Итоговое сочинение на тему «Доброта и жестокость». Аргументы, примеры, произведения.
Понятия добра и жестокости - Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Может ли человек однозначно быть или добрым или жестоким? Как предугадать последствия своих поступков? Что заставляет человека меняться и пересмотреть собственные взгляды?
Данное направление нацеливает на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Предлагаем возможный круг тем по данному направлению. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.
- Что такое доброта?
- Что такое жестокость?
- Почему люди бывают жестоки друг к другу?
- Чем доброта отличается от милосердия?
- Почему человек должен быть добрым?
- Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
- Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?
- Кого можно назвать добрым человеком?
- Кого можно назвать жестоким человеком?
- Уместна ли жестокость на войне?
- Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
Примерный список литературных произведений по направлению "Доброта и жестокость"
- Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
- Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
- М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
- В.П. Астафьев, «Людочка»;
- А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
- А.П. Чехов, «Крыжовник»;
- В.М. Шукшин, «Чудик»;
- К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
- Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»;
- И.С. Тургенев “Му-му”.
Произведения и аргументы по направлению «Доброта и жестокость»
Произведение | На что обратить внимание |
В. Железников «Чучело» | В повести рассказывается о жестокости подростков. Главная героиня Лена – изгой в классе. Она проявляет неравнодушие и берет на себя ответственность за проступок мальчика. Ребята издеваются над ней, а потом и вовсе сжигают ее чучело. Лена испытывает невероятные страдания, ведь любой подросток тяжело переживает несправедливое к ней отношение. Поведение одноклассников – пример грубого и жестокого отношения. |
У. Голдинг «Повелитель мух» | Оказавшись на острове, не ограниченные социальными рамками, дети показали всё то, что таится в человеке. Они поклоняются Повелителю мух. Это страшный символ зла, который гнездится в человеческой душе поэтому нужно ежедневно бороться против зверя в себе, иначе богом человечества станет облепленная мухами свиная голова. |
А.И Солженицын «Матренин двор» | Матрена, простая русская крестьянка, готовая помочь каждому, кто к ней обратится. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной. Потеряв своих детей, героиня взяла на воспитание девочку,которой отдала потом свою горницу. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир. |
Г. Х Андерсен «Девочка со спичками» | Безразличие может причинить человеку душевную боль, безразличие может даже убить. Равнодушие людей стало причиной смерти маленькой девочки. Люди не купили спички у девочки, и она боялась возвращаться домой. В отчаянии она начала жечь спички, которые должна была продать. Каждая сожжённая спичка дарила ей чудесные образы, она даже увидела свою умершую бабушку. Мираж был настолько ясным, что девочка в него поверила, она попросила бабушку взять ее с собой. Утром люди нашли маленькую мертвую девочку с улыбкой на губах и почти пустым коробком спичек в руках. Ее убили ни холод и нищета, а человеческой безразличие к бедам окружающих людей. |
А. Грин «Зеленая лампа» | История встречи бродяги и миллионера. Богач жестоко пользуется безвыходным положением Джона Ива в своих корыстных целях. «Игрушка… Игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье». Благодаря случайности нищий понимает, что над ним жестоко подшутили, но смог с достоинством выйти из этой ситуации. |
А. Чехов «В аптеке» | Тема хамства является ключевой в творчестве А.П. Чехова. Антон Павлович однозначно осуждает это явление, высмеивает его. В рассказе «В аптеке» А.П. Чехов показывает нам героя, столкнувшегося с хамством в обыденной жизни. Находясь при смерти, учитель пытался получить лекарство, но ему не повезло: в этой сложной ситуации он столкнулся с непроходимым хамом. Провизор смотрел на людей сверху вниз, не считая важным разговаривать с ними по-человечески, интеллигентно. Его хамство и равнодушие погубило человеческую жизнь. Для того чтобы ее спасти, необходимо было проявить каплю уважения и человеколюбия, но, к сожалению , он этого не сделал. |
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме» | Сочувствию и доброте можно и нужно учиться. Главному герою Бруно неинтересны рассказы учителя, он отправляется «исследовать» территорию недалеко от дома и натыкается на концентрационный лагерь, где встречает своего ровесника, еврейского мальчика Шмуэля. Бруно знает, что не должен дружить с Шмуэлем, поэтому встречи тщательно скрывает. Ни пропаганда, ни отец не могут заставить его ненавидеть узников лагеря. В день своего отъезда Бруно вновь отправляется к новому другу, он решает помочь ему найти отца, надевает полосатую робу и пробирается в лагерь. Финал этой истории печален, детей отправляют в газовую камеру, и только по остаткам одежды родители Бруно понимают, что случилось. Эта история учит на тому, что сочувствие нужно в себе воспитывать. Возможно, нужно научиться смотреть на мир так, как это делает главный герой, тогда люди не будут повторять чудовищных ошибок. |
Дж. Оруэлл «1984» | Дж. Оруэлл показывает бесконечную войну трех сверхдержав за обладание миром. Правящие группы понимают, что война должна длиться бесконечно, без побед, потому что она нужна, чтобы сохранить общественный строй. Война и голод помогали держать народ, отупевший от нищеты и страха, в повиновении. Если люди научатся думать самостоятельно, то их не заставишь убивать друг друга в бессмысленной бойне. Они просто выбросят своих правителей. |
Другие направления итогового сочинения: