жизни, здоровья и имущества.

Правду Ярославичей составили сыновья Ярослава Мудрого — Изяслав, Всеволод и Святослав, во время своего съезда в Вышгороде (1072). Её нормы ревностно оберегают интересы князя, его земли, чиновников и имущество. Разные нормы денежных штрафов за убийство определялись общественным положением убитого, что указывало на процессы социальной и имущественной дифференциации в среде славян.

Международные связи Древней Руси

Борьба с кочевниками

Первые киевские князья объединили почти все восточнославянские земли, создав одно из крупнейших государств Европы периода раннего средневековья. Сложной проблемой для Древней Руси была борьба с кочевыми племенами востока и их государственными образованиями. Наибольшую опасность для древнерусских земель представляли печенеги, половцы, Аварский и Хазарский каганаты.

Первое появление печенегов на южных границах Руси состоялось в 915 г. Тогда между ними и киевским князем был заключён мирный договор, после чего печенеги ушли к Дунаю. Но в период княжения Игоря кочевники в 930 г. нарушили соглашение и возобновили набеги на Русь. По одной из версий, это стало следствием интриг византийских правителей, не желавших усиления Древнерусского государства. Особая роль в борьбе с кочевниками принадлежит князю Святославу. Он, взяв Саркел и Итиль, нанёс сокрушительное поражение Хазарскому каганату (965), но был убит в бою с печенегами (972), которые представляли объединение преимущественно тюркоязычных племён, с IX в. кочевали в южно-русских степях и регулярно совершали набеги на земли Древней Руси. Конец набегам печенегов положил Ярослав Мудрый, разгромив их в 1036 г.

С Х в. киевские князья занимались укреплением русских границ от нападений кочевников. С этой целью создавались заставы, богатырские разъезды, строились крепости. Среди всего комплекса фортификационных сооружений особое место занимали так называемые «змиевые валы», общая протяжённость которых была немногим менее 950 км. По приблизительным расчётам, их строительство велось около 20 лет. Ежегодно в возведении валов участвовали как минимум 3 тыс. человек.

Со второй половины XI в. участились набеги половцев. Половцы (кипчаки, куманы) — тюркоязычные племена, господствовавшие в XI–XII вв. в южнорусских степях. Основное занятие — кочевое скотоводство и ремесло. Русичи противостояли половцам с переменным успехом. Одно из самых болезненных поражений было в результате битвы на р. Альта (1068). Ощутимых успехов в борьбе с половецкими ханами достигли Владимир Мономах (1113–1125) и Мстислав (1125–1132). Половцы были разгромлены и подчинены монголо-татарами в XIII в.

Отношения с Византией

Внешняя политика Древней Руси была направлена на тесное взаимодействие с государствами-соседями и, в первую очередь, с Византией. С Византией неоднократно заключались договоры. После удачных походов на Константинополь (Царьград) первым их заключил князь Олег — в 907 г. и 911 г. Русско-византийский договор 911 г. состоял из 15 статей и предусматривал выплату Византией значительной контрибуции (48 тыс. гривен золотом), установление беспошлинной торговли, предоставление льгот русским купцам и пр. Данный договор позволял вывозить дань, собираемую в русских землях, и продавать её на рынках Константинополя.

Преемник Олега Игорь также совершил несколько походов на Византию (941 г. и 943 г.), которые имели значительно меньший успех, чем у его предшественника. Так, во время похода 941 г., князь потерял большую часть своего флота, который византийцы сожгли «греческим огнём».

Во 2-й половине Х в. наметилось сближение Руси и Византии. Большое значение византийскому вектору внешней политики придавала княгиня Ольга, которая лично посетила Константинополь, где в 957 г. приняла христианство. Договоры киевских князей с Византией преследовали цель установить мир между государствами и, при необходимости, союз, наладить взаимовыгодные торговые отношения.

Успехи, достигнутые в 960-х гг. князем Святославом на востоке не на шутку встревожили Константинополь, поэтому империя прибегла к дипломатической игре. В 968 г. по приглашению византийского императора Никифора Фоки киевский князь во главе шестидесятитысячного войска отправляется в поход против Болгарии. Мощным ударом Святослав разбил под Доростолом болгарское войско и захватил 80 городов вдоль Дуная.

