Задание 13 из ЕГЭ по истории: задача 53

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Из сочинений С.М. Степняка-Кравчинского

«Даже при всём желании нельзя недооценивать причин, вызвавших эту великую реформу. С одной стороны, это было чувство человечности нашего просвещённого общества, вдохновлённого новыми идеями; с другой — желание раз и навсегда устранить опасность насильственных потрясений, неизбежных до тех пор, пока огромная масса народа страдала под гнетом рабства. Однако обе причины существовали ещё за пятьдесят лет до освобождения крестьян. Явно была ещё и третья причина, более настоятельная, чем две первые, и потому перетянувшая чашу весов в пользу освобождения. Эту третью причину не надо далеко искать. В любом учебнике политической экономии говорится — и опыт это подтверждает, — что в той стране, где преобладает система рабства, наступает момент, когда она становится невыгодной и даже пагубной для интересов государства. <…> Промышленное развитие уже совершенно несовместимо с подневольным трудом. Поэтому в России при освобождении крепостных крестьян исходили не только из гуманных чувств — оно стало экономической необходимостью. В течение так называемого подготовительного периода, с 1855 по 1860 год, когда Крымская война выявила всю бедность и отсталость России по сравнению с другими странами, самыми сильными доводами, приводившимися защитниками освобождения, были доводы экономического характера. И последовавший в ближайшие шестнадцать — восемнадцать лет после освобождения крестьян колоссальный рост производительных сил (пока, как мы дальше увидим, деспотизм не стал ставить новые палки в колёса) доказывает справедливость этих доводов и мудрость реформы. Как прямое следствие роста просвещения и социального развития в стране, с плеч народа было снято огромное экономическое бремя, наложенное на него средствами политического принуждения. Все назначения общественной жизни в стране теперь исполнялись без вмешательства правительства, просто путём самопроизвольной деятельности, стремления удовлетворять личные нужды членов общества. Не нужно было больше кнута, чтобы гнать крестьян на поля и рабочих – на фабрики. Общественная жизнь стала более уравновешенной. Россия перестала быть действующим вулканом, ибо неумолимая ненависть раба к господину сменилась относительно умеренным антагонизмом между работником и работодателем».

Укажите год окончания войны, о которой упоминается в отрывке. Укажите имя императора, правящего в России в указанный период. Укажите название реформы, о которой идёт речь.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

С какой страной воевала Россия в войне, события которой обозначены на схеме?

Напишите, под каким названием Великое герцогство Варшавское вошло в состав Российской империи.

Напишите фамилию полководца, который руководил походами, обозначенными на схеме стрелками.

Из воспоминаний И.А. Карпенко, специального корреспондента отдела экономики, промышленности и транспорта газеты «Известия»

«Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС обозначил резкий …

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!