Второй поход киевского князя на Балканы начался в 969 г. Святослав достаточно быстро, захватив Переяславец, который видел своей будущей столицей, Большой Переяслав, Доростол, Филиппополь, продвинулся вглубь Византийской империи. Однако новому византийскому императору удалось собрать многочисленное войско и сначала под Адрианополем остановить Святослава, а под Доростолом подписать мирное соглашение (971), которое предусматривало, что киевский князь возьмёт на себя обязательство не воевать с Византией и откажется от претензий на территорию Болгарии и Крыма. В свою очередь, византийцы гарантировали князю беспрепятственное возвращение с дружиной на Русь.

Контакты с европейскими государствами

Первые контакты Руси с государствами Европы датируются временем правления Ольги, которая, в частности, с 958 г. поддерживала отношения с императором Священной Римской империи Оттоном І. Была достигнута предварительная договорённость о приезде в Киев епископа Адальберта, который, скорее всего, так и не состоялся.

После принятия христианства Русь встала в один ряд с европейскими государствами, что позволило Владимиру Великому и Ярославу Мудрому, который сам был женат на шведской принцессе Индигерде, заключить выгодные брачные союзы своих детей с наследниками иностранных государств — Польши, Венгрии, Швеции, Священной Римской империи, Норвегии, Чехии и др. Самые известные примеры подобного установления связей с европейскими государствами — правление дочери Ярослава Мудрого Анны как королевы Франции (1051–1060) и внучка Ярослава Мудрого — Евпраксия, которую выдали замуж за императора Священной Римской империи Генриха IХ, после чего она приняла имя Адельгейда. Помимо этого, Ярославу Мудрому удалось обозначить позиции русичей в Прибалтике. Им был основан город Юрьев (ныне — эстонский Тарту).

Древняя Русь поддерживала отношения и с народами Скандинавии (варягами), в Западной Европе более известными как норманны или викинги, а также Закавказья, Арабским халифатом (поход Олега 912 г.), Волжской Булгарией. Осуществлялись походы на Закавказье (Игоря в 944 г., Святослава а 966 г.).

 980 г. — попытка религиозной реформы: создание единого пантеона языческих богов в Киеве
 988 г. — поход Владимира на Корсунь (Херсонес)
 988 г. — крещение кн. Владимира и его дружины в Корсуни, крещение Руси
 989–996 гг. — строительство церкви Успения Богородицы (Десятинной) в Киеве
 1015–1019 гг. — вторая усобица. Убийство князей Бориса и Глеба Святополком Окаянным
 1016–1054 гг. — составление свода законов «Правда Ярослава» – наиболее древней части «Русской Правды»
 1037 г. — закладка в Киеве собора св. Софии в честь победы над печенегами
 1045–1050 гг. — строительство собора св. Софии в Новгороде
 1054 г. — разделение христианской церкви (схизма) 1068–1072 гг. — народные восстания в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской и Черниговской землях
 1068 г. — нашествие половцев во главе с ханом Шеруканом
 1056–1057 гг. — создание Остромирова евангелия кон. XI в. — составление монахом Нестором «Житий» и «Повести временных лет». Создана «Палея Толковая» – первый документ, в котором формулировались идеологические постулаты русичей
 1097 г. — съезд князей в г. Любече
 1100 г. — съезд князей в г. Витичеве (Уветичах)
 1103 г. — съезд князей у Долобского озера
 1111 г. — поход русских князей на половцев под предводительством Владимира Мономаха
 1113 г. — восстание в Киеве против ростовщиков. Призвание князя Владимира II Всеволодовича Мономаха
 1113 г. — издание «Устава» о «закупах» и «резах» (процентах) – ограничение ростовщичества ок. 1113 г. — редактирование «Повести временных лет» монахом Сильвестром
 1120-е гг. — «Поучение детям» Владимира Мономаха
Бояре – высший слой феодального общества в Русском государстве X–XVII вв. Бояре занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. В X–XII вв. бояре разделялись на 2 слоя: княжеских – княжих «мужей» («огнищане») и так называемых земских («старцы градские»), потомков родоплеменной знати.
 В период раздробленности (XII–XV вв.) с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь бояр, возросло их политическое влияние, стремление к самостоятельности. Усиление великокняжеской власти со второй половины XIV в. привело к появлению бояр «путных», которые управляли отдельными территориями в княжеском хозяйстве, отдававшимися им в кормление. Постепенно имущественные и политические права бояр ограничивались, происходили изменения в социальном составе боярства (расслоение на «старых» и «молодых», проникновение в ряды боярства представителей других слоёв населения, например купеческой верхушки). Особенно сильный удар боярской аристократии нанесла опричнина Ивана IV.
 В XVII в. состав боярства сильно изменился. Происходило стирание различий между боярами и дворянами, чему способствовала тенденция к слиянию поместного и вотчинного землевладений, юридически оформленная в 1714 г.
Боярская дума – высший совет при князе (с 1547 г. – при царе) в Русском государстве X – начала XVIII в., аналогичный государственному совету при королях в странах Западной Европы. Состояла из представителей феодальной аристократии; её деятельность носила законосовещательный характер.
Вотчина – вид феодальной земельной собственности в России. Наследственное семейное или корпоративное землевладение. Владелец вотчины мог передавать её по наследству, продавать, закладывать и т.п. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность. В Киевской Руси в IX–X вв. уже существовали феодальные вотчины князей и бояр.
 В XI–XV вв. вотчина стала преобладающей формой феодального землевладения. Вотчинами владели в основном бояре, «вольные слуги», а также монастыри, церкви, высшее духовенство. Указ Петра I от 23 марта 1714 г. «О единонаследии» юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья в недвижимое имущество.
Дворянство – юридически оформленная в качестве господствующего сословия часть феодального общества, обладающая определёнными, передаваемыми по наследству привилегиями.
 В Древней Руси XII–XIII вв. дворянство возникло как низшая прослойка военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. В отличие от зависимых слуг, занятых в хозяйстве князя или вотчинника, дворяне назывались «вольными слугами». С XIV в. князь и вотчинники «жалуют» дворянам за службу землю (так появляются поместья). В период объединения русских земель дворянство становится важнейшей социальной опорой великокняжеской власти. С середины XVI в. роль дворянства усиливается. Оформлялись его политические права.
 Дворянское сословие в России было ликвидировано декретом ЦИК и СНК РСФСР «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11(24) ноября 1917 г.
Дружина – отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя; военная организация, характерная для строя военной демократии, для периода разложения родового строя и зарождения феодальных отношений. Вождь (князь) и дружина были связаны взаимными обязательствами. Дружина должна была защищать вождя (князя), последний – содержать дружину. Дружинники, обогащаясь за счёт военной добычи, постепенно превращались в военно-аристократическую верхушку племени. Свои дружины в Древней Руси имел не только киевский князь, но и его наместники.
Закупы – категория зависимого населения Древней Руси. По «Русской Правде», закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и своё хозяйство. Расплатившись с господином за ссуду («купу»), закуп мог стать свободным. В отличие от полного холопа, закупа нельзя было убить. Закупы могли уходить от феодала для поисков денег, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега закуп мог быть превращён в раба.
Изгои (от «гоить» – жить) – на Руси XI–XII вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения. Изгои упоминаются в «Русской Правде». Большинство изгоев происходило, видимо, из крестьян, порвавших связь с общиной, и из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов.
Лествичное право – от слова «лествица» (лестница). Обычай княжеского наследования в Киевской Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. Старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Порядок княжения был следующим: старший брат, затем младшие по порядку, затем дети старшего брата, за ними дети следующих братьев, за ними, в той же последовательности, внуки, затем правнуки и т.д. Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на великом княжении, лишались права на очередь и получали уделы на прокорм. По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город.
Митрополит – второй по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха). Появились на Руси после принятия христианства в XI в. и были до конца XVI в. Первоначально митрополиты назначались на Русь Константинопольским патриархом. В 1051 г. Ярославом Мудрым без согласия патриарха киевским митрополитом был поставлен Иларион, по-видимому смещённый сразу после смерти Ярослава Мудрого. После 1299 г. местом постоянного пребывания Киевского митрополита и его двора стал г. Владимирна-Клязьме, в конце 1326 г. – Москва.
Наместник – должностное лицо в Древней Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное управление. Наместники назначались в города великими и удельными князьями. Ведали вопросами местного управления, судом, сбором пошлин. Имели административный персонал и военные отряды для местной обороны и подавления народных выступлений. Вознаграждались за службу путём кормлений. В 1555–1556 гг. система наместничества была заменена выборными земскими учреждениями.
Огнищанин (от слова «огнище» – очаг, двор) – первоначально младший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства. В XI–XIII вв. – старший дружинник, «княжой муж», боярин. По «Краткой Русской Правде», за убийство огнищанина полагалась двойная вира (80 гривен вместо 40; за смерда – 5 гривен).
Раннефеодальная монархия – государство переходного периода от первобытно-общинного строя к феодализму у восточных славян, миновавших в своём развитии рабовладельческую стадию. Во главе государства стоял старший киевский князь, опиравшийся в своей деятельности на дружину и совет старейшин. Важную государственную и политическую роль продолжало играть вече. Управление на местах осуществлялось первоначально местными князьями, затем посадниками киевского князя. Общественные отношения строились на договорных (сюзеренно-вассальных) принципах.
«Русская Правда» – древнейший дошедший до нас сборник норм древнерусского права, основной источник, свидетельствующий о правовых и социальных отношениях в Древней Руси. Первая редакция – «Правда Ярослава» – создана до 1054 г. В последующем изменялась и дополнялась («Правда Ярославичей», «Покон вирный», «Урок мостникам», Устав Владимира Мономаха, Устав о холопах).
Рядовичи – в Киевской Руси это люди, находившиеся в зависимости от господина по «ряду» (договору). По своему положению рядовичи были близки к закупам. По «Русской Правде», штраф за убийство рядовича равнялся штрафу за убийство холопа или смерда.
Смерды – социальный слой славянского общества раннего средневековья. В Древней Руси смерды отмечены в источниках XI–XII вв. («Русская Правда» и др.). Понятие «смерды» в литературе трактуется различно:
 1) смерды – обозначение всей массы сельского населения. Первоначально смерды – свободные общинники, затем они постепенно утрачивают свою свободу, и в течение длительного времени сосуществуют свободные и зависимые смерды;
 2) смерды – крестьяне, сидевшие на государственной земле и обложенные данью. Смерд имел свою семью и имущество, платил штраф за совершённые проступки. Вместе с тем юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа.
 В некоторых случаях термином «смерд» в XII в. обозначалось всё сельское население той или иной местности.
Староста – представитель низшей княжеской администрации, обычно из холопов. В «Русской Правде» упоминаются сельский и ратайный старосты. Сельский староста, по-видимому, ведал сельским населением вотчины, ратайный староста – вотчинной пашней. За убийство старосты взыскивался штраф в 12 гривен: больше, чем за смерда, рядовича или обычного холопа, но меньше, чем за тиуна.
Схизма (греч. sxisma, букв. «расщепление») – разделение христианской церкви на католическую и православную в 1054 г. Несмотря на официальный характер раскола в 1054 г., окончательное разделение церквей произошло после завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г.
Тиун – в «Краткой Русской Правде» (XI в.) группа привилегированных княжеских слуг, жизнь которых ограждалась двойной вирой. В «Пространной Правде» (начало XIII в.) и «Слове Даниила Заточника» – более широкий круг лиц, участвовавших в управлении княжеским хозяйством. Часть из них была несвободной. К XII в. тиуны появляются и у бояр.
Холопы – категория феодально-зависимых людей в X – начале XVIII в. По правовому положению приближались к рабам. По закону холоп являлся вещью, которой господин мог распоряжаться неограниченно. В то же время господин нёс ответственность за действия холопа. Xолопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке.
Челядь – наименование зависимого населения в Древней Руси. В VI–IX вв. употреблялось для обозначения патриархального рабства. В IX–X вв. челядь – рабы, ставшие объектом купли-продажи. Постепенно это наименование стало применяться к более широкому кругу феодально-зависимого населения. В XVIII–XIX вв. челядью называли дворовых слуг помещика.
Борис и Глеб – младшие сыновья киевского кн. Владимира I Святославича. Около 987–989 г. Борис получил от отца Ростов, Глеб – Муром. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 г. после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком. Русской православной церковью причислены к лику святых.
Добрыня – дядя и воевода Владимира Святославича, брат его матери Малуши. После гибели в 980 г. Ярополка и вокняжения Владимира в Киеве Добрыня стал наместником в Новгороде. Участвовал в походе на волжских болгар в 985 г. По преданию в 989 г. крестил Новгород «огнём и мечом», при этом сбросил в Волхов статую Перуна, им же в 980 г. воздвигнутую. Исторический прототип былинного Добрыни Никитича.
Иларион (середина XI в) – первый киевский митрополит из русских (с 1051 г.). Его поставление было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церковных делах. Сведений о его судьбе после 1055 г. в летописях нет. Иларион – автор «Слова о законе и благодати» (1037–1050), в котором он утверждает мысль о равенстве всех народов, высоко оценивает деяния князей, прославивших русскую землю в других странах. Своё «Слово» Иларион закончил молитвой за русскую землю, выразив уверенность, что русский народ никогда не будет порабощён чужеземцами.
Кирилл (ок. 827–869) и Мефодий (820–885) – славянские просветители, проповедники христианства, создатели славянской азбуки (глаголицы), первые переводчики богослужебных книг на славянский язык.
 Kонстантин VII Багрянородный (Порфирородный) (905–959) – византийский император с 913 г. Во внешней политике сохранял дружественные отношения с Западом, Халифатом, Болгарией и Русью. Государственному правлению Константин VII предпочитал литературные занятия. Автор ряда трудов. Среди них – «Об управлении империей», в котором приводится ряд ценных сведений о народах, окружавших Византию, в том числе и о русских.
Kонстантин IX Мономах (ум. в 1055) – византийский император в 1042–1055 гг. В 1043 г. вёл войну с Русью. В 1046–1047 гг. заключил с ней союз, скреплённый браком родственницы Константина IX Марии с Всеволодом Ярославичем.
Мал – князь древлян, при котором в 945 г. произошло восстание против киевского князя Игоря. Убит при подавлении восстания.
Нестор – монах Киево-Печерского монастыря (с 70-х гг. XI в.), древнерусский историк и публицист. В 1080-х гг. написал «Чтение о житие и погублении... Бориса и Глеба», около 1094 г. – «Житие» Феодосия Печерского. Нестор был составителем крупнейшего произведения древнерусской исторической мысли – «Повести временных лет». Похоронен в пещерах Киево-Печерской лавры.
Путята (ум. не ранее 1113) – воевода и киевский тысяцкий великого кн. Святополка II Изяславича, сын Вышаты и брат Яна Вышатича. Участвовал в Витичевском съезде князей. В 1097 г. возглавил войско Святополка, посланное против кн. Давида Игоревича. В 1104 г. возглавил поход против минского князя Глеба, участвовал в успешном походе 1106 г. на половцев. Путята занимался, видимо, ростовщичеством, чем вызвал ненависть со стороны киевлян. В ходе киевского восстания (1113 г.) двор Путяты был разграблен.
Феодосий Печерский (ок. 1036–1074) – игумен Киево-Печерского монастыря. Родился в Василёве, получил хорошее образование. В 1055–1056 гг. постригся в монахи. Отличался исключительным аскетизмом, с юности носил вериги. С 1060-х гг. – игумен Печерского монастыря, который он значительно расширил. Ввёл монастырский устав по греческому образцу, отличавшийся строгостью и внедрявший полное общежитие монахов, одинаковую одежду, общность имущества и т.п. Феодосию Печерскому приписывается ряд поучений и посланий. В 1091 г. канонизирован.
Удел (от старослав. «дел» – часть) – доля члена княжеского рода в княжестве. На Руси XII–XVI вв. государственное образование, земельная собственность князя как политического владетеля. Разделение на уделы было впервые узаконено на съезде князей в Любече в 1097 г. Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, но имели собственный аппарат управления, войска, а с XIV в. – выпускали собственную монету. Удельная система была ликвидирована с образованием Московского централизованного государства. Последним удельным князем был сын Ивана IV царевич Дмитрий, погибший в 1591 г.

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!